Путешествие на лингвистическом поезде
занимательные факты по русскому языку на тему
Материал может быть использован как на уроках русского языка, так и внеклассных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_na_lingvisticheskom_poezde.docx | 874.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Привить интерес к языку как к средству коммуникации.
Развивать творческую фантазию учащихся.
Эпиграф:
Пусть лингвистика сложна,
Её до края не познать.
Откроет двери всем она
В них только надо постучать.
Ведущий: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде, вы, видите, что это необычный поезд, а лингвистический .Чтобы интереснее было путешествие, мы разделимся на две команды.
Первая- «Клуб любителей русского языка».
Вторая - «Весёлые лингвисты»
Карта путешествия
Первая станция на нашем пути - Лингвистическая.
-Кто провёл первую реформу азбуки? (Пётр I , в нач.XYIII в.)
-Когда была проведена вторая реформа? Какие буквы были «изгнаны из нашего алфавита? (1917 -1918 гг., «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова)
-Какую из изгнанных» букв называли «буквой - страшилищем», «буквой – пугалом»? («Ять»)
-Что значит выражение «знать на ять» (Наилучшие познания).
-Что означает выражение «прописать ижицу» (Устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй).
-Какую букву называли «бездельником», «лодырем », «дармоедом»? Почему? ( Букву «ер» (ъ) писали после твёрдых согласных в конце слов, и пожирал более 85 времени и бумаги.
-Что означает грамматика? (Греч.слово gramma - «буква»)
- Как называлась первая книга по грамоте и кто автор (Букварь, изданный Иваном Фёдоровым в 1574 г. в Львове).
-Кто создал первую грамматику русского языка и когда? (М.В.Ломоносов «Российская грамматика» , 1755 г.)
Итак. Молодцы1Наш поезд двигается дальше по маршруту. Следующая станция – Игровая.
\
Игра «Дружная семья»
«Дружная семья»- это части речи.
Запишите по вертикали слова: литература и трудолюбие и к каждой букве подобрать часть речи.
Т- ты- местоимение и т.е.
Р Л- лечь -глагол и т.е.
У И
Т
Д Е
О Р
Л А
Ю Т
Б У
И Р
Е А
Итог игры (Если есть ошибки, то сказать «Семья недружная»)
Следующая игра «Частокол»
Игра «Частокол»
Расшифровать высказывания о русском языке. Для этого надо по порядку «собрать» буквы: от самой большой до самой маленькой.
ЛНАШМУЧЗЮЫТЮБКИГИЙЯ
(любите наш могучий язык)
ПИОПСОРСОРОТУСДЖЬМ
(Подружитесь со спортом)
Итог.
Лингвофизминутка.
Каждому грамматическому понятию соответствует определённое движение или жест. Например, I спряжение глагола – поднять руку вверх, II спряжение глагола - поднять две руки вверх, I склонение существительного – встать, II-встать, обе руки вверх, III – сесть и т.д.
Ведущий: Следующая станция : Математическая.
Станция математическая
«Без грамматики не выучишь и математики»
-Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество.
-Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество.
-Назовите и запишите меры длины ; которым соответствуют слова:
аршин (71, 12 см)
верста (1, 068 км)
вершок (4, 45 см)
локоть (38-46 см)
пядь (17, 78 см)
сажень (2, 1336 м)
фут (0, 3048 м)
-Придумайте ребусы с числами :например,
7 я, 100 г, 100 к, 100 л, 40 а и т.д.
Следующая станция «Слово»
Станция «Слово»
Ведущий: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным немота. Вы знаете, что слово это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении».
Задание №1.Кроссвордный диктант. Я буду диктовать толкование слова, а каждая команда под порядковым номером записывает само слово:
1.Все слова языка (лексика)
2.Словарь отдельного человека, запас слов (лексикон)
3.Раздел науки языкознания, изучающий лексику (лексикология)
4.Название статьи в толковом словаре, относящееся к объяснению лексического значения слова (словарная статья)
5.Слово, имеющее однолексическое значение (однозначные)
6.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)
7.Переносное значение слова (метафора)
8.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)
9.Слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексических значений (синонимы)
10.Слова одной и той части речи с противоположным значением (антонимы)
11.Самый короткий отрезок текста, необходимый для понимания лексического значения (контекст)
Задания №2. Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их пишут – слева направо или справа налево. Подберите такие слова. (Доход, заказ, потоп, топот, комок, казак, довод, кок, как, тут, тот, поп и т.д )
Задание №3.Подобрать такие слова, которые, если их написать слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое (нос-сон, кот-ток, шёлк-клёш, топор- ропот, ворон-норов и т.д.)
Задание №4.Вспомнить 2-3 пословицы о слове как о речи. (Хлеб-соль кушай , а умные речи слушай. По речи узнают человека. От его словца не дождёшься конца ).
Следующая станция «Ботаническая»
Станция «Ботаническая»
Задание №1.Отгадайте загадки. Найти и выделить орфограммы, спрятанные в загадках.
1.Стоит он задумчивый
В жёлтой венце
Темнеют веснушки
На круглом лице (подсолнух)
2.К тому, что прикасается,
Привязчивый цепляется.
Он, будто ёжик, колкий
Кругом торчат иголки (репейник)
3.Вечно сумрачно под елью,
Пахнет сыростью и прелью,
Под её мохнатой лапой
Светят матовые лампы (ландыши)
4.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом
А в душе ветерок-
Остался в поле стебелёк (одуванчик)
Задание №2.Рассмотрите рисунок.
«Слова, дружище, - это как листья на дереве,
и чтобы понять, почему лист таков,
а не иной, нужно знать, как растёт дерево,
нужно учиться!».
Нарисуйте подобные деревья из слов
лес, игра, город.
Станция «Музыкальная»
(Звучит музыка)
-Как измерить расстояние нотами?
(Ми-ля-ми.Сухопутная миля-1, 609 км,морская-1, 853 км)
-Назовите слова, в состав которых входят названия нот?
(фа-соль, ми-ля, до-ля, до-ми-соль, ва-си-лёк, за-до-р и т.д.)
Заканчивается наше путешествие на лингвистическом поезде.
( Подведение итогов. Награждение победителей )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»
Используемые образовательные технологии: игровая технология Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихс...
План-конспект внеклассной работы по математике в 5 классе "Путешествие на математическом поезде"
развитие интереса к математике, логики и смекали, расширение кругозора, развитие комуникативной и познавательной компетентности....
Путешествие на математическом поезде. 7 класс
Математическая игра для учащихся 7 класса, включающая вопросы по алгебре и геометрии...
Внеклассное мероприятие "Путешествие на зкологическом поезде"
Классный час на экологическую тему для 5 класса...
Сценарий праздника 6А класса с родителями. ПУТЕШЕСТВИЕ НА НОВОГОДНЕМ ПОЕЗДЕ
интересное путешествие с родителями на "Новогоднем поезде"...
Урок - игра по математике, 5 класс. "Путешествие на математическом поезде"
Данный урок можно провести по обобщению знаний учащихся 5 класса по теме "Десятичные дроби. Сложение и вычиттание десятичных дробей"....
Внеклассное мероприятие "Путешествие на математическом поезде",5 класс
Внеклассное мероприяти по математике...