Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_2018-2019_uch.god_po_russkomu_5_klass.doc | 464 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
_________ И.М. Овчинникова
«___» августа 2018г.
Рабочая программа
по русскому языку
(общеобразовательный уровень)
5 класс
Составитель: Бордиян Андрияна Фёдоровна
учитель русского языка и литературы
2018-2019 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2008.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва, «Просвещение», 2018 г
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ гимназия № 61: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе
Количество часов в году: 204
Количество часов в неделю: 6
Количество плановых уроков:
- по развитию речи: 35
- диктантов: 8
- контрольных сочинений: 2
- контрольных изложений: 2
- контрольных тестов: 2
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» (ФГОС, основная школа)
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 5 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
- По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
- По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
- Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
- Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения (2+1 ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (20 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (14 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 3 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (62 ч+14 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (14 ч + 2 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (З7+6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (11+2 ч)
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Методическая литература:
- В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Развитие речи»;
- Е.А. Влодавская, «Поурочные разработки по русскому языку»,2006г.
- Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2007. – 64с.
- Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: 5-й кл.: М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 93 с.
- Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. – М.: ВАКО, 2007
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – СПб., 2004
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
- Введенская Л. А. От собственных имён к нарицательным / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников, - М., 1989.
- Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. – М., 1985.
- Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. – М., 1991.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
- Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. – М., 1994.
- Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
- Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
- Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. – М., 1990.
III раздел
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | |||
Плановых уроков | Плановых контрольных уроков | По развитию речи | Всего по разделу | ||
1 | Язык – важнейшее средство общения | 2 | 1 | 3 | |
2 | Повторение изученного в 1-4 классах | 19 | 1 | 3 | 23 |
4 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 28 | 1 | 7 | 36 |
5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 13 | 1 | 3 | 17 |
6 | Лексика. Культура речи | 8 | 2 | 10 | |
7 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 19 | 1 | 3 | 24 |
Морфология. Орфография. Культура речи | |||||
8 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 1 | ||
9 | Имя существительное | 16 | 1 | 4 | 21 |
10 | Имя прилагательное | 10 | 2 | 2 | 14 |
11 | Глагол | 35 | 2 | 6 | 43 |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 10 | 1 | 2 | 13 |
Итого: | 161 | 10 | 33 | 204 |
IV раздел
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения программы | Скорректиро ванные сроки прохождения программы |
1 | Язык и человек. | 1 | Знать: о функциях языка в жизни человека, общества. Уметь: строить монологическое высказывание, работать с учебником. | ||
2 | Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | 1 | Знать: понятия «язык» и «речь»; об основных единицах языка. Уметь: разграничивать понятия «язык» и «речь», находить единицы языка при анализе текста. | ||
3 | РР. Стили речи. | 1 | Знать: о стилях речи в зависимости от задач и сферы применения, о стилистических различиях. Уметь: различать стили речи, задачи и сферы применения стилей речи, определять стилистические различия, строить монологическое высказывание. | ||
4 | Звуки и буквы. Произношение и написание. | 1 | Знать: о структуре слова, условных обозначениях его частей, об отличии морфемы от слога. Уметь: выполнять морфемный разбор, определять одинаковые морфемы. | ||
5 | Орфограмма. Место орфограммы в словах. | 1 | Знать: понятие «орфограмма» и опознавательные признаки орфограмм. Уметь: выполнять орфографический разбор слова, находить опознавательные признаки орфограмм. | ||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Знать: об ударных и безударных гласных в корне слова, о разных приемах проверки безударной гласной в корне. Уметь: выделять корень слова, различать ударные и безударные в корне, использовать различные приемы проверки безударной гласной в корне. | ||
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Знать: об ударных и безударных гласных в корне слова, о разных приемах проверки безударной гласной в корне. Уметь: выделять корень слова, различать ударные и безударные в корне, использовать различные приемы проверки безударной гласной в корне. | ||
8 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Знать: об ударных и безударных гласных в корне слова, о разных приемах проверки безударной гласной в корне, о «Словаре иностранных слов». Уметь: выделять корень слова, различать ударные и безударные в корне, использовать различные приемы проверки безударной гласной в корне, пользоваться «Словарем иностранных слов». | ||
9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Знать: об орфограмме-согласной в корне слова и о правилах для ее выбора. Уметь: находить орфограмму-согласную в корне и применять соответствующее правило для ее выбора. | ||
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Знать: об орфограмме-согласной в корне слова и о правилах для ее выбора. Уметь: находить орфограмму-согласную в корне и применять соответствующее правило для ее выбора; работать со «Словарем иностранных слов». | ||
11 | Правописание букв и, у, а после шипящих | 1 | Знать: о правописании букв и, у, а после шипящих, о правилах выбора гласной после шипящих и ц. Уметь: владеть навыком выбора гласной после шипящих и ц. | ||
12 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | Знать: о правописании разделительных Ъ и Ь. Уметь: владеть навыком употребления на письме сведений о правописании разделительных Ъ и Ь. | ||
13 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Знать: о самостоятельных и служебных частях речи, об употреблении предлогов с различными частями речи, об орфограмме-пробеле. Уметь: отличать предлог от приставки, правильно употреблять орфограмму-пробел. | ||
14 | РР. Текст. | 1 | Знать: об отличительных особенностях текста, о его возможностях для выражения мысли. Уметь: определять признаки текста, способы связи предложений в тексте, строить текст из данных предложений. | ||
15 | РР. Обучающее изложение. | 1 | Знать: о теме и основной мысли текста. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста. | ||
16 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки. | ||
17 | Части речи. | 1 | Знать: о различении частей речи по значению, вопросу и морфологическим признакам. Уметь: различать части речи по значению, вопросу и морфологическим признакам. | ||
18 | Глагол. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Знать: изученное о глаголе как части речи и его роли в предложении. Уметь: определять признаки глагола и его роль в предложении, правильно писать -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | ||
19 | Глагол. Личные окончания глаголов. | 1 | Знать: об изменении глаголов по временам, лицам и числам; о правописании личных окончаний глаголов, о правописании НЕ с глаголами. Уметь: правильно спрягать глаголы, правильно писать личные окончания глаголов и НЕ с глаголами. | ||
20 | Падежные окончания имен существительных. | 1 | Знать: о склонении имени существительного, о правописании падежных окончаний. Уметь: определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания имен существительных. | ||
21 | Имя прилагательное | 1 | Знать: об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках, изменении. Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, правильно его изменять, согласовывая с именем существительным. | ||
22 | РР. Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | Знать: понятия «узкая» и «широкая» темы. Уметь: соотносить тему с содержанием текста. | ||
23 | Местоимение. | 1 | Знать: о личных местоимениях, их роли в речи, морфологических признаках, изменении. Уметь: находить в тексте личные местоимения, определять их морфологические признаки, правильно изменять личные местоимения. | ||
24 | Контрольная работа №1 по разделу «Повторение изученного в начальных классах» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
25 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | ||
26 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка. Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения. | ||
27 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | 1 | Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний. Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово. | ||
28 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | 1 | Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний. Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово. | ||
29 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | 1 | Знать: о способах выражения грамматической связи в словосочетаниях. Уметь: находить и составлять с/с заданного строения. | ||
30 | Разбор словосочетания. | 1 | Знать: о порядке разбора словосочетания. Уметь: строить с/с заданного строения, разбирать с/с. | ||
31 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | Знать: об основных признаках предложения, способах выражения главных членов. Уметь: находить грамматическую основу предложения. | ||
32, 33 | РР. Обучающее сжатое изложение. | 2 | Знать: о теме и основной мысли текста, о приемах сжатия текста. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить сжатое связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста. | ||
34 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Знать: о видах предложений по цели высказывания. Уметь: распознавать и правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. | ||
35 | Виды предложений по интонации. | 1 | Знать: о различных по интонации видах предложений, об употреблении восклицательного знака. Уметь: различать виды предложений по интонации, выразительно их читать. | ||
36 | Обучающее сочинение повествовательного характера на свободную тему | 1 | Знать: о теме сочинения, об узких и широких темах, о правилах написания сочинения данного типа. Уметь: связно строить монологическое письменное высказывание повествовательного характера. | ||
37 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Знать: о главных членах предложения, о новом способе выражения подлежащего - сочетанием слов. Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе находить подлежащее, выраженное сочетанием слов. | ||
38 | Главные члены предложения. Сказуемое | 1 | Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения сказуемого. Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе выраженную разными частями речи. | ||
39 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения ГЧП; о правиле постановки тире между – и =, выраженными существительными. Уметь: определять грамматическую основу предложения, ставить тире между – и =, выраженными им.существительными. | ||
40 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | Знать: об отличии нераспространенных и распространенных предложений, о ВЧП. Уметь: отличать нераспространенные предложения от распространенных. | ||
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Знать: о дополнении как ВЧП, о способах его выражения и отличии от подлежащего. Уметь: находить дополнение в предложении, отличая его от подлежащего, определять способы его выражения. | ||
42 | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 | Знать: об определении как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить определение в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи. | ||
43 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | Знать: об обстоятельстве как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить обстоятельство в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи. | ||
44 | Однородные члены предложения | 1 | Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧ, правильно читать предложения с ОЧ. | ||
45 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧП, обосновывать постановку ЗП при ОЧП, правильно читать предложения с ОЧП. | ||
46 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о его роли в предложении, о ЗП при ОЧП и обобщающих словах. Уметь: находить обобщающие слова в пр-ях с ОЧП, правильно расставлять ЗП при них. | ||
47 | Предложения с обращениями | 1 | Знать: об обращении, его роли в речи, ЗП при нем. Уметь: находить обращение в предложении, правильно ставить при нем ЗП. | ||
48 | РР. Письмо | 1 | Знать: о правилах составления и написания письма, о его композиции и обязательных частях. Уметь: правильно писать письма. | ||
49 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Знать: сведения о простом пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора. Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения. | ||
50 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Знать: изученный материал о постановке ЗП в простом пр-нии, о порядке устного и письменного разбора. Уметь: выполнять пунктуационный разбор простого предложения. | ||
51, 52 | Сочинение №1 повеств-го характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» | 2 | Знать: особенности написания сочинения данного типа. Уметь: составлять связное монологическое высказывание данного типа. | ||
53 | Простые и сложные предложения | 1 | Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных. Уметь: различать простые и сложные пр-ния, правильно расставлять ЗП в СП. | ||
54 | Простые и сложные предложения | 1 | Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных. Уметь: различать простые и сложные пр-ния, находить границы ПП в составе СП, составлять схемы СП, правильно расставлять ЗП в СП. | ||
55 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Знать: сведения о сложном пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора. Уметь: выполнять синтаксический разбор сложного предложения. | ||
56 | Заглавие, основная мысль текста | 1 | Знать: о заглавии и основной мысли текста. Уметь: озаглавливать текст, определять его основную мысль, строить связное монологическое высказывание, пересказывать текст. | ||
57 | Прямая речь | 1 | Знать: о прямой речи, словах автора, о постановке ЗП в пр-ях с прямой речью. Уметь: составлять пр-ния с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить ЗП. | ||
58 | Диалог | 1 | Знать: о диалоге, реплике, о ЗП при диалоге. Уметь: записывать и составлять диалоги, правильно ставить ЗП, выразительно читать диалоги. | ||
59 | Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Знать: изученный материал по данному разделу. Уметь: практически применять полученные умения и навыки по изученному разделу, строить связное монологическое высказывание | ||
60 | Контрольная работа №2 по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
61 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | ||
62 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции. Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции. | ||
63 | Согласные звуки | 1 | Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; характеристики согласных звуков, об обозначении звуков знаками транскрипции. Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, определять характеристики согласных звуков, обозначать звуки знаками транскрипции. | ||
64 | Позиционные чередования гласных и согласных звуков | 1 | Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, о сильных и слабых позициях гласных и согласных, об элементах транскрипции. Уметь: различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции. | ||
65 | Согласные твердые и мягкие | 1 | Знать: о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, об обозначении мягкости различными способами. Уметь: определять характеристики согласных, обозначать их мягкость различными способами. | ||
66, 67 | Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования | 2 | Знать: о теме и основной мысли текста, о повествовании и описании в тексте. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста с элементами описания и повествования. | ||
68 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Знать: о парных и непарных по глухости-звонкости согласных, о сильной и слабой позиции согласных для выбора орфограмм. Уметь: определять характеристики согласных, определять сильные и слабые позиции согласных для выбора орфограмм. | ||
69 | Закрепление изученного по фонетике | 1 | Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, характеристики гласных и согласных. Уметь: правильно подбирать опорные слова; различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции. | ||
70 | Графика. Алфавит | 1 | Знать: о новом разделе науки о языке; алфавит, названия букв, о различиях звуков и букв, характеристики звуков, о выборе орфограммы для обозначения гласных и согласных в слабой позиции. Уметь: пользоваться алфавитом, различать звук и букву, охарактеризовывать звуки, выбирать орфограмму для обозначения гласных и согласных в слабой позиции. | ||
71 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | Знать: способы обозначения мягкости согласного, об использовании мягкого знака. Уметь: выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного. | ||
72 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | Знать: позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, о фонетическом разборе слова. Уметь: различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, фонетически разбирать слова. | ||
73 | Орфоэпия | 1 | Знать: об орфоэпии как о разделе науки о языке, о правилах произношения слов. Уметь: применять орфоэпические правила в речи. | ||
74 | Фонетический разбор слова | 1 | Знать: о порядке фонетического разбора слова, о записи звукового состава слова. Уметь: выполнять фонетический разбор слова, записывать звуковой состав слова. | ||
75 | Закрепление изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 1 | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный т/м на практике | ||
76 | Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
77 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | ||
78 | Обучающее сочинение-описание предмета по картине И.И.Машкова «Натюрморт с васильками и маками» | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение-описание. | ||
79 | Слово и его лексическое значение | 1 | Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов. Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова. | ||
80 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Знать: об однозначных и многозначных словах, о лексическом значении многозначных слов. Уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре. | ||
81 | Прямое и переносное значение слов | 1 | Знать: о переносном значении слов, о причине переноса значения. Уметь: употреблять в речи слова в переносном значении. | ||
82 | Омонимы | 1 | Знать: об омонимах, об их отличии от многозначных слов. Уметь: отличать омонимы от многозначных слов. | ||
83 | Синонимы | 1 | Знать: о синонимах, их роли в речи, об их стилистических особенностях. Уметь: подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи. | ||
84 | Синонимы | 1 | Знать: об употреблении синонимов в соответствии с их лексическим оттенком и стилем высказывания. Уметь: правильно употреблять синонимы в речи. | ||
85 | Сочинение-описание №2 пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение-описание. | ||
86 | Антонимы | 1 | Знать: об антонимах, их роли в речи и их лексических особенностях. Уметь: подбирать антонимы и использовать их в речи. | ||
87 | Закрепление изученного по разделу «Лексика. Культура речи» | 1 | Знать: теоретический материал по лексическим единицам. Уметь: правильно употреблять лексические единицы в устной и письменной речи. | ||
88 | Подробное изложение №1 повествовательного характера с элементами описания | 1 | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: писать изложение данного типа. | ||
89 | Морфемика. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения. | ||
90 | Окончание и основа слова | 1 | Знать: об окончании как значимой части слова, его синтаксической роли. Уметь: выделять окончания различных частей речи и основу, определять ГЗ. | ||
91 | Обучающее сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-повествования. Уметь: писать сочинение-повествование. | ||
92 | Корень слова | 1 | Знать: о корне как значимой части слова. Уметь: находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы. | ||
93 | Рассуждение | 1 | Знать: о типе текста – рассуждении, о композиции рассуждения. Уметь: строить монологическое высказывание по типу рассуждения. | ||
94 | Закрепление изученного по морфемике. | 1 | Знать: о значимых частях слова, о способах проверки гласных и согласных в корне. Уметь: определять значимые части слова, проверять гласные и согласные в корне слова. | ||
95 | Суффикс. Суффиксы имен существительных | 1 | Знать: о суффиксе как значимой части слова, его роли в образовании новых слов, о значении суффиксов имен сущ-ных. Уметь: определять суффикс в слове, определять значение суффикса в именах существительных. | ||
96 | Приставка | 1 | Знать: о роли приставки в образовании новых слов. Уметь: выделять приставку, определять ее значение. | ||
97 | Выборочное изложение №2 по тексту повествовательного характера с элементами описания | 1 | Знать: об особенностях написания выборочного изложения. Уметь: писать выборочное изложение. | ||
98 | Чередование звуков | 1 | Знать: о чередовании гласных и согласных звуков, о правописании морфем, на которых отразилось чередование. Уметь: определять чередующиеся звуки, правильно писать слова с чередованием. | ||
99 | Беглые гласные | 1 | Знать: о беглых гласных. Уметь: разбирать по составу слова с беглыми гласными. | ||
100 | Варианты морфем | 1 | Знать: о различиях вариантов морфем и одинаково звучащих морфем. Уметь: различать варианты морфем и одинаково звучащие морфемы; проверять гласные и согласные в корне слова. | ||
101 | Морфемный разбор слова | 1 | Знать: порядок устного и письменного морфемного разбора слова. Уметь: выполнять морфемный разбор слова. | ||
102 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Знать: о правописании приставок с традиционным написанием. Уметь: выделять приставки, находить орфограмму в неизменяемых приставках, подбирать проверочные слова. | ||
103 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С). Уметь: выбирать орфограмму-согласную. | ||
104 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С). Уметь: выбирать орфограмму-согласную на конце приставок. | ||
105 | Буквы О-А в корне –лаг- и -лож- | 1 | Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием. Уметь: выбирать буквы А-О в корнях –лаг- и –лож-. | ||
106 | Правописание корней с чередованием гласных | 1 | Знать: о правописании корней с чередованием гласных. Уметь: правильно писать гласные в корнях с чередованием, уметь отличать корни с чередованием и обосновывать выбор орфограммы. | ||
107 | Буквы Ё и О после шипящих в корне. | 1 | Знать: о правописании букв Ё, О после шипящих под ударением, о правописании слов иноязычного происхождения. Уметь: правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова, слова иноязычного происхождения на данную орфограмму. | ||
108 | Буквы И – Ы после Ц | 1 | Знать: о правиле написания И-Ы после Ц в разных морфемах, о графическом обозначении орфограммы. Уметь: правильно писать слова на данную орфограмму. | ||
109 | Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Знать: изученный материал по разделу. Уметь: выбирать и применять теоретический материал и орфограммы, изученные в данном разделе. | ||
110 | Контрольный диктант № 4 по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
111 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | ||
112 | Обучающее сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение данного типа. | ||
113 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Знать: о морфологии как разделе науки о языке, о самостоятельных и служебных частях речи, о причастии. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, определять синтаксич. роль самост-ных частей речи. | ||
114 | Имя существительное | 1 | Знать: о морфологических признаках имени cущ-го, его роли в пр-нии, об отличиях им.сущ-го от других частей речи. Уметь: определять ГЗ и ЛЗ имени сущ-го, его роль в предложении, строить связное монологическое высказывание по типу рассуждения. | ||
115 | Доказательства в рассуждении | 1 | Знать: о применении доказательств в рассуждении. Уметь: применять доказательства в рассуждении при построении связного монологического высказывания. | ||
116 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Знать: о делении сущ-ных на одушевленные и неодушевленные. Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | ||
117 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Знать: о делении имен сущ-нх на собственные и нарицательные. Уметь: различать имена сущ-ные собственные и нарицательные. | ||
118 | Обучающее сжатое изложение повествовательного характера | 1 | Знать: об особенностях написания сжатого изложения. Уметь: писать сжатое изложение. | ||
119 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Знать: порядок морф.разбора имени сущ-го. Уметь: выполнять морф.разбор имени сущ-го. | ||
120 | Род имен существительных | 1 | Знать: об определении рода имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов. Уметь: определять род имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов. | ||
121 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только мн.числа, об их употреблении в речи. Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи. | ||
122 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только ед.числа, об их употреблении в речи. Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи. | ||
123 | Три склонения имен существительных | 1 | Знать: о склонениях имен сущ-ных. Уметь: определять склонение имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании. | ||
124 | Падеж имен существительных | 1 | Знать: о падежах имен сущ-ных. Уметь: определять падеж имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании. | ||
125 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | Знать: об определении орфограммы в окончании имен сущ-ных. Уметь: определять и применять орфограмму в окончании сущ-ных. | ||
126 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | Знать: об особенностях склонения имен сущ-ных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие. Уметь: правильно писать имена сущ-ные и их формы, оканчивающиеся на –ия, -ий, -ие. | ||
127 | Обучающее изложение повествовательного характера с элементами описания | 1 | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: писать изложение данного типа. | ||
128 | Множественное число имен существительных | 1 | Знать: об особенностях образования и употребления форм им.падежа имен сущ-ных. Уметь: правильно образовывать и употреблять в речи имена сущ-ные мн.числа в им.п. | ||
129 | Множественное число имен существительных | 1 | Знать: об особенностях образования и употребления форм род.падежа имен сущ-ных. Уметь: правильно образовывать и употреблять в речи имена сущ-ные мн.числа в род.падеже. | ||
130 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных | 1 | Знать: о правиле правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, о разграничении с правилом выбора орфограммы в корнях слов. Уметь: правильно писать гласные после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, разграничивать данную орфограмму с правилом выбора орфограммы в корнях слов. | ||
131 | Закрепление изученного по разделу «Имя существительное» | 1 | Знать: теор.материал об имени сущ-ном как о части речи и его правописании. Уметь: применять данный т/м на практике. | ||
132 | Обучающее сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | Знать: об особенностях составления сочинения данного типа. Уметь: составлять сочинение данного типа, строить связное монологическое высказывание. | ||
133 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
134 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теор. знаниями, строить связное монологич.высказ-ние. | ||
135 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи. | ||
136 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи. | ||
137 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять и правильно писать падежные окончания прил-ных. | ||
138 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять падежное окончание прил-го по вопросу от главного слова, выбирать гласные О-Е после шипящих и Ц. | ||
139 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять падежное окончание прил-го по вопросу от главного слова, выбирать гласные О-Е после шипящих и Ц. | ||
140 | Описание животного | 1 | Знать: об особенностях монологического высказывания данного типа. Уметь: строить описательное монологическое высказывание данного типа. | ||
141 | Прилагательные полные и краткие | 1 | Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения. Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные от полных. | ||
142 | Прилагательные полные и краткие | 1 | Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения. Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные от полных. | ||
143 | Тестовая работа №1 по теме «Имя прилагательное» | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-описания. Уметь: писать сочинение-описание. | ||
144 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Знать: порядок морф.разбора имени прил-го. Уметь: разбирать прилагательные различных форм. | ||
145 | Обучающее сочинение-повествование по данному плану | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-повествования. Уметь: писать сочинение-повествование. | ||
146 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное» | 1 | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | ||
147 | Контрольный диктант №6 по разделу «Имя прилагательное» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
148 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | ||
149 | Глагол как часть речи | 1 | Знать: о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях и роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки глагола, его роль в речи. | ||
150 | Глагол как часть речи | 1 | Знать: о глаголе, его лексических возможностях и роли в речи. Уметь: определять ГЗ и ЛЗ глагола, уметь правильно употреблять глаголы в своей речи. | ||
151 | НЕ с глаголами | 1 | Знать: правило написания НЕ с глаголами, о ситном написании разных частей речи с НЕ. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами, разные части речи с НЕ. | ||
152 | НЕ с глаголами | 1 | Знать: о разграничении раздельного и слитного написания глаголов. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами. | ||
153 | НЕ с глаголами | 1 | Знать: правило написания НЕ с глаголами. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами. | ||
154 | Рассказ, композиция рассказа | 1 | Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа. | ||
155 | Рассказ, композиция рассказа | 1 | Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа. | ||
156 | Неопределенная форма глагола | 1 | Знать: о неопределенной форме глагола как о начальной форме глагола, об отличии неопределенной и личных форм. Уметь: ставить глагол в н.ф., отличать н.ф. глагола от личных форм. | ||
157 | Неопределенная форма глагола | 1 | Знать: о том, как определять окончания глаголов в н.ф. и личной форме, об употреблении в речи глаголов в инфинитиве. Уметь: определять окончания глаголов в н.ф. и личной форме, употреблять в речи глаголы в инфинитиве. | ||
158 | Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Уметь: определять инфинитив и формы 3-го лица, правильно произносить и писать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ. | ||
159 | Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Уметь: находить главное слово, от которого зависит глагол; делать выбор в написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глагольной форме. | ||
160 | Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Уметь: находить главное слово, от которого зависит глагол; делать выбор в написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глагольной форме. | ||
161 | Виды глагола | 1 | Знать: о понятии «вид» как о морф.признаке глагола и о способе определения сов. и несов.вида. Уметь: определять вид глагола. | ||
162 | Виды глагола | 1 | Знать: о видах глагола, видовых парах. Уметь: распознавать виды глагола, образовывать видовые пары. | ||
163 | Виды глагола | 1 | Знать: о видах глагола, видовых парах, о правильном употреблении в речи глаголов сов и несов.вида. Уметь: распознавать виды глагола, образовывать видовую пару, правильно употреблять в речи глаголы сов. и несов.вида. | ||
164 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | Знать: правила выбора гласной в корнях с чередованием, способ определения орфограммы в корне. Уметь: правильно выбирать гласную в корнях с чередованием, применять способ определения орфограммы в корне. | ||
165 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | Знать: определять орфограмму-гласную в корнях с чередованием. Уметь: применять на практике орфограмму-гласную в корнях с чередованием. | ||
166 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | Знать: определять орфограмму-гласную в корнях с чередованием. Уметь: применять на практике орфограмму-гласную в корнях с чередованием. | ||
167 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | Знать: определять орфограмму-гласную в корнях с чередованием. Уметь: применять на практике орфограмму-гласную в корнях с чередованием. | ||
168 | Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа. | ||
169 | Время глаголов | 1 | Знать: о временных формах глаголов, их употреблении в речи. Уметь: определять время глагола, правильно употреблять в речи временные формы глагола. | ||
170 | Прошедшее время | 1 | Знать: о способе образования, изменения глаголов прош.времени, о правописании гласных перед суффиксом –л-, об орфоэпических нормах. Уметь: правильно образовывать, изменять и писать глаголы прошедшего времени. | ||
171 | Настоящее время | 1 | Знать: о ГЗ глаголов наст.времени, об их употреблении в речи. Уметь: определять ГЗ глаголов наст.времени, правильно употреблять их в речи. | ||
172 | Будущее время | 1 | Знать: о способах образования форм будущего времени, об использовании их в речи. Уметь: правильно образовывать глагольные формы будущего времени, правильно употреблять их в речи. | ||
173 | Спряжение глаголов | 1 | Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний. Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания. | ||
174 | Спряжение глаголов | 1 | Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний. Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания. | ||
175 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием | 1 | Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву. Уметь: определять спряжение глагола по инфинитиву. | ||
176 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием | 1 | Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву. Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву. | ||
177 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием | 1 | Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву. Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву. | ||
178 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием | 1 | Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву. Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву. | ||
179 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием | 1 | Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву. Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву. | ||
180 | Тестовая работа №2 по теме «Спряжение глаголов». | 1 | Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву. Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву. | ||
181 | Морфологический разбор глагола | 1 | Знать: порядок морфологического разбора глагола, последовательность анализа частей речи. Уметь: выполнять морфологический разбор глагола. | ||
182 | Сжатое изложение №2 повествовательного характера | 1 | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: писать изложение данного типа. | ||
183 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | Знать: о правописании глаголов 2-го лица ед.числа; об употреблении глаголов этой формы для обозначения действия с обобщенным значением. Уметь: правильно писать глаголы 2-го л.ед.числа; употреблять глаголы этой формы для обозначения действия с обобщенным значением. | ||
184 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | Знать: о правописании Ь в глагольных формах. Уметь: правильно писать Ь в глагольных формах. | ||
185 | Употребление времен | 1 | Знать: о способах образования, о правописании временных форм глагола, о стилистических возможностях их использования. Уметь: правильно образовывать, писать и использовать временные формы глагола. | ||
186 | Спортивный репортаж по серии рисунков | 1 | Знать: о репортаже как виде повествования, об особенностях репортажа, об использовании видовременных форм глагола в репортаже для придания живости повествованию. Уметь: строить связное монологическое высказывание в виде репортажа с использованием видовременных форм глагола для придания живости повествованию. | ||
187 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол» | 1 | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | ||
188 | Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол» | 1 | Знать: теоретический материал по данному разделу. Уметь: применять данный материал на практике. | ||
189 | Обучающее сочинение-рассказ по рисунку | 1 | Знать: об особенностях написания сочинения-рассказа по рисунку. Уметь: писать сочинение-рассказ по рисунку. | ||
190 | Контрольный диктант № 7 по разделу «Глагол» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
191 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | ||
192 | Разделы науки о языке | 1 | Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке. Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке. | ||
193 | Обучающее сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение) | 1 | Знать: об особенностях написания сочинений различных типов. Уметь: писать сочинения различных типов. | ||
194 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в приставках и в корнях слов. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике. | ||
195 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в окончаниях слов. Уметь: систематизировать изученный т/материал о правописании окончаний разных частей речи и применять его на практике. | ||
196 | Употребление букв ъ и ь. | 1 | Знать: о правописании разделительных Ъ и Ь. Уметь: владеть навыком употребления на письме сведений о правописании разделительных Ъ и Ь. | ||
197 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | Знать: изученный теоретический материал о ЗП в простом и сложном предложениях. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике. | ||
198 | Годовой контрольный диктант № 8 | 1 | Знать: теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
199 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Знать: теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | ||
200 | Что читать летом | 1 | |||
201 | Резервный урок | 1 | |||
202 | Резервный урок | 1 | |||
203 | Резервный урок | 1 | |||
204 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, русский, 6 класс
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...