Урок развития речи. 7 класс. Пение Якова.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок проводится в рамках обучения описания действий. Попутно знакомимся на уроках литературы с новым рассказом И.С.Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustovalova_7_klass.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. 7 класс
Подробное изложение.
Пение Якова.
Цели:
- Вспомнить особенности стилей и типов речи, композицию текстов, описывающих действия.
- Учить анализу текста, подробному изложению его, сохраняя структуру, стиль.
- Учить грамотно, красиво, последовательно излагать свои мысли, отрабатывать умение использовать известные средства языка при пересказе.
Материал для урока
- Никитина Е.Н. «Русская речь» §39, таблица стр.178-179, памятка стр.180
- Текст «Пение Якова» - 15 шт.
- Иллюстрация из книги И.С.Тургенева «Записки охотника» художника Ан.Белюкина
- Толковый словарь русского языка
Оформление доски
1 доска. Толкование слов
2 доска. Дата. Тема. План
3 доска. Словарная работа
Ход урока
- Организационный момент
- Задача урока: Ребята, сегодня мы пишем изложение по тексту «Пение Якова» (отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Певцы». Текст лежит перед вами. Ваша задача – сосредоточиться, вспомнить все, что мы с вами учили и использовать данные умения на практике. Работа для нас не новая.
Речевая задача.
Сегодня мы пишем подробное изложение, а значит, нужно постараться сохранить стиль данного текста, как можно подробнее передать содержание с помощью тех средств языка, которые используются автором, не нарушив последовательности и не исказив главной мысли.
- Подготовка к восприятию.
Вернемся к отрывку. Он взят из рассказа «Певцы». Вы летом читали этот рассказ. Кто автор и из какой книги он взят? (И.С.Тургенев «Записки охотника»). В составе этой книги 25 очерков, каждый обладает своим сюжетом, и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скрепленный позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.
Зачастую героями рассказов, как и в рассказе «Певцы» становились крепостные крестьяне. Это связано с тем, что писатель дал себе клятву никогда не примиряться с крепостными порядками.
Никто никогда не считал «мужика» человеком, это было в глазах высшего дворянского общества существо низшего сорта, раб бессловесный, не способный на высокие чувства.
Тургенев же доказывает своей книгой, что «мужик» не просто человек, а прекрасный человек, обладающий и пониманием и чувствами высокими, которыми не всегда обладают люди образованные из привилегированных сословий. Белинский сказал, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил».
«Золотое сердце» народа раскрыто Тургеневым в этих рассказах. Известно, что искусство народа – это его душа. Сильная, удалая, страстная, она как раз вылилась в пении Якова.
Послушайте текст и определите его тему и основную мысль.
- Чтение текста
- Определение темы и основной мысли.
- Словарная работа (толкование слов)
- Тема – описание пения Якова (исполнение песни Яковом). Мысль – в жизни простого народа бывают такие возвышенные минуты, очищающие душу;
- подлинное искусство объединяет и очищает людей, независимо от сословий.
3. Иллюстрация Анатолия Белюкина:
- Какой момент изображен? (пение Якова)
- Кто на первом плане? (сам певец)
-О чем говорят поза, лицо, взгляд? (говорят о том, что он обо всех забыл и отдался пению).
- Кого мы видим за его спиной на темном фоне? (слушателей)
- Однородна ли масса людей? (разные сословия)
- Что общего в лицах людей? (замерли, сосредоточившись, переживают, вдумываются в смысл)
- Подчеркивает ли иллюстрация главную мысль текста? (да, всех людей объединяет подлинное искусство).
1. Толкование слов.
Все ли вам понятно в данном тексте?
Как вы понимаете такие слова:
Мерцать – слабо светиться колеблющимся светом;
Надтреснутый – дрожащий, дребезжащий;
Упоение – состояние того, кто наслаждается, упивается чем-то, восторг.
- Анализ текста
-Стиль? (художественный)
-Докажите.
Цель – воздействовать на слушателей художественным словом.
Принадлежность – к произведениям русской литературы.
Синтаксис – предложения распространенные, часто ССП и СПП.
Лексика – много различных средств языка.
-Тип? (описание действий)
-На какие части делится текст, описывающий действия?
- Подготовка (к пению)
- Выполнение (исполнение)
- Оценка (ощущения слушателей)
План. Давайте попытаемся найти и озаглавить эти части.
- Яков готовится петь.
- «Полилась заунывная песня…»
- Как звучит русская душа.
- «Песнь лилась и развивалась…»
Средства изображения.
1.-Какие глаголы, и в какой последовательности использованы Тургеневым для того, чтобы показать, как росло напряжение?
-Какие ещё средства языка встретились в этой части?
Обратите внимание, как записывается сравнительный оборот (запятые)
- Какие средства языка использует автор, когда говорит о нарастающих звуках голоса (Сначала краткие прилагательные, потом полные и переходит в метафору: «Полилась заунывная песня»)
Обратите внимание на синтаксис. Почему, по-вашему, автор выбирает теперь не отдельные короткие предложения, а используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, с различными оборотами речи. (Показать неразрывность процесса)
Знаки препинания.
1 пр. – казалось – вводное слово и сравнительный оборот
2 пр. – сравнительный оборот, деепричастный оборот
3 пр. – прямая речь
Можно ли разделить?
Конечно, чтобы было легче записывать (попробуем)
- Говоря о голосе Якова, использует эпитеты и однородные подлежащие (как много всего содержит в себе!). Говоря о душе, вновь ряд эпитетов, глаголов и заканчивает метафорой.
- Весь состоит из метафор, которые описывают действия. В третьем абзаце – бессоюзное предложение, ССП и СПП – сложное синтаксическое целое. В последнем абзаце опять встречается вводное слово – видимо.
- Словарная работа.
Неровен, откуда-то, издалека, колеблется, жутко, сладко, надтреснутый, болезненным, неподдельная, бесполезная, упоённо, увлекательно-беспечная
- Повторное чтение вслух.
- Работа на черновике.
Пение Якова
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой… Когда же наконец Яков открыл своё лицо, оно было бледно, как у мертвого, глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел…
Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым-третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала,» - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и слабость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.
Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение, он уже не робел, он отдавался весь своему счастью, голос его беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс
Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....