Экологическое воспитание на уроках русского языка.
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему
Материал содержит фрагменты уроков, на которых в ходе анализа текстов и выполнения заданий проводится работа по экологическому воспитанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание на уроках русского языка
Фрагменты уроков русского языка
Приложение к уроку № 9 по теме «Причастие» 7 класс
Причастный оборот
Текст объяснительного диктанта «Земля у нас одна, ее надо беречь».
Десятки лет в Ханты-Мансийском автономном округе добывают нефть. Округ сегодня первый в России по добыче нефти, второй – по выработке электроэнергии, третий – по добыче газа. Добывая нефть, люди не задумывались о последствиях для природы. Все это привело к тому. Что почти не осталось нетронутых природных сообществ, истощились природные ресурсы, ухудшилось здоровье людей. Почему? Да потому, что человек, уничтожающий природу, необдуманно меняющий в природе все, что ему захочется, уничтожает все необходимое для своей жизни. Сегодня во всем мире говорят о том, что если человек хочет выжить, то он просто обязан как житель планеты изучить законы жизни. Нужно хорошо знать природу, понимать процессы, происходящие в ней. Нужно помнить, что Земля у нас одна, ее нужно беречь.
Дополнительное задание:
- Найти в тексте диктанта причастия.
- Найти предложения с причастным оборотом, выделить их графически.
- Определить основную мысль текста.
- Указать средства связи 1 и 2 предложения между собой.
Приложение к уроку №2 (Повторение в начале года)
7 класс
Человек – часть живой природы. Работа с текстом.
Как и все живое на Земле, человек дышит, питается, растет, оставляет потомство и умирает.
Но от всех живых существ он отличается умением трудиться, мыслить. Человек создал умные машины, построил города и заводы. Для заводов, самолетов, железных дорог ему потребовалась энергия.
И стал человек вырубать леса, добывать полезные ископаемые, осушать земли и долгое время гордился этим. Но только до тех пор, пока живая природа еще могла залечивать нанесенные ей раны.
Но гордый и сильный человек шел все дальше и брал у природы все больше.
Вдруг неожиданно все изменилось: начали гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах стало нечем дышать…
Что же случилось?
Человек – часть живой природы и обязан ей своим существованием. Уничтожит человек природу – уничтожит все необходимое для своей жизни. Жизнь и здоровье человека зависит от окружающей среды, из которой он получает все необходимое для жизни: воздух, воду, пищу, энергию.
(Н.М.Чернова).
Задание: 1. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
2. Начертить схемы 1-го, 2-го, 3-го предложений.
3. Объяснить написание личных глаголов (орфограмма №25).
4. Озаглавить текст, определить его основную мысль.
5. Ответить на вопрос: Что должен сделать человек, чтобы выжить?
Приложение к урокам №10, 11 по теме «Причастие»
Сочинение на тему «Люби и охраняй природу родного края».
Охранять природу – значит охранять Родину.
М.Пришвин
Природа есть наше не только материальное, но и духовное в первую очередь богатство.
Знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.
В.Солоухин
Рабочие материалы
- Как вы относитесь к природе родного края?
- Что вам особенно дорого в ней?
- Что дает человеку общение с природой?
- Что нужно делать, чтобы сохранить природу?
- Как вы охраняете природу?
Словарь по подтемам:
Край – родной, любимый, легендарный, удивительный, замечательный;
милый, прекрасный, чудесный, чудный;
дорогой, бесценный.
Чувства, отношения
любить (любовь)
уважать (что?)
чтить (кн. что?), уважение (к чему?)
восхищаться, восторгаться (чем?)
преклоняться (перед чем?)
удивляться (чему?)
радоваться (чему?).
Приложение к уроку №4 по теме «Повторение. Пунктуация.
Пунктуационный разбор».
Русский язык 7 класс.
Работа с поэтическим текстом
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды!
Р.Рождественский.
Задание: 1. Расставьте знаки препинания, подчеркните основы.
2. Составьте схему 1-го предложения, подчеркните однородные члены предложения во 2-м предложении.
3. Определить основную мысль стихотворения.
4. Ответьте на вопрос: Какая деятельность человека ухудшила состояние окружающей среды?
Дидактический материал к урокам русского языка в 5 классе.
Тема высказывания – русская природа в произведениях И.С.Тургенева.
Его картины всегда верны,
вы всегда узнаете в них
нашу родную русскую
природу.
В.Г.Белинский об И.С.Тургенев.
Тема урока: Морфологические признаки частей речи.
Лейтмотив в дидактическом материале урока – высказывание В.Г.Белинского об И.С.Тургеневе.
Этапы урока.
- Осмысливание и запись высказывания.
- Определение и узнавание частей речи в словах великого критика.
- Объяснительный диктант по материалу тургеневского текста.
Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки….
Все птицы спят. Горихвостики, маленькие дятлы, одни еще сонливо посвистывают…
Вот и они умолкли. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки, где-то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз.
Задание: 1. Указать части речи, обосновать свой выбор;
2. Определить, какую роль играют глаголы;
3. Породы каких птиц встретились в тургеневском тексте.
На основании анализа текста учащиеся убеждаются в мастерстве Тургенева, которое прослеживается в богатстве глаголов, отмечают «говорящие» названия птиц, называют слова, которые позволяют «увидеть», «прочувствовать», как засыпают птицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.
Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...
Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»
Цель данной работы – обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, ...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность
Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.
Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм,...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Выступление на конференции...