Рабочая программа по курсу: "Основы Православной культуры" для 6 класса.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Цель учебного предмета "Основы Православной культуры" состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_opk_6_klass.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по делам казачества и кадетских
учебных заведений Ростовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Орловский казачий кадетский корпус»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РО «ОККК»
И.В. Волков ______
Приказ от 30.08.2017 № 192
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Православной культуре
Уровень общего образования - основное общее образование
6 «А», «Б» классы
Количество часов - 32
Учитель Касперова Елена Викторовна
Программа разработана на основе
Примерной программы основного общего образования
по предмету «Православная культура».
- учебный год.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы Православной культуры» для 6 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно - методических документов:
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 6 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
3. Приказ Минобразования России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении федерального государственного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629)
5. Авторская программа «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 1 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 144с.)
6.Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2017-2018 учебный год.
7. Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2017-2018 учебный год.
2. Общая характеристика учебного курса «Православная культура».
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в общеобразовательном учреждении не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры
России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);
– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
- Место учебного курса «Православная культура».
Программа рассчитана на 35 часов (компонент образовательного учреждения) (1 час в неделю) в соответствии с календарным учебным графиком ГБОУ РО «ОККК» на 2017-2018 учебный год, программа будет реализована в полном объёме за 32 учебных часа, за счет резерва учебного времени.
- Содержание учебного курса «Православная культура».
№ | Тема | Основное содержание |
1 | Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем. | Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог — Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам — любимое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия |
2 | В ожидании Рождества — самого красивого события зимы. | В ожидании Рождества — самого красивого события зимы. Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Песнопения и величания. |
3 | Праздники-радости. | Рождество Христово - самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской. |
4 | Пасха: цвета и звуки весны. | Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я? |
5.Структура курса.
№ | МОДУЛЬ (ГЛАВА) | Примерное количество часов | Форма контроля | Дата 6 «А» | Дата 6 «Б» |
1 | «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем». | 8 | Контрольная работа по пройденной теме | 24.10 | 21.10 |
2 | «В ожидании Рождества — самого красивого события зимы». | 8 | Контрольная работа по пройденной теме | 19.12 | 16.12 |
3 | «Праздники-радости». | 11 | Творческая работа. Защита проектов. | 06.03 | 17.03 |
4 | «Пасха: цвета и звуки весны». | 5 |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
1. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения, Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2014 год.
2. «Православная культура», методическое пособие, Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2014 год.
3. «Православная культура», наглядное пособие «Иллюстрации», Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2008 год.
4. Учебник в 2 частях «Православная культура», 1 год обучения. Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2016 год.
http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Для учащихся:
Учебник в 2 частях «Православная культура», 1 год обучения. Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2014 год.
9.Результаты освоения учебного предмета и система оценки.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 6 классов:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 6 классов:
- развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
- Предметные результаты изучения основ православной культуры в развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
начальной школе:
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
- умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Критерии оценки по предмету «Православная культура»
Исходя из совокупности усвоенных знаний, умений, навыков оценку квалифицировать следующим образом:
«отлично» (5)
- усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;
- умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.
- при ответе соблюдать нормы русского языка.
«хорошо» (4)
- усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;
- умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.
- при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются несущественные неточности.
«удовлетворительно» (3)
- усвоение основных понятий, терминов, знать фактический материал.
- умение устанавливать причинно – следственные связи и давать развернутые определения; уметь излагать материал, осуществлять анализ проблем, процессов, фактов и явлений истории Православной культуры, использовать письменные источники и делать выводы.
- при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются существенные ошибки и неточности.
«неудовлетворительно» (2) не выставляется.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного и эстетического цикла __________Бурыкина Ж.В. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2017 года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Алексеенко И.А. 31.08.2017 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
рабочая программа элективного курса "Основы бизнес-планирования" 11 класс
календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс
Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс ФГОС
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 5 класс
Авторская рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» 5 класс (из опыта работы)
Программа факультативного курса «Основы поэтического мастерства» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на филологический и универсальный профили....