Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с разными видами связи" в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (9, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Сложные предложения с разными видами связи» в 11 классе
Цель урока: углубить представление о структуре сложных предложений; развивать умение схематически представлять предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
- Орфоэпический диктант (чтение учащимися слов из орфоэпического минимума со слайда «по цепочке»)
- Исправьте ошибки в предложениях:
а) Учиться в университете нелегко – за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
б) Наша туристская группа была представлена самой себе, так как инструктора нам так и не дали.
в) Поднялся ветер, и по небу поползла огромная дождливая туча.
Ошибки какого рода вы исправляли в предложениях? Как называется это явление в языке? Объясните разницу в употреблении данных паронимов, составьте словосочетания с парами этих паронимов.
3. Заполните пустые графы в таблице «Сложные предложения». Предложения для примеров возьмите из предыдущего задания.
Сложные предложения | |||
Союзные | ? | ||
Сложносочинённые | ? | ||
Пример из предложенных | |||
Средства связи частей сложных предложений |
4. Углубление пройденного материала по теме «Сложные предложения с разными видами связи».
Мы знакомы с различными вариантами связи в сложных предложениях. Однако в предложениях часто виды связей сочетаются. Рассмотрим это на примере.
Анализ предложения: учащиеся подчёркивают грамматические основы, выявляют средства связи частей предложения, составляют схему.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(А. С. Пушкин)
Назовите главные и придаточные предложения. Почему не нужна запятая между двумя придаточными? Как объясняется двоеточие после первого главного предложения?
(Куда бы...) и (...куда б...), [ ]: [ ]; [ ]. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Сочинительная связь соединяет два придаточных (несмотря на что? — уступительное значение). Они оба, в свою очередь, относятся к первому главному предложению, поэтому между ними не нужна запятая. Второе и третье главные предложения со значением перечисления уточняют первое (перед двоеточием можно вставить «а именно»).
Анализ предложения.
Не помню сейчас, кем было замечено однажды, что существуют два рода писателей: одни умирают при жизни, другие живут после смерти. (В. Лакшин)
[ ], (кем…), (что…): [ ], [ ]
Предложение сложное с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. К главному предложению с помощью цепной связи присоединяются два придаточных изъяснительных. Два последних предложения поясняют придаточное второй степени и присоединены бессоюзной связью, отделяются двоеточием.
6. Самостоятельная работа в парах: анализ предложений.
1) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И. С. Тургенев.)
2) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. П. Астафьев.)
3) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
4) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни. (В. П. Астафьев)
7. Анализ предложений из вариантов ЕГЭ. Объяснение знаков препинания в предложениях.
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.
Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.
V. Домашнее задание
1. Работа над ошибками изложения.
2. § 13; упражнение 160.
3. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 48,50.
IV. Анализ газетного текста
Рассмотрим небольшую заметку с точки зрения синтаксиса и стиля (газета «Спорт-Экспресс», 30 июля 2004 г.):
Китаец кинул японцев
Ну, не любят в Китае японцев, что поделаешь! Китайские фанаты отчаянно освистывали гостей из Страны восходящего солнца на протяжении всего их матча с Таиландом на Кубке Азии — не помогло: подопечные знаменитого бразильца Зико победили со счетом 4:1 и вышли в четверть финал. Во время игры китайцы забрасывали сектора с японскими болельщиками петардами, а после матча окружили автобус сборной Японии. Напуганный водитель (тоже, понятно, китаец), несмотря на протесты Зико, рванул с места, так и не дождавшись двух игроков. За брошенными во враждебном окружении Сунсуке Накамурой и Ясухито Эндо пришлось высылать отдельную машину. А японская федерация направила организаторам турнира официальный протест.
(101 слово.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...

Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».
Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.
На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

урок русского языка в 9 классе . тема обобщение и закрепление знаний о сложном предложении с разными видами связи
материал по теме обобщение и закрепление знаний по теме сложное предложение с разными видами связи...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"
В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме. Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ...

Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...