Экологическое воспитание на уроках русского языка.
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Материал содержит фрагменты уроков, на которых в ходе анализа текстов и выполнения заданий проводится  работа по экологическому воспитанию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках русского языка

Фрагменты уроков русского языка

Приложение к уроку № 9 по теме «Причастие» 7 класс

Причастный оборот

Текст объяснительного диктанта «Земля у нас одна, ее надо беречь».

Десятки лет  в  Ханты-Мансийском автономном округе добывают нефть. Округ сегодня первый в России по добыче нефти, второй – по выработке электроэнергии, третий – по добыче газа. Добывая нефть, люди не задумывались о последствиях для природы. Все это привело к тому. Что почти не осталось нетронутых природных сообществ, истощились природные ресурсы, ухудшилось здоровье людей. Почему? Да потому, что человек, уничтожающий природу, необдуманно меняющий в природе все, что ему захочется, уничтожает все необходимое для своей жизни. Сегодня во всем мире говорят о том, что если человек хочет выжить, то он просто обязан как житель планеты изучить законы жизни. Нужно хорошо знать природу, понимать процессы, происходящие в ней. Нужно помнить, что Земля у нас одна, ее нужно беречь.

Дополнительное задание:

  1. Найти в тексте диктанта причастия.
  2. Найти предложения с причастным оборотом, выделить их графически.
  3. Определить основную мысль текста.
  4. Указать средства связи 1 и 2 предложения между собой.

                   Приложение к уроку №2 (Повторение в начале года)

7 класс

Человек – часть живой природы.  Работа с текстом.

Как и все живое на Земле, человек дышит, питается, растет, оставляет потомство и умирает.

Но от всех живых существ он отличается умением трудиться, мыслить. Человек создал умные машины, построил города и заводы. Для заводов, самолетов, железных дорог ему потребовалась энергия.

И стал человек вырубать леса, добывать полезные ископаемые, осушать земли и долгое время гордился этим. Но только до тех пор, пока живая природа еще могла залечивать нанесенные ей раны.

Но гордый и сильный человек шел все дальше и брал у природы все больше.

Вдруг неожиданно все изменилось: начали гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах стало нечем дышать…

Что же случилось?

Человек – часть живой природы и обязан ей своим существованием. Уничтожит человек природу – уничтожит все необходимое для своей жизни. Жизнь и здоровье человека зависит от окружающей среды, из которой он получает все необходимое для жизни: воздух, воду, пищу, энергию.

(Н.М.Чернова).

Задание: 1. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

2. Начертить схемы 1-го, 2-го, 3-го предложений.

3. Объяснить написание личных глаголов (орфограмма №25).

4. Озаглавить текст, определить его основную мысль.

5. Ответить на вопрос: Что должен сделать человек, чтобы выжить?

             Приложение к урокам №10, 11 по теме «Причастие»

Сочинение на тему «Люби и охраняй природу родного края».

Охранять природу – значит охранять Родину.

                                                                             М.Пришвин

Природа есть наше не только материальное, но и духовное в первую очередь богатство.

Знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

                                                                                В.Солоухин

Рабочие материалы

  1. Как вы относитесь к природе родного края?
  2. Что вам особенно дорого в ней?
  3. Что дает человеку общение с природой?
  4. Что нужно делать, чтобы сохранить природу?
  5. Как вы охраняете природу?

Словарь по подтемам:

Край – родной, любимый, легендарный, удивительный, замечательный;

милый, прекрасный, чудесный, чудный;

дорогой, бесценный.

Чувства, отношения

любить (любовь)

уважать (что?)

чтить (кн. что?), уважение (к чему?)

восхищаться, восторгаться (чем?)

преклоняться (перед чем?)

удивляться (чему?)

радоваться (чему?).

          Приложение к уроку №4 по теме «Повторение. Пунктуация.          

Пунктуационный разбор».

Русский язык 7 класс.

Работа с поэтическим  текстом

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды!

Р.Рождественский.

Задание: 1. Расставьте  знаки препинания, подчеркните  основы.

2. Составьте  схему 1-го предложения, подчеркните  однородные члены предложения во 2-м предложении.

3. Определить основную мысль стихотворения.

4. Ответьте на вопрос: Какая деятельность человека ухудшила состояние окружающей среды?

        Дидактический материал к урокам русского языка в 5 классе.

Тема высказывания – русская природа в произведениях И.С.Тургенева.

Его картины всегда верны,

вы всегда узнаете в них

нашу родную русскую

природу.

В.Г.Белинский об И.С.Тургенев.

Тема урока: Морфологические признаки частей речи.

Лейтмотив в дидактическом материале урока – высказывание В.Г.Белинского об И.С.Тургеневе.

Этапы урока.

  1. Осмысливание и запись высказывания.
  2. Определение и узнавание частей речи в словах великого критика.
  3. Объяснительный диктант по материалу тургеневского текста.

Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки….

Все птицы спят. Горихвостики, маленькие дятлы, одни еще сонливо посвистывают…

Вот и они умолкли. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки, где-то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз.

Задание: 1. Указать части речи, обосновать свой выбор;

2. Определить, какую роль играют глаголы;

3. Породы  каких птиц встретились в тургеневском тексте.

На основании анализа текста учащиеся убеждаются в мастерстве Тургенева, которое  прослеживается в богатстве глаголов, отмечают «говорящие» названия птиц, называют слова, которые позволяют «увидеть», «прочувствовать», как засыпают птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...

Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»

Цель данной работы  –  обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, ...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность

Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.

Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм,...