Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвящены главной героине Татьяне Лариной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_povtorenie.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение темы
«СПП с разными видами придаточных»
Технология «творческая мастерская»
Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Цели:
- Контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания в СПП, определение вида СПП.
- Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
- Составление связного рассказа на лингвистическую тему (по видам СПП).
- Воспитание любви к творчеству А. С. Пушкина.
Оборудование:
- Карточка с тестовым заданием.
- Интерактивная доска.
- Портрет А. С. Пушкина.
- Толковый словарь С. И. Ожегова
Ход урока:
- Оргмомент. (слайд 1)
- Целеполагание. (слайд 2)
-- Сегодня мы повторим тему «СПП», вспомним все виды придаточных, средства связи, особенности некоторых придаточных, еще раз поупражняемся в составлении схем. Поможет нам в этом роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
III. Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Работа с текстом. (текст спроецирован на интерактивную доску без знаков препинания и с пропущенными буквами)
а) Чтение текста учителем. (слайд 3)
(1)Есть очень красивая древнегреческая легенда. (2)Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. (3)Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. (4)Но скульптура молчала. (5)А творец ее заболел. (6)Он занемог от любви к своему чудесному созданию. (7)Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине, в неё вложил всю душу. (8)И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. (9)И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.
(10)Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. (11)Возможно, так случилось и с Пушкиным. (12)Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. (13)И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…»
Б) Беседа.
- Текст ли это? Докажите.
- В каком стиле написан текст?
- Как вы думаете, сколько частей в этом тексте?
- В какой части раскрывается тема?
- Связаны ли части одной мыслью, темой?
- Найдите предложение, где раскрывается тема.
2. Работа с предложениями.
-- Чего не хватает в тексте?
(знаков препинания и пропущенных букв)
-- Задание ученику у доски: вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания во всем тексте.
3 предл. – СПП и вводное слово
7 предл. – однородные сказуемые
8 предл. – СПП
9 предл. – СПП
10 предл. – вводное слово и СПП
11 предл. –вводное слово
12 предл. – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и СПП
-- Задание остальным учащимся: выпишите в тетрадь только те предложения, которые являются сложноподчиненными. Оставьте после каждого предложения строку, чтобы потом написать вид и схему.
-- Назовите первое СПП.
(Это 3 предл.
Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит.
(СПП с придаточным образа действия. [ настолько ], ( что ).
-- Расскажите, что вы знаете о СПП с придаточными образа действия. Приведите еще пример из данного текста.
(Рассказ ученика о СПП с придаточным образа действия.
Пример --9 предл. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.)
-- Какой вид СПП вы еще обнаружили в этом тексте?
(СПП с придаточным изъяснительным.
8 предл. И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой.
[ от того ], ( что ).
-- Расскажите о СПП с придаточным изъяснительным. Приведите еще пример из текста.
(Рассказ ученик о СПП с придаточным изъяснительным.
Пример – 12 предл.
Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером.)
-- Какой еще вид СПП вам встретился в этом тексте? Расскажите о нем подробно, приведите пример.
( СПП с придаточным определительным.
Рассказ ученика о СПП с придаточным определительным.
Пример – 10 предл.
Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. [ сущ. ], ( когда ).
3.Комплексное повторение.
-- Почему слово древнегреческая пишется слитно? Какая это часть речи?
-- Произведите морфемный разбор этого слова.
-- Как вы понимаете смысл слова изваял ? Проверьте себя по Толковому словарю
С. И. Ожегова.
( Изваять – ваять – лепить из глины, высекать из камня, дерева или отвливать из металла скульптурные изображения)
-- Произведите фонетический разбор слова изваять. Чем интересно это слово с точки зрения фонетики?
4. Лингвистический рассказ.
-- Какие СПП в этом тексте нам не встретились?
Расскажите о них подробно.
5.Выполнение тестовой работы.
1)Среди СПП с придаточными определительными найдите местоименно-определительное. (слайд 4)
А) И Вертер, мученик мятежный, И бесподобный Грандисон, Который нам наводит сон, -- Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились. | Б) Ужель та самая Татьяна, Которой он наедине, В начале нашего романа, В глухой, далекой стороне, В благом пылу нравоученья, Читал когда-то наставленья? |
В) И неотвязчивый лорнет Он обращает поминутно На ту, чей вид напомнил смутно Ему забытые черты. (В) | Г) Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне. |
2) Установите соответствие (слайд 5)
1 – придаточное определительное
2 – придаточное времени
3 – придаточное условия
А) Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас… | Б) … Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас. |
В) Ужель та самая Татьяна, Которой он наедине, В начале нашего романа, В глухой, далекой стороне, В благом пылу нравоученья, Читал когда-то наставленья? | Г) Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод… |
Д) …Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. | Е) Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? |
1 – Б, В, Е
2 – Г,
3 – А, Д
3) Даны 3 предложения, относящиеся к одному виду. Определите вид данных СПП? Найдите СПП, в котором придаточная часть стоит перед главной? (слайд 6)
А) Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг, Она в горелки на играла, Ей скучен был и звонкий смех, И шум их ветреных утех. | Б) Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод… |
В) Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа. | (придаточное времени; А) |
4) Определите вид СПП с придаточными обстоятельственными. (слайд 8)
А) …Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. | Б) Но прежде просит позволенья Пустынный замок навещать, Чтоб книжки здесь одной читать. |
В) Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести | Г) Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод… |
А – придаточное условия
Б – придаточное цели
В – придаточное уступки
Г – придаточное времени
5) В каких предложениях знаки препинания расставлены неправильно? (слайд 8)
А) Скажи: «Которая Татьяна?» -- Да та которая грустна И молчалива, как Светлана, Вошла и села у окна. | Б) Иные даже утверждали Что свадьба слажена совсем, Но остановлена затем Что модных колец не достали. |
В) За что ж виновнее Татьяна За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? | Г) Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. |
(А, Б)
6) Какое из указанных СПП содержит придаточное времени? (слайд 9)
А) …Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. | Б) Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа. |
В) Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? | ( Б ) |
IV.Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание (слайд 10)
Повторить §§ 9 – 21
Найти в других произведениях А. С. Пушкина СПП с разными видами придаточных, выписать их, указать вид, построить схему. (7 – 10 предложений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...
Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.
На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....
Урок-обобщения для учащихся 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"
Урок закрепляет знания учащихся о СПП с различными видами придаточных....
Методические рекомендации к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
Обобщение и закрепление знаний по теме "Сложноподчиненное предложение"....
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...
Разработка урока по теме: "Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных"
Урок предназначен для повторения и обощения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"....