Статья в сборнике НПК "Развивающее обучение как средство психодидактики в контексте управления мыследеятельностью обучающихся"
статья на тему
Важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. Важно и то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество, а значит, речь идет об управлении качеством. Проблема качества актуальна для нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivausheeobucheniekak.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.И. Исаева Сокурская средняя общеобразовательная школа № 19 Новосибирской области
Развивающее обучение как средство психодидактики в контексте управления мыследеятельностью обучающихся
…каким бы я был теперь несчастным человеком,
если бы смолоду не приобрел известный запас знаний и вкус к ним.
Честерфилд. Письма к сыну
Важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. Важно и то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество, а значит, речь идет об управлении качеством. Проблема качества актуальна для нашей страны.
Качество – это и мировоззрение, и мышление, и образование, и управленческая деятельность.
Именно образование призвано обеспечить формирование такой личности, которая способна осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности. [1, с.3]
Главную роль в воспитании и развитии такой личности на начальном этапе играет развивающее обучение, которое приводит к управлению мыследеятельностью обучающихся.
Психическое развитие ученика главная функция обучения, а задача образовательных учреждений — создание необходимых для этого условий. Цель творческого развития может быть достигнута только в том случае, если при этом эффективно применяется вся система средств, разработанная в процессе развития психологии и дидактики.
В настоящее время широко применяется теория развивающего обучения
(обучение и развитие). Целью такого обучения является не «набивание»
сознания ученика всякими знаниями, а выработка у него навыков добывания
знаний самостоятельно в процессе перехода от выполнения заданий по образцу к творческому уровню.
С возникновением проблем в обучении появилась потребность в поисках новых путей их решения, знакомство и изучение новых педагогических технологий, приёмов. Осознавая поворот в общественном сознании и новые тенденции в социальном заказе, педагогический коллектив нашей школы для создания условий, благоприятных для развития личности учащихся, как основу повышения качества образования, поставил перед собой следующую цель: выявлять особенности каждого обучающегося и содействовать их развитию, формировать духовно богатую, физически здоровую, творчески и граждански мыслящую личность, способную адаптироваться к условиям новой жизни. Для реализации этой цели в рамках «Концепции культурологической российской школы» [2] была разработана школьная программа «Развитие». В течение трех последних лет ученики нашей школы являются активными участниками Всероссийского конкурса знатоков русского языка " Русский медвежонок" (52 обучающихся) и международного математического конкурса "Кенгуру" (61 обучающихся, 32 из них были лучшими в районе). Вот уже несколько лет учащиеся школы принимают активное участие в интеллектуальных школьных марафонах, олимпиадах, пятый год работает класс углубленного изучения математики (17 обучающихся (74%) из 23 были аттестованы на «4» и «5») . В школе создано и работает научное общество учащихся «Интеллектуал», 13 кружков и секций («Юный программист», «Акулы пера», театральный «Золотая маска», фольклорный ансамбль «Звонница», «Ложкари», «Фабрика звезд», различные спортивные секции и др.), т.е. у ребят есть возможность и право выбора заниматься тем, что им интересно, что их увлекает. В 2004-2005 учебном году появилась возможность перейти на профильное обучение. Был открыт физико-математический профиль.
Согласно «Концепции культурологической российской школы» [2]
педагогическая деятельность коллектива построена на принципах:
- свободы выбора с целью в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора при условии, что оно всегда уравновешивается осознанной ответственностью;
- открытости с целью не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивая учеников с проблемами, распространение которых лежат за пределами изучаемого курса, используя в обучении творческие задачи;
- деятельности в освоении обучающимися знаний, умений, навыков,
- обратной связи с целью регулярного контролирования процесса обучения с помощью развитой системы приемов, в том числе аспекты обратной связи;
- высокого КПД с целью максимального использования возможностей, знаний, интересов самих учащихся для повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Все эти принципы соблюдаются в технологии диалектического обучения, элементы которого используются коллективом творческой группы. К ним относятся и основополагающие ориентиры: система категорий диалектики, проблемные вопросы трех видов, ряд сравнительных слов, а также формы организации труда: простая кооперация (индивидуальный труд, работа в парах), сложная кооперация (работа в группах), что способствует появлению интереса, развитию способностей, а также соблюдению гарантий прав ребенка на образование, записанных в законе «Об образовании».
Благодаря названным приемам и методам достигается психологический эффект: гордость за позитивные результаты, необходимые всему классу, полученные в диалогах, дискуссионных ситуациях, что приводит к определённому мнению, к ситуации успеха.
Школа должна делать установку на личность, а значит на создание комфортных условий для саморазвития, самореализации ребенка.
В итоге практика показала, что учащиеся свободно и сознательно
используют математические средства для познания физических явлений
природы и наоборот, физические — при выполнении математических действий
В концепции школы выделены основные этапы перехода в режим развития:
«I этап (рассчитан на год). Осуществляется проблемный анализ школы, выявляются узкие места, осуществляется наработка целей, создается концепция, разрабатываются цели и задачи культурологической школы, осуществляется подготовка педагогов к работе по-новому. Разрабатываются учебные планы для II этапа работы, отбираются программы и методики для обеспечения технологической подготовки педагогов. Проводится диагностика профессионального мастерства учителя, его готовности к переходу школы в новое качество, разрабатывается программа повышения квалификации педагогов.
II этап (рассчитан на год). Начало экспериментальной работы.
Цели данного этапа:
- создание психологической службы в школе. Тестирование первоклассников с целью выяснения степени готовности ребенка к школе,
познавательных интересов и способностей;
- разработка базисного плана, программ деятельности детских объединений по интересам (познавательных и творческих);
- создание банка литературы (методических идей и находок) как научно-методической, так и учебной;
- развитие и совершенствование материально-технической базы школы, привлечение спонсоров.
III этап (рассчитан на год). На данном этапе будет осуществляться наработка инновационных материалов, создание учебных программ, методического обеспечения новых учебных курсов, на основе новых государственных образовательных стандартов. Может произойти изменение структуры управления. Формируется подбор кадров для руководства работы кафедр.
IV этап Координируется вся учебно-воспитательная деятельность по цепочке: начальная школа – средняя школа – ВУЗ, специальное учебное заведение» [2].
Таким образом, чтобы развивающее обучение было качественным, а процесс обучения результативным, необходимо управлять качеством образования. Для этого необходимы:
1. Субъект управления: участники процесса управления (учитель – ученик). Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все его участники.
2. Средства и методы управления: человеческие качества, информационные ресурсы. Качество средств и методов управления определяется, прежде всего, тем, насколько и как мотивируются человеческие качества. Человеческие качества – ведущий фактор управления.
3. Объект управления: отношения между людьми, технологические
процессы. Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами» [1, c. 105 – 106] (для школы – это новые педагогические технологии, в частности, развивающее обучение – прим. автора).
Следовательно, целями управления качеством обучения является достижение:
- нового качества организованности учебно-воспитательного процесса:
- более высоких качественных и количественных показателей в учебе и работе.
Литература:
1. Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов Философия качества / П/ред. Б.В. Бойцова. - М.: «Вузовская книга», 2004. – 304 с.
2. Г.В. Зиновьева, М.С. Солтанова Концепция культурологической российской школы, 2004 г. – 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО
Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...
Сборник "Технология развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения"
Сборник отражает опыт работы по реализации технологии развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения в школе. В сборнике содержатся методические реком...
Статья в сборнике НПК "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПСИХОДИДАКТИКИ"
Психическое развитие ученика – главная функция обучения, а задача образовательных учреждений – создание необходимых для этого условий. Цель творческого развития может быть достигнута только в то...
Статья в сборнике НПК "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - СРЕДСТВО ПСИХОДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВА И ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ"
Именно образование призвано обеспечить формирование такой личности, которая способна осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности.Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов Философия...
«Коррекционно-развивающая работа учителя (русского языка) в контексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
....
Статья в сборнике программно - методического материала по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программно - методический материал по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсьалостью (интеллектуальными нарушениями)...