Развитие речи. Повторение отдельных речеведческих понятий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Баранова Наталья Николаевна

Занятие  предусматривает развите умений находить в тексте выразительные средства языка ; определять стиль речи данного текста, учит приводить знания по теме «Речеведческие понятия» в систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова Н.Н., учитель русского языка и литературы, высшая

квалификационная категория.

МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»

   

    Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Развитие речи. Повторение отдельных речеведческих понятий.»

Цели урока:

  • уметь находить в тексте выразительные средства языка ; определять стиль речи данного текста;
  • систематизировать знания по теме «Речеведческие понятия» ;
  • воспитывать человека, знающего и уважающего русскую речь, понимающего его ценность.

                                       Сценарный план урока

I.Организационный момент.

   (приветствие гостей и обучающихся)

II. Целеполагание и мотивация.

     1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» читает ученица.

     2. Исходя из прочитанного стихотворения, определите тему урока и поставьте для себя цели.

      - Это будет урок развития.

      - Мы будем повторять речеведческие понятия.

      - Назовите классную работу.

      - «Интересная» классная работа.

III. Актуализация знаний.

  1. Работа над текстом К.Г. Паустовского «Весна»

         Ученик выразительно читает текст.

        (Текст звучит на фоне музыки).

  1. Беседа.

     Определите стиль речи данного текста.

   - Этот текст относится к художественному стилю речи.

     Почему?

   - Он изобилует изобразительно-выразительными средствами языка: в ней много эпитетов, метафор.

3. Запись в тетради эпитетов, метафор, определений-приложений.

4. Проверка.

                                 

IV. Закрепление знаний.

      1. Презентация обучающихся «Художественный стиль речи и его особенности»

      2. Составление мини–словаря к слову «весна»: цветы, солнце, тепло, тюльпаны, капель, сирень, счастье, птицы, май, скворец, ландыш и др.

V. Психологическая разминка.

(групповая работа – задания в конвертах (4 группы)):

       1. «Подарочный набор».

       2. «Узнать речеведческие понятия по их определению»

       3. «Цветик – семицветик» (Определить понятия по их названию).

       4. «Давайте говорить друг другу комплименты»

VI. Работа над проблемой урока.

      1. Слово учителя: «Победа, май - не разделимы, весна и жизнь непобедимы».

      2. Звучит песня Е. Плотниковой «И всё о той весне» (уч-ся тоже поют).

      3. Слово учителя. «9-ого Мая страна отмечала праздник – День Победы в

Великой Отечественной войне. Мы не можем пройти мимо этой даты – 72-й годовщины Победы. Политическую жизнь, общественные события, военную тематику чаще всего освещает публицистический стиль речи. Основная функция публицистического стиля речи- сообщая факты, воздействовать на разум и чувства человека, формировать общественное мнение. Наиболее распространенные жанры публицистического стиля речи – статья, очерк, репортаж, интервью и др.

     4. Презентация обучающегося: «Публицистический стиль речи и его особенности».

VII. Проверка знаний.

        1. Работа над отрывком из статьи К. Я. Ваншенкина «Знамя Победы» (читает об-ся).

        2. Беседа.

            1. Вы, конечно, заметили, что во всех предложениях повторяется слово «Знамя». Как вы думаете, для чего?

            2. Как выражена в статье мысль о единстве фронта и тыла?

            3. Укажите антонимы; подумайте, для чего они здесь употреблены.

            4. Запишите по 2 предложения по тексту.

VIII. Сообщение обучающегося о жанре интервью.

IX. «Живое» интервью с участником Афганской войны Сухих Сергеем Васильевичем. Интервью берёт корреспондент газеты «Районные новости» Бандурина Тамара Владимировна.

X. Виртуальная стенгазета «Мы помним, мы гордимся!».

XI. Синквейн на слова: победа, май, весна, жизнь.

XII. Подведение итогов (сообщение отметок за активную работу на уроке).

XIII. Рефлексия – эмоциональное и интеллектуальное осмысление своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

"Игровая деятельность при изучении отдельных тем на уроках обучения грамоте, письма и развития речи, математики".

В данном материале представлена подборка игр и упражнений по некоторым темам для уроков обучения грамоте, письма и развития речи, математики в 1 классе С(к)ОУ VIII вида, а также конспекты уроков по вы...

Развитие речи. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте

Урок повторения и закрепления знаний типов речи и спобов связи предложений в тексте....

Конспект урока письма и развития речи "Предлог как отдельное слово" 2 класс

Конспект урока.Тема: "Предлог как отдельное слово. 2 класс. Коррекционная школа 8 вида....