Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Технологии развивающего обучения
В условиях реализации требований ФГОС общего образования наиболее актуальными для нашей средней школы являются следующие технологии:
1 Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Игровые технологии
5. Технология мастерских
6. Здоровьесберегающие технологии
Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе.
1. Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется через реализацию следующих задач:
· использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;
· формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию;
· формирование и развитие коммуникативной компетенции;
· направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.
Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того нашими учителями используются эти технологии во внеурочной деятельности.
2. Игровые технологии
Обучение в игре позволяет научить :
распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
- стимулируется познавательная деятельность;
- активизируется мыслительная деятельность;
- самопроизвольно запоминаются сведения;
- формируется ассоциативное запоминание;
- усиливается мотивация к изучению предмета.
3 . Технология творческих мастерских
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
4. Проектная технология
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:
1. характеризуется высокой коммуникативностью;
2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
3. предполагает особую форму организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке;
4. основана на цикличной организации учебного процесса.
Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.
5. Здоровьесберегающие технологии
Это, в первую очередь:
соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:
- контингента учащихся,
- их возраста,
- уровня подготовленности,
- темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_fgos_2.pptx | 315.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4 . Здоровьесберегающие технологии 5 . Технология проблемного обучения 6 . Игровые технологии 7 . Технология мастерских 8 . Групповые технологии 9 . Традиционные технологии (классно-урочная система) Наиболее Актуальные технологии
· Информационно – коммуникационная технология · использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе ; · формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию ; · формирование и развивитие коммуникативной компетенции; · направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению. ·
1. Стадия вызова 2 . С тадии осмысления (или реализации смысла ) 3. Стадия размышления (рефлексии) Технология критического мышления
1. Интеллектуальная разминка 2. Эссе 3 . Приём «Корзина идей» 4 . Метод контрольных вопросов 5 . Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 6 . Да - нет Основные приёмы развития критического мышления
— обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие Игровые технологии 1. по характеру педагогического процесса:
— предметные —сюжетные —ролевые —деловые —имитационные —драматизация 2 . По игровой технологии:
а ) распознавать , б) сравнивать , в ) характеризовать , г ) раскрывать понятия , д ) обосновывать , е) применять Обучение в игре позволяет научить :
- стимулируется познавательная деятельность - активизируется мыслительная деятельность - самопроизвольно запоминаются сведения - формируется ассоциативное запоминание - усиливается мотивация к изучению предмета В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
альтернатива классно-урочной организации учебного процесса; может быть использована не только в случае изучения нового материала , но и при повторении и закреплении ранее изученного; учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы; ученик - творец ( знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе) Технология творческих мастерских
Практическое применение элементов проектной технологии. 1. характеризуется высокой коммуникативностью ; 2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; 3. особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке; 4. основана на цикличной организации учебного процесса. Проектная технология
· соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; · рациональная плотность урока должно составлять не менее 60% и не более 75-80%; · четкая организация учебного труда; · строгая дозировка учебной нагрузки; · смена видов деятельности; · построение урока с учетом работоспособности учащихся; · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Здоровьесберегающие технологии
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: 1) учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения; 2) группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; 3) основной единицей занятий является урок; 4) урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом . Традиционная технология
ВСЁ НОВОЕ – ЭТО ДАВНО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».
При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...
Статья. Проект как метод развивающего обучения
Статья. Проект как метод развивающего обучения....
Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»
План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная часть. Воспитание стойких интересов к пр...
Статья в сборнике НПК "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПСИХОДИДАКТИКИ"
Психическое развитие ученика – главная функция обучения, а задача образовательных учреждений – создание необходимых для этого условий. Цель творческого развития может быть достигнута только в то...
Статья в сборнике НПК "Развивающее обучение как средство психодидактики в контексте управления мыследеятельностью обучающихся"
Важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. Важно и то, что цели, ср...
Статья в сборнике НПК "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - СРЕДСТВО ПСИХОДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВА И ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ"
Именно образование призвано обеспечить формирование такой личности, которая способна осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности.Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов Философия...
Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".
В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....