"Буквы О-А на конце наречий":конспект урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Погодина Надежда Александровна

Урок соответствует требованиям ФГОС, содержит разные формы работы, имеет разработанные дополнительные материалы, презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе

Учитель Погодина Надежда Александровна

Тема «Буквы О-А на конце наречий»

Вид урока - урок усвоения новых знаний

Цели урока:1. Создать условия для осознанного изучения новой темы, сформировать навык грамотного письма путем применения алгоритма действий при решении орографической задачи, применения полученных ранее знаний.

2.Создать условия для развития коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

3.Создать условия для воспитания самостоятельности и умения сотрудничать при решении учебных задач.

4. Создать условия для формирования УУД: 1)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;                2) проведение различных видов анализа ; 3) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность);5) соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;6) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях; 7)  достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;8) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в мини-группах.

Оборудование урока: презентация, карточки с заданиями для нескольких этапов урока, SMART-доска с заданием, смайлы для рефлексии

Ход урока

  1. Актуализация изученного.

Повторение теоретического материала по теме «Наречие» проводится в виде игры « Что? Где? Когда?»( фронтально). Одновременно некоторые учащиеся выполняют индивидуальные  практические задания на пройденную тему «Не –Ни в наречиях»( 3 чел.)

Последний слайд презентации игры содержит вопрос, на который учащиеся затрудняются дать ответ, так как не владеют нужной информацией.

  1. Постановка проблемы,формулирование темы, целей урока.

 Начальная рефлексия:  какой смайл( страх, озабоченность, спокойная уверенность) отображает ваш эмоциональный настрой на данном этапе. Проследим, изменятся ли эмоции к концу занятия.

Выявление желающих работать в мини-группах, раздача учебного материала.

3.Работа мини-групп

1 группа________________________________________________________

Задание: определить способ образования наречий

  дословно, доходчиво,  доверчиво.

 Образец:

Досрочно- досрочный+ о( суффиксальный)

Дословно-

Доходчиво

Доверчиво

Понаблюдайте, какие суффиксы пишутся на конце наречий.

Выводы: данные наречия образованы ________________ способом от прилагательных. На конце таких наречий пишется суффикс ….

2 группа._____________________________________________________

Задание: определите,  каким способом образованы данные наречия:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева.

Образец:

 Досуха - сухой+  до + а( приставочно-суффиксальный)

Вправо

Издавна

налево

затемно

слева

Выводы: наречия образованы от прилагательных ______________________________ способом. На конце наречий могут быть суффиксы ____ и _____.

3 группа(объединенная)___________________________________________________________________________________________________________

Задание: распределите наречия в две колонки в зависимости от суффикса на конце:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева.

Выводы двух групп:

  1. Суффикс …… пишется, если наречия образованы  суффиксальным способом
  2. А) Суффикс ………пишется, если наречия образованы с помощью приставок _из, до, с.

Б)     Суффикс …. пишется, если наречия образованы с помощью приставок ___в, на, за_

( В это время) Фронтальная работа на доске: синтаксический разбор предложения «Театральное представление, закончившееся затемно, нам очень понравилось.» Морфологический и морфемный разбор слова «затемно».

4. Заслушивание мини-групп, анализ их работы, запись выводов, алгоритма применения правила и схемы, помогающей это делать( слайды 8,9,10 презентации). Правило «окна».

5.Практическое применение правила: возврат к предложению и слову «Затемно», объяснение написания.

6. Физминутка.

7. Фронтальная работа, работа на SMART- доске.Диктант с заменой :задание на нахождение соответствия и изучаемую  орфограмму( идти в правую сторону- идти вправо)

8.Промежуточная рефлексия: можем ли мы на данном этапе ответить на поставленный в начале урока вопрос? Выбор смайла.

9. Закрепление ( дифференцированно):

  • Работа с текстом: восстановить правильный порядок предложений,озаглавить, вставить пропущенные буквы, знаки.

В Москве издавн…  любили  музыкальные пр..дставления.

Поэтому задолг…  до создания Императорского Большого т..атра богатые дв..ряне зав..дили у себя в имениях домашние т..атры где играли свои (же) актёры.

Пр…дставления могли начат..ся засветл… и длились дотемн… пока хозяин и его гости досыт..  (не) насмотрят..ся на игру талантливых крепостных.

Изредк…  в Москву на гастроли приезжала итальянская опера.

  • Перфокарты
  • Тест с самопроверкой
  • Заслушивание одной из групп, работавших с текстом.

10. Итог урока. Рефлексия-смайл. Оценки. Домашнее задание( творческое задание в РТ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какие слова являются наречиями?

Слайд 3

Существительные склоняются, глаголы спрягаются. Как изменяются наречия?

Слайд 4

Когда на конце наречий после шипящих пишется -О, а когда -Е?

Слайд 5

«Третий лишний» скучно нарочно празднично

Слайд 6

В каких случаях в наречиях пишется одна, а в каких две буквы Н ?

Слайд 7

Когда в наречиях пишется суффикс -А, а когда -О?

Слайд 8

1. Приставки А) из- (ис) до-, с (со-)- - А Б) в-(во-) на- за- О 2. Если приставка уже была в прилагательном- О

Слайд 11

Тест. Найдите слова, в которых пишется О. 1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3.(до)статочн__, 4. (с)прав__, 5.(до)темн__, 6.(до)стойн__, 7.(за)светл__, 8.(из)далек__, 9.(на)мертв__, 10. (до)словн__, 11.(на)чист__, 12.(за)нов__, 13.(до)сух__, 14. (на)глух__

Слайд 12

Проверка. 3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14. Критерии оценки: 8-6+- «4» 5-4 + - «3»

Слайд 13

В Москве издавн… любили музыкальные пр..дставления. Поэтому задолг… до создания Императорского Большого т..атра богатые дв..ряне зав..дили у себя в имениях домашние т..атры где играли свои (же) актёры. Пр…дставления могли начат..ся засветл… и длились дотемн… пока хозяин и его гости досыт.. (не) насмотрят..ся на игру талантливых крепостных. Изредк… в Москву на гастроли приезжала итальянская опера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...