Рабочая программа по русскому языку 5 класс по уч.Т.А.Ладыженской и др.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа, содержащая пояснительную записку и поурочное планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.rar | 160.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля. измерители | Информационное сопровождение | Д/з | Дата | |
План | Факт | |||||||||||
1 | Язык и общение (2ч + 1ч) | Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа, практикум | Основные функции языка. Соотношение язык и речь; основные единицы языка. Отличие устного общения от письменного | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь отличать письменное общение от устного. Владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов | Беседа по вопросам, упражнения | Презентация «Язык и общение» | |||
2 | Язык и его единицы | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа, практикум | Знакомство с учебником; определение целей и задач курса русского языка в 5 классе. Приёмы ознакомительного чтения, приёмы изучающего чтения, приёмы слушания | Знать приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Уметь пересказывать, отвечая на поставленные вопросы и используя выделенные в упражнении слова | Беседа по вопросам | Презентация «Язык и его единицы» | Стр.6-8 | |||
3 | Р.р. Стили речи | 1 | Урок развития речи | Практикум | Основные стили речи (разговорный, научный, художественный). Понятие речевой этикет | Знать основные стили речи, различие между ними. Уметь различать основные стили речи, находить в школьных учебниках научные, а в хрестоматии по литературе художественные тексты; использовать слова и выражения речевого этикета | Работа с учебником, беседа | Стр. 9-10, упр. 14 | ||||
4 | Повторение пройденного в 1-4 классах (17ч+3ч) | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма | 1 | Комбинированный | Беседа, практикум | Виды орфограмм, их опознавательные признаки | Знать понятие орфограмма, термины морфема, морфемный разбор. Уметь определять изученные орфограммы в словах, графически обозначать морфемы в словах | Работа с учебником, письмо под диктовку, упражнения | Презентация «Орфограмма» | Стр. 11-15, упр.22 | ||
5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Способы проверки правильности написания слов с безударными гласными в корне | Знать способы проверки безударных гласных. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами | Работа с учебником, по карточкам, словарный диктант, распределительный диктант | Презентация, таблица | Стр. 15-18, упр.33 | |||
6 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Способы проверки написания согласных в корне слова | Знать способы проверки написания согласных в корне слова. Уметь изменять слова и подбирать однокоренные для проверки | Игра «Пиши правильно!», упражнения, практикум | Презентация | Стр. 18-20, упр. 40 | |||
7 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными | Знать способы проверки написания слов с непроизносимыми согласными. Уметь находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме | Распределительный диктант, тренинг | Презентация | Стр. 20-21, упр.49 | |||
8 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора букв и, у, а после шипящих | Знать условия выбора букв и, у, а после шипящих. Уметь применять изучаемую орфограмму на письме, работать с орфографическим и толковым словарями; составлять предложения, используя слова изучаемой орфограммы | Работа со словарями, тренировочные упражнения | Стр. 22, упр. 53 | ||||
9 | Разделительные ъ и ь | 1 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора букв ъ и ь | Знать условия выбора букв ъ и ь; понимая, что причиной постановки разделительных знаков являются буквы е, ё ю, я. Уметь применять правило о постановке разделительных знаков | Тренировочные упражнения, практикум | Стр. 23-24, упр. 57 | ||||
10 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | Комбинированный | Практикум | Различение приставки и предлога | Знать правило написания предлогов со словами (орфограмма 7). Уметь различать приставку и предлог, применять изученную орфограмму на письме | Упражнения, практикум | Стр. 24-26, упр. 61 | ||||
11 | Р.р. Текст | 1 | Урок развития речи | Практикум | Признаки текста | Знать признаки текста. Уметь делить текст на абзацы; расставлять предложения так, чтобы получился текст | Работа с текстом, практикум | Презентация «Текст» | Стр. 26-28, упр. 63 | |||
12 | Части речи | 1 | Комбинированный | Практикум | Группы частей речи | Знать части речи. Уметь определять изученные части речи, их морфологические признаки; находить наречия в тексте | Работа с учебником, игра «Я пересказываю, ты слушаешь», упражнения | Стр. 29-32, упр. 67 | ||||
13 | Глагол | 1 | Комбинированный | Практикум | Признаки глагола как части речи, синтаксическая роль глагола | Знать основные признаки глагола. Уметь определять спряжение, лицо, время глагола | Работа с учебником, тренировочные упражнения | Презентация «Глагол» | Стр. 32-33, упр.77 | |||
14 | Правописание в глаголах | 1 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора написания -тся и -ться в глаголах | Уметь различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола; соблюдать на практике письма основные правила орфографии | Объяснительный диктант, упражнения, практикум | Стр. 34-35, упр.78 | ||||
15 | Р.р. Тема текста | 1 | Урок развития речи | Практикум | Тема текста, широкая и узкая тема | Знать понятия широкая и узкая тема. Уметь определять тему текста; сопоставлять данные тексты; перерабатывать готовые тексты | Работа с текстами. Практикум | |||||
16 | Личные окончания глаголов | 1 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора личных окончаний глаголов | Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Предупредительный диктант, упражнения, практикум | Таблица | Стр. 36-37, упр. 87 | |||
17 | Имя существительное | 1 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора букв в падежных окончаниях имён существительных, три склонения имён существительных; мягкий знак после шипящих на конце слов – существительных 3-го склонения | Уметь определять часть речи (имя существительное), морфологические признаки, склонение существительных; применять правило «Буквы -и и -е в окончаниях существительных» | Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа с таблицей «Буквы -и и -е в окончаниях существительных» | Стр. 37-40, упр. 97 | ||||
18 | Имя прилагательное | 1 | Комбинированный | Практикум | Признаки прилагательного как части речи, его синтаксическая роль | Знать синтаксическую роль прилагательных. Уметь находить прилагательное в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных. | Словарный диктант, объяснительный диктант, самостоятельная работа | Стр. 40-43, упр. 102 | ||||
19 | Р.р. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Обучающее сочинение | Знать определение темы, основной мысли текста, требования к написанию сочинения по плану | Творческая работа | Презентация «А.А.Пластов«Летом» | Дописать | |||
20 | Местоимение | 1 | Комбинированный | Практикум | Особенности местоимения как части речи, роль местоимений в предложении | Знать парадигму личных местоимений, орфограмму пробел (местоимение с предлогом). Уметь редактировать текст, устранять повторы, используя местоимения | Диктант, запись под диктовку с заменой повторяющихся слов местоимениями, работа с учебником | Стр.43-44, упр.110 | ||||
21 | Наречие | 1 | Комбинированный | Практикум | Особенности наречия как части речи, роль наречия в предложении | Уметь редактировать текст, устранять повторы, используя наречия | Запись под диктовку, работа с учебником | |||||
22 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах» | 1 | Урок контроля | Практикум | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах» | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах» | Диктант | |||||
23 | Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах» | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Работа над ошибками | Уметь находить ошибки в тексте, исправлять и объяснять их | Работа на компьютере | СD «Фраза» | ||||
24 | Синтаксис. (29ч + 7ч) | Синтаксис | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Основные единицы синтаксиса | Знать, что изучает синтаксис | Грамматический диктант, работа с учебником | Стр. 47-48, упр. 116 | |||
25 | Пунктуация | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Основные единицы пунктуации | Знать, что изучает пунктуация | Грамматический диктант, работа с учебником | Стр. 48-50, упр. 120 | ||||
26 | Словосочетание. Строение словосочетания | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Определение словосочетания, его строение. Виды словосочетаний (именные и глагольные). Способы выражения грамматической связи в словосочетании | Знать о лексической сочетаемости слов, речевых ошибках. Уметь отличать слово от словосочетания, словосочетание от предложения; выделять словосочетания из предложения; находить главную и зависимую части словосочетания. | Работа с учебником, составление словосочетаний, тренировочные упражнения | Стр. 50-54, упр. 131 | ||||
27 | Разбор словосочетания | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Порядок разбора словосочетания | Знать схему разбора словосочетания. Уметь различать именные и глагольные словосочетания; использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания; правильно выделять из предложения словосочетания, разбирать их | Словарный диктант, работа с учебником, тест | Стр. 54-55, упр. 133 | ||||
28 | Предложение. | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Признаки предложения; грамматическая основа. Интонация конца предложения | Знать основные признаки предложения; состав грамматической основы предложения. Уметь находить основу предложения | Беседа, тренировочные упражнения | Стр. 55-59, упр. 136 | ||||
29 | Р.р. Сжатое изложение «Старый пень» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Признаки сжатого изложения, его отличие от подробного | Знать признаки сжатого изложения. Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости | Изложение по данному плану | Презентация | Дописать | |||
30 | Виды предложения по цели высказывания | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Виды предложений по цели высказывания | Знать виды предложений по цели высказывания, особенности интонации побудительных предложений. Уметь распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения; использовать побудительное предложение с учётом речевой ситуации | Синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения | Стр. 59-63, упр. 143(устно) | ||||
31 | Восклицательное предложение | 1 | Комбинированный | Практикум | Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения как средство усиления выразительности речи | Знать о видах предложений по интонации; об употреблении восклицательного знака. Уметь распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения | Синтаксическая пятиминутка, упражнения | Стр. 63-65 | ||||
32 | Члены предложения. | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Группы членов предложения | Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Уметь находить грамматическую основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением | Беседа, тренировочные предложения | |||||
33 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Группы членов предложения, способы выражения подлежащего | Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Уметь находить грамматическую основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением | Беседа, тренировочные предложения | Стр. 65-66, упр. 158 | ||||
34 | Сказуемое | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Определение сказуемого, способы его выражения | Знать способы выражения сказуемого; правило постановки тире в предложениях типа: Москва – столица нашей Родины Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным | Работа с таблицей «Способы выражения сказуемого». Практическая работа | Стр. 67-68, упр. 160 | ||||
35 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Знать о способах выражения подлежащего и сказуемого, об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными | Устная синтаксическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа с толковым словарём | Стр. 69-70, упр. 169 | ||||
36 | Р.р. Сочинение «Памятный день» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-повествования | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения | Сочинение | Презентация | ||||
37 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Признаки нераспространённых и распространённых предложений | Знать, в чём отличие между распространёнными и нераспространёнными предложениями. Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения; распространять предложения | Устная синтаксическая пятиминутка, составление схем предложений, диктант | Стр. 70-71, упр. 174 | ||||
38 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Виды второстепенных членов предложения, дополнение | Знать определение понятия, способы выражения дополнения. Уметь находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже | Практическая работа, синтаксическая пятиминутка, работа с текстом | Стр. 71-74, упр. 180 | ||||
39 | Определение | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Способы выражения определения, его графическое выражение. Лексическое значение слов: языковые традиции (индивидуальные сообщения пятиклассников | Знать определение понятия, способы выражения определения; роль определения в речи. Уметь находить определения в предложении, употреблять его в речи | Работа с учебником, упражнения, комментированное письмо | Стр. 74-75, упр. 183 | ||||
40 | Обстоятельство | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Способы выражения обстоятельства, его виды, обозначения | Знать, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено. Уметь находить обстоятельства в тексте, употреблять их в тексте | Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант, работа с учебником | Стр.76-78, упр. 190 | ||||
41 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Комбинированный | Практикум | Группы членов предложения, способы связи членов предложения | Знать, определения членов предложения. Уметь находить главные и второстепенные члены предложения в тексте, употреблять их в тексте | Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант, работа с учебником | Стр. 65-78 | ||||
42 | Предложения с однородными членами | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Признаки однородных членов, способы их обозначения | Знать опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах | Графический диктант, устная синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку, составление схем, работа с учебником | Стр. 78-81, упр.194 | ||||
43 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Условия постановки запятой при однородных членах. | Знать опознавательные признаки однородных членов предложения; Уметь находить однородные члены, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах | Контрольный словарный диктант, диктант «Проверь себя» | Стр. 81-85, упр. 199 | ||||
44 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Обобщающие слова при однородных членах | Знать что такое обобщающие слова, какова их роль в речи. Уметь находить обобщающие слова, ставить соответствующие знаки препинания | Работа по карточкам, объяснительный диктант, пунктуационный диктант | Стр. 81-85, упр. 204 | ||||
45 | Предложения с обращениями | 1 | Урок изучения нового материала. Урок закрепления изученного | Практикум | Определение понятия обращение; его виды, роль в речи | Знать определение понятия, знать об использовании обращения в речи. Уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращениями; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением | Запись под диктовку, работа с учебником, проверочная работа, комментированное письмо | Презентация | Стр. 85-88, упр. 209 | |||
46 | Р.р. Письмо | 1 | Урок развития речи | Практикум | Виды писем, их назначение, структура письма, письмо как одна из разновидностей текста | Знать назначение и виды писем. Уметь создавать тексты различных стилей и жанров | Практическая работа | Презентация | Стр. 88-89, упр. 215 | |||
47 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Комбинированный | Практикум | Порядок синтаксического разбора предложения | Знать порядок синтаксического разбора предложения. Уметь правильно разбирать (устно и письменно) простое предложение; строить простое предложение по заданной схеме | Практическая работа, работа по карточкам | Стр. 89-90, упр.217 | ||||
48 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Комбинированный | Практикум | Порядок пунктуационного разбора простого предложения | Знать порядок пунктуационного разбора. Уметь производить пунктуационный разбор; различные виды анализа языковых единиц | Практическая работа | Стр. 90-91 | ||||
49 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-описания | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения | Сочинение | Презентация «Ф.П.Решетников» | Дописать | |||
50 | Простые и сложные предложения | 1 | Комбинированный | Практикум | Отличие простого предложения от сложного, виды связи простых предложений в составе сложного (предложения союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые) | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями; виды сложных предложений по способу связи простых предложений в составе сложных. Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам | Устная синтаксическая пятиминутка, анализ схем, работа с учебником, проверочная работа, словарный диктант | Стр. 91-96, упр.229 | ||||
51 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Порядок синтаксического разбора сложного предложения | Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; основные союзы (без термина). Уметь различать простое и сложное предложение, ставить запятую между частями сложного предложения типа «гуси»: [ ], ( ) или ( ), [ ]; типа «матрёшка»: [, ( ), ] | Практическая работа, редактирование текста | Стр. 96-98, упр. 234 | ||||
52 | Р.р. Выборочное изложение | 1 | Урок развития речи | Практикум | Признаки выборочного изложения, его отличие от подробного | Знать признаки выборочного изложения. Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости | Изложение | Презентация | ||||
53-54 | Прямая речь | 2 | Уроки изучения нового материала | Практикум | Определение прямой речи, структура предложений с прямой речью | Знать определение понятий «прямая речь», «слова автора». Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, схемы предложений с прямой речью, употреблять вежливые формы обращения, приветствия, благодарности | Словарный диктант, устная синтаксическая пятиминутка, комментированное письмо | Таблицы | Стр. 98-101, упр.239. Стр. 98-101, упр. 242 | |||
55-56 | Диалог | 2 | Уроки изучения нового материала | Практикум | Определение диалога, отличие диалога от монолога, полилога. Речевой этикет | Знать понятия диалог, реплика; глаголы «говорения». Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему, вести диалог; интонационно правильно читать диалоги; превращать предложения с прямой речью в диалог и наоборот | Пунктуационный диктант, работа с текстами, составление диалогов | Стр. 101-105, упр.246. Стр. 101-105 | ||||
57 | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Урок обобщения и повторения изученного материала | Практикум | Предложение простое и сложное, прямая речь, диалог | Знать смысл понятий, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация», применяя правила в речевой практике и на письме. Уметь выполнять разные виды разбора | Работа по карточкам, выборочный диктант, объяснительный диктант, работа с текстом. | Стр. 105-107, упр. 251 | ||||
58 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи » | 1 | Урок контроля | Практикум | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи » | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи » | Диктант | |||||
59 | Анализ диктанта по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи » | 1 | Комбинированный | Практикум | Ликвидация пробелов по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи » | Уметь анализировать контрольную работу | Работа над ошибками | СD «Фраза» | ||||
60 | Фонетика (15ч + 3ч) | Фонетика | 1 | Комбинированный | Практикум | Единицы фонетики, группы звуков речи, | Знать основные единицы фонетики, их признаки; предмет изучения фонетики и графики; различение гласных и согласных звуков, их образование; различение букв и звуков. | Тренировочные упражнения, устная синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку | Стр. 108-110 | |||
61 | Гласные звуки | 1 | Комбинированный | Практикум | Характеристика гласных звуков | Знать различение гласных и согласных звуков, их образование; различение букв и звуков. | Тренировочные упражнения, устная синтаксическая пятиминутка | Стр. 108-110, упр. 260 | ||||
62 | Согласные звуки | 1 | Комбинированный | Практикум | Согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные, отличие согласных звуков от гласных | Знать принцип деления звуков на гласные и согласные, понимать определение шипящих звуков. Уметь определять основную мысль текста | Тренировочные упражнения, работа с учебником | Стр. 110-112, упр. 268 | ||||
63 | Изменение звуков в потоке речи | 1 | Урок изучения нового материала | Практикум | Определение чередования, его виды | Знать/понимать позиционные чередования гласных и согласных звуков. Уметь определять сильную и слабую позиции звука, объяснять правила проверки безударной гласной и проверяемой согласной в корне слова | Работа с учебником, тренировочные упражнения | Стр. 112-113 | ||||
64 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 | Комбинированный | Практикум | Обозначение мягкости согласных на письме и в транскрипции | Знать о различии твёрдых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных Уметь различать твёрдые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова; соблюдать нормы произношения согласных в словах типа пионер, музей, текст, тема | Игра-сореванование «Кто лучше прочитает скороговорку?», работа по учебнику, запись под диктовку | Стр. 112-115 | ||||
65 | Р.р. Повествование | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура изложения-повествования, составление плана, отбор материала | Знать основные части текста (вступление, основная часть, заключение). Уметь находить основные части текста (вступление, основная часть, заключение); воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости | Анализ текста, творческая работа | Презентация | Дописать | |||
66 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Комбинированный | Практикум | Пары согласных по глухости–звонкости | Знать о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи. Уметь различать звонкие и глухие согласные | Работа с учебником, запись под диктовку, выразительное чтение стихотворений | Стр. 116-118, упр. 281 | ||||
67 | Графика. Алфавит | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв | Знать обозначение звуков на письме; алфавит. Уметь правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом, словарем; располагать слова в алфавитном порядке | Устная синтаксическая пятиминутка, подготовленный диктант | Таблицы | Стр.118-122, упр. 293 | |||
68 | Р.р. Сочинение. Описание предмета | 1 | Урок развития речи | Практикум | Деловое и художественное описание | Знать/понимать, видеть отличие делового описания от художественного; назначение делового и художественного стиля речи. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в соответствии с заданной темой, писать сочинения в разных стилях, корректировать предложенный текст | Работа с текстами учебника, корректирование текста, творческая работа | Презентация | Дописать | |||
69 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора мягкого знака для обозначения мягкости согласного | Знать об использовании мягкого знака для обозначения мягкости предыдущего согласного; о написании сочетаний букв чк, чн, нч, нщ, рщ. Уметь выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласных на письме | Работа по карточкам, выборочный диктант, тренировочные упражнения | Стр. 123-128, упр. 302 | ||||
70-71 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 2 | Комбинированный | Практикум | Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука | Знать случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции. Уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; выполнять фонетический разбор слов с данными буквами | Орфографическая диктовка, составление таблицы «Двойная роль букв е, ё, ю, я», проверочная работа | Стр. 126-128, упр. 307. Стр. 126-128 | ||||
72 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-описания | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения | Сочинение – описание | Презентация «Ф.П.Толстой» | Дописать | |||
73 | Орфоэпия | 1 | Комбинированный | Практикум | Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка в его устной форме | Знать орфоэпические нормы русского языка, соблюдая их в практике речевого общения | Работа с учебником, с орфоэпическим словарём | Стр. 128-129, упр.312 | ||||
74 | Фонетический разбор слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Порядок фонетического разбора | Знать порядок фонетического разбора. Уметь выполнять фонетический разбор слова, различать буквы и звуки | Работа с учебником, тренировочные упражнения | Стр.128-129, упр.316 | ||||
75 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практикум | Основные орфографические и орфоэпические нормы | Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Диктант, работа с учебником, контрольные вопросы выборочный диктант, комментированное письмо, фронтальный опрос | Тест | Стр. 130 | |||
76 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | 1 | Урок контроля | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Фонетика и графика» | Контрольный диктант | |||||
77 | Анализ контрольного диктанта по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по разделу | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу | CD «Фраза» | ||||
78 | Лексика. Культура речи (8ч+2ч) | Слово и его лексическое значение | 1 | Комбинированный | Практикум | Лексическое и грамматическое значение слова, структура словарной статьи | Знать/понимать определения понятий лексика, лексическое и грамматическое значение слова; толковые словари; важность обогащения лексического запаса. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов; пользоваться лексическим словарём; составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом | Работа с толковым словарём, составление словарной статьи | Стр. 133-136, упр. 328 (п) | |||
79 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Отличие однозначных слов от многозначных | Знать о многозначных и однозначных словах. Уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова | Работа с учебником, работа с толковым словарём | Таблица | Стр. 136-140, упр. 336 | |||
80 | Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-описания | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения | Сочинение-описание | Презентация «И.Э.Грабарь | Дописать | |||
81 | Прямое и переносное значение слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Прямое и переносное значение слова. Определение метафоры, сфера ее употребления | Знать о прямом и переносном значении слова. Уметь различать прямое и переносное значение слова; находить и определять роль олицетворения, метафоры | Работа с учебником, запись под диктовку, работа с толковым словарём | Стр. 140-142, упр.342 | ||||
82 | Омонимы | 1 | Комбинированный | Практикум | Омонимы, их отличие от многозначных слов | Знать определение термина, отличие омонимов от многозначных слов. Уметь находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов | Работа с толковым словарём, со словарём омонимов, словарный диктант | Таблица | Стр. 142-147, упр. 347 | |||
83 | Синонимы | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение синонимов, их назначение в языке | Знать/понимать определение синонимов, различие синонимов (оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью); словари синонимов; роль синонимов в речи. Уметь подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями, пользоваться словарём синонимов | Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант, работа со словарём синонимов | Таблица | Стр. 144-148, упр. 354 | |||
84 | Р.р. Изложение «Первый снег» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура изложения-повествования, | Знать основные части текста (вступление, основная часть, заключение). Уметь находить основные части текста (вступление, основная часть, заключение); воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
85 | Антонимы. Повторение по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение антонимов, подбор антонимов | Знать о стилистической роли антонимов в речи, о понятии антитеза. Уметь подбирать антонимы; находить их в тексте; употреблять в речи, понимая, что антонимические пары относятся к одной и той же части речи | Работа с толковым словарём, со словарём антонимов | Стр. 148-149, упр. 362 | ||||
86 | Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | Урок контроля | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Лексика. Культура речи» | Контрольный диктант | |||||
87 | Анализ контрольного диктанта по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по разделу | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы по разделу; сообщения о словарях | CD «Фраза» | ||||
88 | Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч + 4ч) | Морфема – наименьшая значимая часть слова. | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение морфемы, назначение, виды морфем | Знать понятие морфема. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, выполнять морфемный разбор | Работа с учебником, морфемный разбор. Анализ текста | Стр. 152-154, упр. 368 | |||
89 | Изменение и образование слов | 1 | Комбинированный | Практикум | Способы изменения и образования слов в языке | Знать способы изменения и образования слов Уметь различать способы изменения и образования слов | Работа с учебником | Стр. 152-154, упр. 370 | ||||
90 | Окончание | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение окончания, в том числе и нулевого, роль окончания в слове | Знать, что окончание – значимая часть слова, указывающая на его форму. Уметь определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола | Работа с учебником. Тренировочные упражнения, работа с таблицей | Стр. 154-156, упр. 373 | ||||
91 | Основа слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение основы слова, состав слова, морфемный разбор слова | Знать определение основы слова. Уметь выделять основу в слове | Тренировочные упражнения | Стр. 156-158, упр. 376 | ||||
92 | Корень слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Понятия корень слова; корневая омонимия; роль корня в слове | Знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне, способах образования слов; способах проверки слов с орфограммами в корне. Иметь представление о корневой омонимии. Уметь различать однокоренные слова и формы слова; подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень, подбирая родственные слова | Словарный диктант (с последующим выделением корня), запись под диктовку, тренировочные упражнения | Стр.156-159, упр. 382 | ||||
93 | Р.р. Рассуждение | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-рассуждения | Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь выделять тезис, аргументы, делать вывод; определять, с помощью каких слов связаны части сочинения | Анализ текстов | Презентация | Стр. 159-162, упр. 389 | |||
94-95 | Суффикс | 2 | Комбинированные | Практикум | Определение суффикса, его назначение | Знать словообразовательную роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глагола (в прошедшем времени и возвратный суффикс). Уметь выделять суффиксы, определять их значение, образовывать слова с разными суффиксами | Работа с учебником, запись под диктовку | Стр. 162-165, упр. 396. Стр. 162-165 | ||||
96 | Приставка | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение приставки, её назначение | Знать о роли приставок как средстве образования новых слов; о написании неизменяемых приставок; об образовании антонимов с помощью приставок. Уметь выделять приставки в словах, определять их значение (в простых случаях), различать приставки и предлоги | Морфемный разбор, заполнение таблицы «Приставки» | Стр. 165-167, упр. 405 | ||||
97 | Р.р. Сочинение «Один из удачно проведенных вечеров» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения повествовательного текста, составление плана, отбор материала | Знать основные части текста (вступление, основная часть, заключение). Уметь находить основные части текста (вступление, основная часть, заключение); воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости | Творческая работа | Презентация | ||||
98 | Чередование звуков | 1 | Комбинированный | Практикум | Определение чередования, его виды | Знать понятие чередование, основные чередования согласных в корне. Уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками | Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка, работа с таблицей | Стр. 167-169 | ||||
99 | Беглые гласные | 1 | Комбинированный | Практикум | Беглые гласные в приставках, корне и суффиксах | Знать понятия беглость гласных как вариант чередования (с нулём звука); беглость гласных при сопоставлении полной и краткой формы прилагательных; морфологический принцип орфографии. Уметь выделять части слов с беглыми гласными | Работа с учебниками, комментированное письмо, запись текста под диктовку | Стр. 169-171, упр. 413 | ||||
100 | Варианты морфем. | 1 | Комбинированный | Практикум | Варианты морфем | Знать понятие варианты морфем. Уметь подбирать варианты морфем | Работа с учебником | Стр. 171-172, упр. 415 | ||||
101 | Морфемный разбор слова | 1 | Комбинированный | Практикум | Порядок морфемного разбора | Знать порядок морфемного разбора Уметь выполнять морфемный разбор слов | Работа с учебником, морфемный разбор слова | Стр. 172-173, упр. 417 | ||||
102 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Комбинированный | Практикум | Гласные и согласные | Знать о неизменяемых приставках. Уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках | Работа с учебником, тренировочные упражнения, словарный диктант | Стр. 173-174, упр. 422 | ||||
103-104 | Буквы з и с на конце приставок | 2 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора букв з и с на конце приставок | Знать способ действия при выборе з–с на конце приставок. Уметь выбирать нужную букву, пользуясь этим способом | Предупредительный диктант, запись под диктовку с комментированием, объяснительный диктант, самостоятельная работа | Стр. 174-177, упр. 430. Стр. 174-177, упр. 432 | ||||
105 | Буквы о-а в корне -лаг- – -лож- | 1 | Урок объяснения нового материала | Практикум | Условия выбора букв а–о в корне -лаг- – -лож- | Знать о чередовании букв а–о в корне слов, правиле выбора букв а–о в корнях с чередующимися гласными. | Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант | Стр. 177-178, упр. 436 | ||||
106 | Р.р. Изложение «Последний лист орешника» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Составление плана, отбор материала в соответствии с темой | Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости | Творческая работа | Презентация | ||||
107 | Буквы о–а в корне -раст- – -рос- | 1 | Урок объяснения нового материала | Практикум | Условия выбора букв а–о в корнях -раст- – -рос- | Знать, в каких случаях происходит чередование гласных а–о в указанных корнях. Уметь распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст- – -рос-; обосновывая выбор гласных в данных корнях; различать слова с ложным чередованием | Объяснительный диктант, предупредительный диктант, самостоятельная работа, работа с таблицей учебника | Стр. 178-180, упр. 441 | ||||
108 | Буквы о–ё после шипящих в корне слова | 1 | Урок объяснения нового материала | Практикум | Условия выбора букв в корне слова | Знать способ выбора Уметь обосновывать выбор ё–о после шипящих в корнях слов | Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант | Стр. 180-182, упр. 444 | ||||
109 | Буквы и–ы | 1 | Урок объяснения нового материала | Практикум | Условия выбора букв и–ы после ц | Знать условия выбора и–ы после ц. Уметь обосновывать выбор гласных и–ы после ц | Объяснительный диктант, запись под диктовку | Стр. 182-183, упр. 449 | ||||
110 | Р.р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану | Творческая работа | Презентация «П.П.Кончаловский» | ||||
111 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практикум | Основные орфографические и орфоэпические нормы, теоретические понятия | Знать принцип единого написания морфем при проверке орфограммы; правописание заимствованных слов; принцип чередования гласных в корнях слов; морфемный состав слов. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Контрольные вопросы , работа по карточкам, проверочная работа, диктант «Проверь себя», тренировочные упражнения | Стр. 152-183 | ||||
112 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Урок контроля | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Морфемика. Орфография» | Контрольный диктант | |||||
113 | Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи » | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по разделу | Уметь анализировать контрольную работу | Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу | CD «Фраза» | ||||
114 | Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи (1) | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Комбинированный | Практикум | Группы частей речи | Знать самостоятельные и служебные части речи. Уметь различать самостоятельные и служебные части речи | Словарный диктант, | Стр. 186-189, упр. 463 | |||
115-116 | Имя существительное (20ч + 4ч) | Имя существительное как часть речи | 2 | Комбинированный | Практикум | Признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении | Знать признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Уметь опознавать существительное среди других частей речи | Устная синтаксическая пятиминутка, таблица «Роль существительного в предложении», выборочный диктант | Стр. 189-193, упр. 468. Стр. 189-193, упр. 474 | |||
117 | Р.р. Доказательство в рассуждении | 1 | Урок развития речи | Практикум | Определение аргумента, способы введения аргументов в рассуждение | Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь выделять тезис, аргументы, делать вывод; определять, с помощью каких слов связаны части сочинения; вводить аргументы в сочинение-рассуждение | Анализ текстов | Презентация | Стр. 193-195 | |||
118 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Комбинированный | Практикум | Отличие одушевлённых существительных от неодушевлённых | Знать о существительных одушевлённых и неодушевлённых. Уметь различать существительные одушевлённые и неодушевлённые | Рецензирование работы соседа, тренировочные упражнения | Стр. 195-196, упр. 482 | ||||
119 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Комбинированный | Практикум | Отличие существительных собственных от нарицательных | Знать о делении существительных на собственные и нарицательные. Уметь разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно писать их | Словарный диктант, работа с учебником, выборочно-распределительный диктант | Стр. 196-201, упр. 491 | ||||
120 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Комбинированный | Практикум | Порядок морфологического разбора | Знать порядок и оформление морфологического разбора. Уметь правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе имени существительного как части речи | Словарный диктант, синтаксическая пятиминутка, диктант «Проверь себя», морфологический разбор имени существительного | Стр. 201-202, упр. 499 | ||||
121 | Р.р. Сжатое изложение «Перо и чернильница» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала | Знать о структуре изложения повествовательного текста, составлении плана, отборе материала | Творческая работа | Презентация | ||||
122 | Род имён существительных | 1 | Комбинированный | Практикум | Три рода имён существительных | Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов. Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательное и глаголы в прошедшем времени с именами существительными | Подготовительный диктант, работа по учебнику, объяснительный диктант | Стр. 202-204, упр. 504 | ||||
123 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Урок объяснения нового материала | Практикум | Особенности существительных данной группы | Знать о существительных, имеющих форму только множественного числа; об утрате категории рода у существительных, имеющих форму только множественного числа. Уметь употреблять такие существительные в речи | Выборочный диктант, работа с учебником, тренировочные упражнения | Стр. 204-206, упр. 509 | ||||
124 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Урок объяснения нового материала | Практикум | Особенности существительных данной группы | Знать о существительных, имеющих форму только единственного числа. Уметь употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами в прошедшем времени | Запись под диктовку, работа с учебником, выборочный диктант | Стр. 206-207, упр. 516 | ||||
125 | Три склонения имён существительных. | 1 | Комбинированный | Практикум | Признаки существительных 1, 2 и 3-го склонения | Знать о склонении как способе словоизменения имён существительных (три склонения). Уметь определять склонение существительных (кроме слов на -ия, -ие, -ий) | Работа с учебником, выборочно-распределительный диктант, практическая работа | Стр. 207-208, упр. 517 | ||||
126-127 | Падеж имён существительных | 2 | Комбинированный | Практикум | Падежи имени существительного | Уметь падежи имён существительных, написание е–и в окончаниях существительных (сведения начальной школы) | Работа с учебником | Стр. 208-212, упр. 526. Стр. 189-212 | ||||
128 | Р.р. Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану | Творческая работа | Презентация «Г.Г.Нисский» | ||||
129-131 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 3 | Урок закрепления изученного | Практикум | Условия выбора гласных в падежных окончаниях имён существительных | Знать правила о выборе гласной в безударных личных окончаниях существительных на -ия, -ие, -ий и выборе гласной в родительном, дательном и предложном падежах (определяется склонением существительного). Уметь правильно определять падеж, владея способом действия при выборе данной орфограммы | Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения | Стр. 212-217, упр. 540. Стр. 212-217, упр. 539. Стр. 212-217 | ||||
132 | Р.р. Изложение «Веселые сороки» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала | Знать структуру изложения повествовательного текста. Уметь составлять план, осуществлять отбор материала | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
133 | Множественное число имён существительных | 1 | Комбинированный | Практикум | Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм. Особенности образования множественного числа некоторых групп существительных | Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных. Уметь анализировать творческую работу и выполнять работу над ошибками; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе | Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам | Стр. 217-221, упр. 554 | ||||
134-135 | Правописание о–е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 2 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора о–е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Знать морфемный состав существительных, типы их склонения; зависимость выбора написания о–е (ё) после шипящих в существительных от морфемы. Уметь применять данное правило на письме | Выборочный диктант, запись под диктовку, проверочная работа, работа с учебником | Стр. 221-223, упр. 559. Стр. 221-223, упр. 560 | ||||
136 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе «Имя существительное» | Знать основные орфографические правила по теме «Имя существительное». Уметь применять полученные правила на письме | Контрольные вопросы, тренировочные упражнения, работа по карточкам, диктант «Проверь себя» | Стр. 223-224 | ||||
137 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Имя существительное». Уметь применять полученные знания на практике | Контрольный диктант | |||||
138 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное » | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант | CD «Фраза» | ||||
139-140 | Имя прилагательное (12ч+4ч) | Имя прилагательное как часть речи | 2 | Комбинированный | Практикум | Признаки прилагательного как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении | Знать о морфологических признаках имени прилагательного, его синтаксической роли; об описании как типе речи, роли прилагательных в описании. Уметь употреблять прилагательные в речи; определять его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; составлять отзыв на устное сочинение | Отзыв на устное сочинение товарища, загадки, запись под диктовку, выборочный диктант | Стр. 224-229, упр. 571. Стр. 224-229, упр. 557 | |||
141 | Р.р.Сочинение «Как я испугался» | 1 | Комбинированный | Практикум | Структура сочинения - повествования | Уметь составлять план сочинения, работать по плану | Творческая работа | Презентация | ||||
142-144 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 3 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных | Знать основные способы образования прилагательных, согласование прилагательного с существительным. Уметь различать твёрдый и мягкий типы основы, ставить вопрос от существительного к прилагательному; правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, диктант «Проверь себя», работа с таблицей «Суффиксы имён прилагательных» | Стр. 229-233, упр. 582. Стр. 229-233, упр. 584. Стр. 229-233 | ||||
145 | Р.р. Изложение. Описание животного «Ю-ю» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Виды описания (деловое и художественное) | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания. Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в соответствии с заданной темой, описывать животное; корректировать предложенный текст; выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи | Творческая работа | Презентация | ||||
146 | Прилагательные полные и краткие | 1 | Комбинированный | Практикум | Отличие полных прилагательных от кратких, морфологические признаки и синтаксическая роль кратких прилагательных | Знать грамматические особенности кратких прилагательных, их синтаксическую роль в предложении. Уметь различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении; правильно произносить наиболее употребляемые прилагательные; правильно писать краткие прилагательные | Тренировочные прилагательные, диктант «Проверь себя», выборочный диктант | Стр. 234-237, упр. 592 | ||||
147 | Р.р. Сочинение «Наши друзья – животные» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения, главная мысль текста, составление плана, отбор материала | Знать структуру сочинения, составлять план, осуществлять отбор материала, писать сочинение о животных | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
148-149 | Прилагательные полные и краткие | 2 | Комбинированный | Практикум | Отличие полных прилагательных от кратких, морфологические признаки и синтаксическая роль кратких прилагательных | Знать грамматические особенности кратких прилагательных, их синтаксическую роль в предложении. Уметь различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении; правильно произносить наиболее употребля- | Тренировочные прилагательные, диктант «Проверь себя», выборочный диктант | Стр. 234-237, упр. 598. Стр. 234-237. | ||||
150 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Комбинированный | Практикум | Порядок морфологического разбора | Знать план морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор полного и краткого прилагательного | Работа с учебником, запись под диктовку, морфологический разбор | Стр. 237-239, упр. 602 | ||||
151 | Р.р. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану | Творческая работа | Презентация «А.Н.Комаров» | Дописать | |||
152 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе «Имя прилагательное» | Знать основные орфографические правила по теме «Имя прилагательное». Уметь применять полученные правила на письме | Контрольные вопросы, тренировочные упражнения, работа по карточкам, диктант «Проверь себя» | Стр. 224-239 | ||||
153 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Имя прилагательное». Уметь применять полученные знания на практике | Контрольный диктант | |||||
154 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант | CD «Фраза» | ||||
155-156 | Глагол (36ч+6ч) | Глагол как часть речи | 2 | Комбинированный | Практикум | Признаки глагола как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении | Знать время глагола, способы его образования, суффиксы глагола. Уметь употреблять глаголы в речи с целью её обогащения | Запись под диктовку, синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения | Стр. 240-242, упр. 609. Стр. 240-242, упр. 610 | |||
157 | Не с глаголами | 1 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами | Знать правило написания не с глаголами; правило написания не с глаголами | Тренировочные упражнения, игра «Найди синоним», самостоятельная работа, словарная диктовка | Стр. 242-245, упр. 615 | ||||
158 | Р.р.Рассказ | 1 | Урок развития речи | Практикум | Особенности рассказа как малой повествовательной формы, его композиция | Знать особенности композиции рассказа. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в соответствии | Работа с текстами | Презентация | Дописать | |||
159-160 | Не с глаголами | 2 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами | Знать правило написания не с глаголами; правило написания не с глаголами | Тренировочные упражнения, игра «Найди синоним», самостоятельная работа, словарная диктовка | Стр. 242-245, упр. 621. Стр. 242-245 | ||||
161-162 | Неопределенная форма глагола | 2 | Комбинированный | Практикум | Признаки инфинитива | Знать определение Уметь правильно писать окончания глаголов неопределённой формы, употреблять инфинитивы в речи; различать личные формы и неопределённую форму глагола в предложении (составное глагольное сказуемое) | Словарный диктант, запись под диктовку, выборочный диктант, работа с таблицей «Мягкий знак в словах с основой на шипящий», орфографическая диктовка, объяснительный диктант | Стр. 247-250, упр. 625 | ||||
163-164 | Правописание в глаголах | 2 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора -ться и -тся в глаголах | Знать условия выбора -ться и -тся в глаголах; составное глагольное сказуемое типа хочу (что делать?) учиться. Уметь правильно находить слово, с которым связан глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на -тся и -ться; применять алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме | Устная синтаксическая пятиминутка, работа с учебником, объяснительный диктант, выборочный диктант | Стр. 250-253, упр. 640. Стр. 250-253. | ||||
165-166 | Виды глагола | 2 | Комбинированный | Практикум | Признаки совершенного и несовершенного вида глагола. Что такое видовые пары | Знать правило: глаголы различаются по вопросам и значению; вид и время глагола соотносятся; глаголы несовершенного вида имеют форму всех трёх времён, совершенного – только двух (прошедшего и простого будущего); способы образования видовых пар. Уметь определять вид глагола по вопросам (что делать? что сделать?) | Работа с учебником, выборочный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения | Стр. 253-256, упр. 646. Стр. 253-256 | ||||
167 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Практикум | Контроль усвоения орфограмм -ться и -тся, не с глаголами. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Знать основные правила выбора и применения изученных орфограмм. Уметь применять полученные знания на практике | Контрольный диктант | |||||
168 | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по теме. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками | CD «Фраза» | ||||
169-171 | Буквы е–и в корнях с чередованием | 3 | Комбинированный | Практикум | Условия выбора букв | Знать о чередовании гласных е–и в корнях; способах действия при выборе орфограммы е–и, понимая, что корни с чередованием типа Уметь применять данную орфограмму при письме | Словарный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант, комментированное письмо, проверочная работа | Стр. 256-259, упр. 656. Стр. 256-259, упр. 655. Стр. 256-259 | ||||
172-173 | Р.р. Невыдуманный рассказ | 2 | Урок развития речи | Практикум | Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи (рассказ). Композиция. Корректирование предлагаемого текста | Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ). | Творческая работа | Дописать | ||||
174 | Время глагола | 1 | Комбинированный | Практикум | Время глагола. | Знать, как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного вида Уметь определять временные формы глагола | Орфографическая диктовка, таблица «Вид и время глагола», предупредительный диктант, тренировочные упражнения | Сл.слова стр. 100-250 | ||||
175 | Прошедшее время | 1 | Комбинированный | Практикум | Признаки глагола прошедшего времени | Знать, о соотнесённости вида и времени глагола, об употреблении одного времени в значении другого; образовании глаголов с помощью суффикса -л-; суффикс инфинитива перед -л-. Уметь образовывать глаголы прошедшего времени и их формы по образцу; правильно произносить эти глаголы | Орфографическая диктовка, таблица «Вид и время глагола», предупредительный диктант, тренировочные упражнения | Стр. 261-263, упр. 665 | ||||
176 | Настоящее время | 1 | Комбинированный | Практикум | Признаки глагола настоящего времени | Знать, что глаголы настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида; обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время. Уметь определять грамматическое значение глагола в настоящем времени; употреблять в речи; соблюдать орфоэпические нормы | Предупредительный диктант, тренировочные упражнения | Стр. 263-264, упр. 669 | ||||
177 | Будущее время | 1 | Комбинированный | Практикум | Две формы будущего времени: простая и сложная | Знать способы образования простой и сложной форм будущего времени глагола; вид, форму будущего времени; правило: глагол в форме сложного будущего времени является простым глагольным сказуемым. Уметь образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола | Объяснительный диктант, тренировочные упражнения | Стр. 264-266, упр. 674 | ||||
178-180 | Спряжение глаголов | 3 | Комбинированный | Практикум | Глаголы первого и второго спряжения, их личные окончания | Знать правило: спряжение – связь между действием и действующим лицом; определение спряжения глагола с ударным личным окончанием; способ определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределённой форме). Владеть способом определения спряжения | Тренировочные упражнения, работа с таблицей «Спряжение глаголов», объяснительный диктант | Стр. 266-267. Стр. 266-267, упр. 678. Стр. 266-267 | ||||
181 | Р.р. Изложение «Шоколадный торт» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала | Знать структуру изложения повествовательного текста, составлять план, осуществлять отбор материала, писать сжато изложение от 3-го лица. Уметь применять сведения памятки «Как готовиться к изложению по учебнику» (с. 295); определять, о чём можно не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
182-184 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 3 | Комбинированный | Практикум | Безударные личные окончания глаголов | Знать, как определить спряжение глагола с помощью неопределенной формы; как определить спряжение глагола с приставкой вы-, которая, оттягивая на себя ударение, делает окончание безударным. Уметь различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные окончания глаголов | Объяснительный диктант, выборочный диктант, тренировочные упражнения, проверочная работа | Стр. 267-273, упр. 682. Стр. 267-273, упр. 689. Стр. 267-273, упр. 697 | ||||
185 | Морфологический разбор глагола | 1 | Комбинированный | Практикум | Порядок морфологического разбора | Знать план морфологического разбора. Уметь определять морфологические признаки глагола и выполнять морфологический разбор глагола | Работа с учебником, морфологический разбор глагола, запись под диктовку | Стр. 273-275 | ||||
186-187 | Р.р. Сочинение по картине О.В.Попович «Не взяли на рыбалку» | 2 | Урок развития речи | Практикум | Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану | Творческая работа | Презентация «О.В.Попович» | ||||
188-189 | Мягкий знак после шипящих во 2-м лице единственного числа | 2 | Комбинированный | Практикум | Условия написания мягкого знака в глагольных формах | Знать правило о написании ь в неопределённой форме глагола, ь во 2-м лице ед. ч. – морфологическое написание; правописание ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных как примеры морфологических написаний; об употреблении глаголов данной формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам. Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи | Диктант, орфографическая диктовка, объяснительный диктант, выборочный диктант | Стр. 275-277, упр. 702. Стр. 275-277 | ||||
190-191 | Употребление времён | 2 | Комбинированный | Практикум | Случаи употребления одного времени в значении другого | Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошедших событий – стилистический приём. Уметь наблюдать за употреблением глаголов в форме настоящего и будущего времени в текстах | Контрольный словарный диктант, работа с учебником, сочинение-миниатюра по данному началу | Стр. 277-280, упр. 706. Стр. 277-280, упр.708 | ||||
192-194 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 3 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе «Глагол» | Знать основные орфографические правила по теме «Глагол». Уметь применять полученные правила на письме | Контрольные вопросы, тренировочные упражнения, работа по карточкам, диктант «Проверь себя» | Презентация «Глагол» | Стр. 240-280, упр. 711. Упр. 728. Стр. 240-280. | |||
195 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Глагол». Уметь применять полученные знания на практике | Контрольный диктант | |||||
196 | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант | CD «Фраза» | ||||
197 | Повторение и систематизация знаний (6ч+2ч) | Разделы науки о языке | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практикум | Разделы лингвистики, их основные единицы | Знать основные разделы науки о языке; единицы языка. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, осуществлять речевой самоконтроль; используя план, составлять сообщение на тему «Изучайте русский язык»; выполнять фонетический разбор слов | Работа с учебником, тренировочные упражнения | Презентация | Упр. 726 | ||
198 | Контрольный диктант за курс 5 класса | 1 | Урок контроля | Практикум | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы, изученные за год. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков учащихся | Знать основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5 классе. Уметь применять полученные знания на практике | Годовой диктант | |||||
199 | Анализ контрольного диктанта за курс 5 класса | 1 | Урок анализа письменных работ учащихся | Практикум | Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы | CD «Фраза» | ||||
200 | Р.р. Сжатое изложение «Ночлег в лесу» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала | Знать структуру изложения повествовательного текста, составлять план, осуществлять отбор материала Уметь применять сведения памятки «Как готовиться к изложению по учебнику» ; определять, о чём можно не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
201 | Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практикум | Опознавательные признаки орфограмм в приставках и корнях слов | Знать/понимать: гласные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся; согласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые; правописание приставок на з, с | Практикум, работа с таблицами | Упр. 737 | ||||
202 | Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практикум | Опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм в окончаниях слов | Знать, с какими разделами науки о языке связан выбор гласных в окончаниях слов; об особом типе склонения существительных. Уметь обобщить орфограмму ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных, глаголах | Диктант, выборочный диктант, тренировочные упражнения | Упр. 745 | ||||
203 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практикум | Условия постановки знаков препинания в простом и сложном предложении | Знать о знаках препинания в простом и сложном предложении; в предложениях с прямой речью, с обращением. Уметь переводить прямую речь в косвенную, правильно ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях | Объяснительный диктант, графический диктант, тренировочные упражнения | Упр. 751 | ||||
204 | Р.р. Сочинение «Куда бы я хотел похать летом и почему?» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала | Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ); о временном единстве глаголов в повествовании. Уметь создавать текст в соответствии с жанровыми особенностями рассказа | Творческая работа | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку в 5 кл. по учебнику Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику Ладыженской (ФГОС) содержит Пояснительную записку, УУД, УМК, Учебно-тематическое планирование, Календарно-тематическое планирован...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...