Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".
материал на тему

Сухомлинова Наталья Сергеевна

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19» г. Изобильный Ставропольского края.

                     

Доклад по теме:

«Использование элементов развивающего обучения на уроках ПТО».

Автор: учитель

профессионально-трудового обучения

Сухомлинова Наталья Сергеевна

                                                               

2017год

Ушинский писал: «Педагогика-это искусство и в истории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и учения». Высокая миссия учителя - нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребенку открывать этот мир во всем его богатстве и многообразии. А значит, любой урок, беседа, экскурсия подчинены единственной цели - всесторонне развивать личность ребёнка.

               Для учителей предметников системы развивающего обучения не разработаны, хотя детям интереснее работать, если на уроке применяются методы и приемы развивающего обучения.

       Я в своей профессиональной деятельности применяю элементы развивающего обучения на всех этапах урока, но особенно мне удается это на этапе опроса и контроля знаний учащихся. На каждом уроке ставлю перед собой цель - полное усвоение программного материала учащимися. Как этого добиться? Что нужно делать каждый день, каждый час, каждый урок, чтобы ученик усвоил материал, с которым учитель пришел на урок. Прилагаю немало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным для каждого ученика и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.

          Моя задача - раскрыть возможности каждого ребенка и создать условия для фиксирования образованной личности.

           Цель - раскрыть потенциальные возможности учащихся в конкретных областях знаний, создать условия для максимального усвоения этих знаний, самовыражения личности, выработать необходимую потребность в самообразовании и самовоспитании.

            Стараюсь предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, личный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности.

            Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство, создаю благоприятные морально-психологические, эстетические и прочие условия обучения. При конструировании урока опираюсь на учебные возможности детей, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности при отборе содержания, форм, методов и средств обучения. Всесторонне и взаимосвязано стараюсь реализовать задачи образования, воспитания и развитие интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, познавательных интересов.

    Фронтальный опрос в начале урока помогает мне настроить ребят на мой предмет после предыдущих уроков.  Несколько вопросов, обращенных ко всему классу, помогают детям вспомнить изучаемую тему, главные отличительные характеристики изучаемого растительного организма или биологического явления.

           Обращение к классу во время изучения новой темы, помогает мне, выяснить насколько дети понимают и вникают в суть нового материала. И, наконец, при закреплении новой темы, фронтальный опрос показывает картину усвоения определенных знаний. По активности класса, по количеству желающих ответить на поставленные мною вопросы, я сужу о степени усвоения нового материала.

         Обязательным элементом поурочной проверки знаний и умений учащихся является индивидуальный опрос. Я его провожу как в устной, так и в письменной форме. Индивидуальный опрос чаще всего предусматривает дифференцированный подход к учащимся. Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся - один из ведущих принципов  развивающей формы обучения. Учитывать особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов, уровень познавательного интереса, состояние здоровья и ряд других факторов позволяет индивидуализация, предполагающая учет индивидуально - типологических и возрастных особенностей ребенка в учебно-воспитательном процессе. Средством её осуществления является дифференциация.

           Дифференцированное обучение имеет  развивающее (развитие   мышления, воображения,   памяти,   воли)  и  воспитывающее  (воспитание  мировоззрения, интереса к знаниям, чувства  ответственности, товарищества) значения. На  своих     уроках    применяю    различные     приемы,    формы    реализации дифференцированного подхода  процессе обучения  школьников.

 Так для работы с терминами, я обычно вызываю более сильного ученика, потому что не каждый ученик сможет правильно, в полном объеме дать определение 5 терминам, которые мы изучили не только в данной теме, но и в предыдущих. Например, на уроке в 6 классе «Способы хранения крупных партий цветочных семян», ученик получает карточку с перечнем терминов, значение которых он должен объяснить.

 Санитарная обрезка.

Травянистое растение.

Декоративность.

Очередное листорасположение.

Крона.

С похожим заданием ученики могут получить карточки для письменного ответа.

     При вызове ученика для устного ответа я также учитываю степень сложности вопроса. Так для ответа на вопрос: «Сможете ли вы дать определение фотосинтеза, охарактеризовать вещества, вступающие в реакцию фотосинтеза и образующиеся в результате неё?», я спрошу «сильного» ученика. А для ответа на вопрос: «В чем отличие процессов дыхания и фотосинтеза растений?», вызову более слабого ученика.

Начиная с младших классов и заканчивая старшими, постепенно увеличивается объем устных ответов и сложность освещаемых в них проблем. Поэтому, я стараюсь решать такую задачу как формирование у детей умений монологической речи. Ребёнок должен научиться правильно, в определенной последовательности, логически излагать учебный материал, высказывать свои мысли вслух, при этом не комплексуя передо мной и одноклассниками.

Карточки с заданиями для письменного опроса делаю многоуровневыми. Задания самые разнообразные:

•   Вопросы, требующие ответы описательного характера;

•   Составление схем;

•   Заполнение таблиц;

•   Программированный опрос;

 •   Тестирование;

•   Вопросы, требующие ответы со сравнительной характеристикой;

•   Работа с рисунками и др.

      Слабым ученикам часто предлагаю работу с текстом в различных вариантах:

1.найти в тексте ответы на поставленные вопросы;

2. составить к данному тексту вопросы;

3. выделить главные мысли каждого абзаца;

4. составить план ответа;

5. найти определения в тексте следующим терминам и т.д.

          В своей работе применяю и использую опорные таблицы и схемы.  Дети не боятся, что не расскажут новый материал, поскольку опора всегда перед глазами, можно посмотреть и прочитать. Каждодневное, ежеурочное обращение к схеме - опоре развивает зрительную память и обеспечивает прочное усвоение материала всеми учениками класса. Применение схем - опор развивает речь учащихся, снимает неуверенность перед устным ответом на уроке.

          Нравится мне использовать на уроках работу детей в парах, когда один ученик выступает в роли учителя, а другой - ученика. Во-первых, дети видят, что я им доверяю. Во-вторых - это возвышает их в собственных глазах. Многие их них даже начинают непроизвольно подражать учителю. В-третьих - это возможность каждому ребенку проговорить вслух учебный материал и получить оценку. В-четвертых, парный опрос повышает ответственность ребят друг перед другом. В-пятых, затрагивается этическая сторона вопроса: поставить оценку по дружбе или за действительные знания. В-шестых, на такой опрос уходит небольшое количество времени.

        Постоянное включение учащихся в коллективную деятельность, на уроке - важнейшее условие развития их способностей. Коллективная деятельность сопровождается взаимопомощью и приводит к большему успеху, чем может достичь ученик в одиночку. Большую помощь мне оказывают групповые (в парах сменного и постоянного состава, в тройках, четверках и т.д.) формы работы. Дети при таких формах работы становятся добрее, внимательнее к товарищам, они готовы прийти на помощь, объяснить непонятый материал.

Оптимально использую технологию коллективного взаимодействия с игрой, которая в учебной деятельности школьников может выполнять следующие функции:

- развлекательную - приносит удовлетворение,   вызывает интерес, привлекает учеников;

- коммуникативную - открывает широкие возможности для непринужденных отношений с одноклассниками и учителем;

- социализации   - включает  детей   в   систему    общественных   отношений, содействует усвоению норм и правил поведения в классе;

- терапевтическую -  помогает    преодолеть   трудности    в    учебе;

- коррекционную - вносит позитивные изменения в личностные показатели.

К.Д.Ушинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, - через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Считаю, что одним из действенных средств, способных вызвать интерес к урокам, является дидактическая игра. Ученики средних классов очень любят играть, они с нетерпением ждут новую игру на уроке. Через игру дети лучше усваивают новый материал, прочнее запоминают новое, повышается производительность урока, развивается внимание, снижается утомляемость. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к учебе.

На уроке по теме: «Почва – верхний плодородный слой земли», индивидуальный опрос проводится в виде игры «Цветик-семицветик». На доске прикреплен бумажный цветок с семью лепестками, на обратной стороне которых написаны вопросы и задания. Перед тем как сорвать лепесток ученик загадывает желание. Оно обязательно должно сбыться, так как, если ученик не ответит на вопрос, ему помогут одноклассники.

    На этом же уроке закрепление проводится в виде игры «Заберись по лесенке». На доске нарисованы две лесенки, в каждой по пять ступенек. К доске выходят два ученика и по очереди отвечают на вопросы учителя. Каждый правильный ответ – подъем на одну ступень. На сколько ступенек поднимется ученик, столько баллов и заработает. Остальные учащиеся помогают ответить на вопросы, вызвавшие затруднение у игроков.

         При закреплении темы: «Способы хранения крупных партий цветочных семян» класс разбивается на 3 команды и предлагается каждой команде по очереди отвечать на вопросы учителя. Количество очков записывается на доске.

Название 1 команды

Название 2 команды

Название 3 команды

Если одна из команд затрудняется дать ответ, ход переходит к другой команде. Наиболее активно работающим ученикам выставляются оценки.

Таким образом, использование элементов развивающего обучения, позволяет мне добиться более высокого качества знаний учащихся, сделать урок интереснее, развивать внимание и снижать утомляемость детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Доклад на тему: "Формирование положительных качеств личности на уроках профессионально-трудового обучения".

Содержание доклада поможет учителям профессионально-трудового обучения направить процесс трудового обучения  на формирование у школьников положительных черт личности....

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...