Статья. Проект как метод развивающего обучения
статья по химии по теме

Статья. Проект как метод развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon panina_l.a._statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 1371, учитель химии Панина Лидия Алексеевна.

Статья на тему: «Проект как метод развивающего обучения».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творчества. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и задач исследования (использование «мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных методов, наблюдения);

- обсуждение способов оформления конечных результатов ( презентаций, творческих отчетов и т.д.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная и др.
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Необходима организация внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы его содержания, условий проведения.

    Следует остановиться на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе и др.).
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты. Особенно интересны международные проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются условия для межкультурного общения.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но, в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственного предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

- предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

- предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

- предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

- предлагается совместная творческая разработка какой-то цели: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, культурных совместных мероприятий и т.д.);

- предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления результатов проведенного проекта;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

    В своей педагогической практике, преподавая химию более 30 лет, я стараюсь преподнести учащимся не только источники информации, но и направить мысль учеников  для самостоятельного поиска. Планируя свои уроки, я ставлю цель перед учениками, чтобы они самостоятельно или совместными усилиями решали проблемы, применяя необходимые знания из разных областей. И, наша совместная работа приобретает контуры проектной деятельности. Примером тому, является использование элективных курсов, которые я неоднократно использовала в своей педагогической практике. Именно элективные курсы играют значительную роль в самоопределении учащихся, согласно концепции профильного обучения. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных траекторий, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов. Программы  элективных курсов позволяют мне, как учителю химии, использовать активные методы организации деятельности учащихся на занятиях: практические работы, участие в дискуссиях, презентации результатов и т.п. Использование этих методов позволяет решать задачи всестороннего развития учащихся, создавать условия для приобретения ими не только предметных, но и учебных умений. К проведению занятий по элективным курсам в старших классах я использовала опыт привлечения специалистов: Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, НИИ гигиены и питания, врачей поликлиники, фармацевтов аптек. Эти встречи способствовали развитию интересов и профессиям химика, фармацевта, врача, а также способствовали развитию познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся. Наиболее интересными считаю такие программы, как: «Равновесие в растворах», «Направление химических реакций», «Введение в фармацевтическую химию», «Лабораторные методы исследования в клинике», «Основные методы очистки и разделения веществ» и др.

    Наиболее подробно мне хочется остановиться  на анализе опыта моей работы по программе «Введение в фармацевтическую химию». Целью этого курса я ставлю следующее: предоставить возможность удовлетворить интересы учащихся в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.

Задачами курса являются:

  1. помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;
  2. развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в разработке, производстве и применении лекарственных препаратов;
  3. расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении и методах получения веществ и материалов;
  4. расширение естественнонаучного мировоззрения учащихся, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
  5. воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;                                                                                                   13
  6. подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступления в ВУЗы.                                                                              

    На этих занятиях я предлагаю учащимся более детально ознакомиться с техникой и правилами работы с химическими реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой, как общего, так и специального назначения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с реактивами, изучают состав и свойства целого ряда лекарств, учатся самостоятельно производить анализы некоторых лекарственных средств. Мои ученики на занятиях сами оценивают результаты экспериментов, сравнивают их с величинами, соответствующими требованиям Государственной фармакопеи. В качестве объектов исследования отобраны известные лекарственные средства, химическое строение которых легко анализируется на основе знаний школьного курса химии. Особое внимание на занятиях мы уделяем составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами и их применения. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем.

     Изложенный материал учащиеся кратко  записывают в своих рабочих тетрадях. Далее мы производим практическую работу, в течение которой каждый ученик получает анализируемый препарат в виде таблетки, капель или лекарственной формы. По итогам выполненной работы ученик записывает в рабочую тетрадь результаты анализа по специальной форме с указанием нормы. Сравнивая полученные результаты с содержанием определяемого показателя в норме, формируется вывод о соответствии или несоответствии изучаемой пробы требованиям, предъявляемым к данному лекарству. Итоги работы этих занятий мы проводим в виде тематических вечеров, творческих отчетов, выставок, конференций, итоговых учебных проектов (учебно-исследовательские работы учащихся).                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования методов развивающего обучения на уроках физики

Развивающее обучение - гармоничная система, обращенная к ученику в целом, используемые при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга - левого (доминиру...

Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика . Автор - Бельков А.П.

Методическая разработка может применяться на уроках по дисциплине "Инженерная графика" студентов технических специальностей.Дает стимул к приобретению знаний коллективным методом, повышает ответственн...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Методы развивающего обучения на уроках географии в 6 - 8 классах.

Предлагаю использовать данный материал в качестве разминки в начале урока....