Урок - игра по математике, 5 класс. "Путешествие на математическом поезде"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Данный урок можно провести по обобщению знаний учащихся 5 класса по теме "Десятичные дроби. Сложение и вычиттание десятичных дробей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/puteshestvie_na_matematicheskom_poezde_5_klass.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
Урок – игра по математике в 5 классе
«Путешествие на математическом поезде»
Тема: «Десятичные дроби.
Сложение и вычитание десятичных дробей».
Подготовила
Коротких Эмма Александровна –
учитель математики
высшей квалификационной категории
МКОУ Бутурлиновская средняя
общеобразовательная школа №7
г. Бутурлиновка Воронежской области.
2013 г.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Развивающая: способствовать развитию интереса к предмету, эрудиции, памяти, внимания, любознательности, грамотности математической речи, развивать умение работать в малой группе.
Воспитательная: воспитывать культуру математического мышления, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность.
Используемые образовательные технологии: игровая технология.
Формы организации учебной деятельности:
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: индивидуальная и групповая.
По подходу к ребенку: личностно - ориентированная.
По методу: развивающая.
Информационно-обучающее обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Путешествие на математическом поезде», дидактические материалы, карточки с заданиями.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать на математическом поезде по стране «Десятичные дроби». В этой стране мы сделаем несколько остановок, на каждой из которой вам нужно будет показать свои знания по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». «Машинистом» поезда буду я, «проводниками» двух вагонов (2 ряда парт) – наши ученики. Соблюдайте чистоту и порядок в вагонах.
Чтобы поддерживать связь друг с другом, каждому из вас нужен сотовый телефон. Сейчас вы узнаете номер своего телефона. Математический диктант:
2³
9²
2³ + 9²
+21
:11
*18
:20
+17
:13
*22
- Запишите последнюю цифру каждого ответа и назовите конечный результат. Дети называют число (8190009624).
- Теперь припишите последнюю цифру и замените нули другими цифрами – это и будет ваш номер телефона. Оцените свою работу по устному счету (Слайд 1): 0 ошибок – «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 4 ошибки – «3».
(Обучающиеся ставят оценки на полях тетради).
- Итак, в добрый путь, ребята! Первая остановка – село «Дробное» (Слайд 2). Послушайте сообщение о десятичных дробях, которое приготовил ваши одноклассники (Слайд 3). (Приложение №1).
Учитель:
- Мы прибыли на станцию «Сравнительная» (Слайд 4). Чтобы продолжить наше путешествие, нам необходимо хорошо написать математический диктант.
Ученики I вагона под диктовку записывают десятичные дроби столбиком в тетради. «проводник» этого вагона работает на обратной стороне доски:
7,4; 3,15; 3,6; 5,066; 5,2; 7,28.
Пассажиры II вагона должны представить обыкновенные дроби в виде десятичных и записать их столбиком в своих тетрадях (запись на интерактивной доске):
9 8/10; 3 3/10; 9 42/100; 8 1/100, 8 1/10; 3 67/100; 9 82/100.
Проводник II вагона работает на доске. Учитель проверяет работу «проводников», исправляет ошибки и предлагает остальным ученикам сверить ответы с ответами своих «проводников».
Учитель:
- Запишите полученные числа в порядке возрастания. Каким правилом вы должны воспользоваться?
Ученик:
- Нужно уравнять количество знаков после запятой, приписав нули справа, и сравнить дроби.
Дети записывают дроби в порядке возрастания, «проводники» работают у доски. Учитель проверяет работу «проводников», «пассажиры» проверяют свою работу самостоятельно и оценивают по критериям (Слайд 5): 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».
Учитель задает дополнительные вопросы к этому заданию:
- Как называется разряд, стоящий:
а) на третьем месте после запятой (тысячные);
б) на шестом месте после запятой (миллионные);
в) на втором месте до запятой (десятки);
г) на первом месте до запятой (единицы).
Учитель:
- Следующая станция «Карусельная» (Слайд 6). Ученики работают в группах. У каждого – карточка с примерами (Приложение №2). Нужно решить пример, записать ответ, рядом написать свою фамилию и передать свою карточку соседу. И так по кругу необходимо решить все примеры в карточках.
Этот этап работы проверяется по ответам на отдельных карточках (Приложение №2), а также оценивается по критериям (Слайд 7).: 0 ошибок – «5», 1 - 2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3». «Проводники» помогают своим «пассажирам».
Учитель:
- Какие правила вы использовали при решении данных примеров?
(Дети рассказывают правило сложения десятичных дробей.)
Учитель:
- Станция «Музыкальная» (Слайд 8). Физкультминутка: под музыку «Голубой вагон» ребята выполняют танцевальные движения.
Учитель:
- А вы знаете, что в музыке тоже используются дроби? Длительность нот обозначают дробями. Обратите внимание на этот слайд (Слайд 9):
- Можно ли представить эти обыкновенные дроби в виде десятичных? (Ученики представляют дроби ½, ¼, 1/8 в виде десятичных 0,5; 0,25; 0,125).
Учитель:
- Проверьте запись: ♪♪♪ = 1 (Слайд 9).
- А теперь решим задачу с обыкновенными и десятичными дробями с помощью уравнения.
К доске вызывается ученик, который решает задачу:
«Винни – Пух за завтраком съел 0,15 бочонка меда, а на обед – 2/10 бочонка. Какая часть бочонка меда осталась?»
Было – 1
Съел – 0,15 и 0,2
Осталось – х
0,15 + 0,2 + х = 1,
0,35 + х = 1,
х = 1 – 0,3,
х = 0,65.
Ответ: осталось 0,65 часть бочонка меда.
Учитель:
- Последняя станция нашего путешествия – «Финишная» (Слайд 10). Выполним разминку (фронтальный опрос) (Слайд 11)..
Выразить в метрах:
6 м 82 см,
50 м 3 см,
8 м 3 дм.
Выразить в тоннах:
2 т 7 ц,
3 ц,
12 т 23 кг.
После разминки ученики работают в группах, выполняя тестовые задания на карточках с выбором ответа(Приложение №3). Ответы нужно закодировать (Слайд 12).:
Карточка№1 – ВБ.
Карточка №2 – ББ.
Карточка №3 –АБ.
Проверка: задача – 4 балла, уравнение - 1 балл.
Учитель:
- Подведем итог нашего путешествия.
С какими дробями мы познакомились?
Вспомним правило округления десятичных дробей.
- Теперь сложите все свои оценки, разделите сумму на количество оценок и получившееся число округлите до целых. Вы получите свою оценку за этот урок. Поставьте ее в дневник.
Учитель:
- Домашнее задание сегодня будет необычным. Вам нужно решить задачу – эксперимент (Слайд 13): «У бабушки в деревне заболела корова. Ветеринар осмотрел корову и выписал лекарство. Чтобы рассчитать дозировку лекарства, нужно знать вес буренки. Ветеринар объяснил, как это сделать, не прибегая к весам. Нужно измерить Р - обхват туловища за лопатками (в сантиметрах) и найти L- расстояние от передней ноги до хвоста (в сантиметрах). Тогда вес коровы можно рассчитать по формуле m = PL:50. Пусть P = 1 м 34 см, L = 1м 34 см. Найдите вес коровы.
Проверьте, верна ли формула для других животных, вес которых можно узнать с помощью бытовых весов.
Учитель:
- Ребята, а теперь покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы сегодня путешествовали по стране «Десятичные дроби»? (Слайд 14).
Приложение №1.
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в начале XV века.
Записывал Аль – Каши десятичные дроби также, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Например, 12/5.
В 1585 году в Европе десятичные дроби ввел голландский математик и инженер Симон Стевин. Вот как он изображал дробь 14,382: 14 0 3 1 8 2 2 3 –вместо запятой – нуль в кружке, цифрами 1, 2, 3,… помечалось положение остальных знаков.
Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей:
14382 - Франсуа Виет, 1579 г;
14(382) – Иоганн Кеплер, 1616 г.;
14382''' – Пьер Эригон, 1634 г.;
14/382 – Роберт Джагер, 1651 г.
Приложение №2.
Карусель 1 | |||
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия |
1 | 7,8 + 6,9 | ||
2 | 1 – 0,999 | ||
3 | 24,2 + 0,867 | ||
4 | 5,82 – 3,27 | ||
5 | 3,96 + 7,85 |
Карусель 2 | |||
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия |
1 | 129 + 9,72 | ||
2 | 830 – 0,097 | ||
3 | 8,93 + 1,212 | ||
4 | 425 - 2,64 | ||
5 | 25,371 + 17,77 |
Карусель 3 | |||
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия |
1 | 8,1 – 5,46 | ||
2 | 83 + 82,87 | ||
3 | 0.92 – 0,15 | ||
4 | 5,8 + 22,191 | ||
5 | 3,28 + 0,101 |
Карусель 4 | |||
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия |
1 | 96,3 – 0,81 | ||
2 | 37,2 + 0,03 | ||
3 | 0,003 – 0, 0008 | ||
4 | 0,769 + 42,38 | ||
5 | 7,65 + 8,69 |
Карусель 5 | |||
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия |
1 | 82,252 – 4,69 | ||
2 | 5,7 + 22,19 | ||
3 | 6,6 – 5,99 | ||
4 | 2,7 + 1,35 | ||
5 | 8,9021 + 0,68 |
Ответы:
Карусель 1 Карусель 2 Карусель 3
1) 14,7 1) 138,72 1) 2,64
2) 0,001 2) 829,903 2) 165,87
3) 25,067 3) 10,142 3) 0,77
4) 2,55 4) 422,36 4) 27,991
5) 11,81 5) 43,141 5) 3,381
Карусель 4 Карусель 5
- 95,49 1) 77,562
- 37,23 2) 27,89
- 0,0022 3) 0,61
- 43,149 4) 4,05
- 16,34 5) 9,5821
Приложение №3.
Карточка №1
- Решите уравнение:
45 – х = 38,783
- Решите задачу.
Мальчик поймал 3 рыбы. Первая рыба весит 0,375 кг, вторая на 20 г меньше первой, а масса третьей рыбы на 0,11 кг больше массы первой. Найдите массу трех рыб.
Ответы:
- А – 6,21 Б – 62,17 В – 6,217
- А -1,2 Б – 1,215 В – 0,215
Карточка №2
- Решите уравнение:
х + 27,621 = 38
- Решите задачу.
Яблоко, груша и апельсин вместе имеют массу 0,85 кг. Масса апельсина 360 г, а груша на 0,158 кг легче апельсина. Найдите массу яблока.
Ответы:
- А – 3,85 Б – 10,379 В – 10,7
- А -0,8 Б – 0,288 В – 1,2
Карточка №3
- Решите уравнение:
х – 4,32 = 10,4
- Решите задачу.
Масса трех искусственных спутников 1,751 т. Масса первого спутника 6,6 ц, масса второго – на 73 кг больше массы первого. Найдите массу третьего спутника.
Ответы:
А – 14,72 Б – 17,24 В -14,2
А – 3,58 Б – 0,358 В – 15,681
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса "Математический поезд" "
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса "Математический поезд"...
Урок-игра в 5 классе "Путешествие к острову Натуральных чисел"
Этот урок разработан в виде игры, что повышает интерес у учащихся. На уроке использованы элементы личностно-ориентированной технологии и ИКТ....
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА В 8 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРАНСПОРТ» (“TRAVELLING AND TRANSPORT”)
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА В 8 КЛАССЕ«ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРАНСПОРТ»(“TRAVELLING AND TRANSPORT”)Цель урока:Повторить и систематизировать лексико-грамматический материал, изученный в ходе работы над темой «П...
математическая игра для 8 класса "Путешествие в город Математиков"
математическая игра для 8 класса "Путешествие в город Математиков"Может быть использована для проведения недели математикиИгра проводится в виде командного соревнованияПредставлен сценарий мероприятия...
Обобщающий урок-игра в 8 классе "Путешествие по континенту Химия"
Презентация может стать шаблоном для проведения в игровой форме обобщения и закрепления знаний учащихся по теме "Основные классы неорганических соединений". Проверить умение составлять формулы с...
Игра для учеников 5-6 классов «Математический поезд». Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие по математике. 5-6 класс. Математический поезд....
Методическая разработка мероприятия по математике для 5 классов "Математический поезд"
в материале представленно краткое описание игры, а также подобраны задания и необходимые наглядные средства для ее проведения....