конспект урока " Анатомия одного стихотворения"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Ускова Ольга Владимировна

Урок русского языка в 10 классе. Деловая игра. Анализ стихотворения А.Фета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

       Тема урока: Анатомия одного стихотворения.

     А.А.Фет «Ярким солнцем в лесу пламенеет        

              костер…»

                                   

                                 

                                       Эпиграф к уроку:

                                   

                          Как беден наш язык! – хочу и не могу .

                               Не передать того ни другу, ни врагу,

      Что буйствует в груди прозрачною волною.

А.А.Фет

Цели:

Образовательные(учебные)

- обучение филологическому прочтению стихотворения;

- анализ лирического сюжета, жанровых особенностей                   произведения, особенностей стиля, лексики, синтаксиса;

-выявление идейного содержания произведения.

Развивающие:

- развитие образного мышления.

- углубление восприятия образного мира фетовской лирики;                        

 Воспитательные 

-воспитание любви к слову, родному языку.

Оборудование: магнитофон.

Зрительный ряд: репродукции пейзажей И. Левитана «Тихая обитель»,«Вечерний звон», А.Куинжи «Лунные пейзажи»идр.

(они создадут зрительную опору лирическому чувству)

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».

Инструменты и материалы:  текст стихотворения А.Фета, задания для каждой группы, оценочный лист.

      Формы работы: групповая, индивидуальная.

                                                Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

 Сегодняшний урок будет в форме деловой игры. Любая игра предполагает какие-то правила. Попытайтесь увидеть правила нашей игры в теме урока «Анатомия одного стихотворения»

Вопрос:  Что такое анатомия? (в словаре Ожегова читаем:  анатомия-  наука о строении организмов)

В данном случае слово «анатомия» употреблено в переносном, метафорическом смысле.

Суть предстоящей нашей работы: мы будем анализировать стихотворение, но с разных точек зрения, находясь на разных уровнях стихотворного текста.

Любой текст – это явление языка. Мы будем рассматривать «организм» языка, особенности, специфику его уровней.

Итак, представьте себе, что вы – сотрудники НИИ, куда поступило срочное задание: провести всесторонний языковой анализ текста.

Аспекты этого анализа поделили между собой 5 отделов НИИ (они соответствуют нашему делению на группы.

На столе у каждого отдела текст стихотворения, задания. Вы их обсуждаете в группах. На обсуждение 10-15 минут. Начальник каждого отдела выступает. Время выступления 2-3 минуты.

 Для анализа мы возьмем стихотворение А.А.Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

2.Чтение стихотворения учителем.

(под музыкальное сопровождение)

Слово учителя:

 А.А.Фет покорил сердца не одного поколения любителей поэзии. Его стихотворениями восхищались П.И.Чайковский, М.И.Глинка. Романсы на его стихи исполнялись в лучших салонах Москвы и Петербурга. Его ликующие гимны родной природе, любви завораживают наши сердца.

  Откуда же брались эти чарующие звуки?

   Всмотримся, вслушаемся, прочувствуем одну из лучших лирических  «мелодий»   Фета и, может быть, тогда поймем, что может увидеть поэт в вечном противоборстве ночи и дня, холода и тепла, жизни и смерти.

3.Работ в группах.

       Группа № 1. « Поэтика»

Задание :

Проанализируйте стихотворения по плану.

  1. Тема.
  2. Художественные образы. Проследить, какие образы создает поэт в каждой строфе? Какой из них ключевой?
  3. Определите композицию стихотворения, учтите, что начало и конец почти одинаковы.
  4. Определите главные выразительные средства создания образов стихотворения.
  5. Идея стихотворения.

Ответы:

1) Произведение пейзажной лирики. Поэт рисует сложный мир природы. Описание леса.

2) Ключевой образ – ярко пылающий костер в ночном лесу

(1 строфа)

Образ самого поэта (на фоне холодной ночи раскрепощается его душа, до его сердца доходит живительное тепло костра(2 строфа).

Прошла ночь, занимается заря, гаснет костер, лишь тлеют огоньки(3строфа)

Картина «мерцающего дня», реальный пень у холодной сосны.

4 строфа)

Мечта: скоро снова придет ночь. Наполнит жизнь лирического героя смыслом.(5 строфа)

3) Кольцевая композиция, классическая : 5 строф, каждая рисует законченную картину.

4) Метафоры , сравнения, олицетворения, эпите, противопоставление.

  Сравнения гиперболические (качающие деревья, будто искры в дыму). Противопоставление (холод золы- жара пламени). Эпитеты: пьяные гиганты, холодная ночь, мерцающий день. Олицетворения: нахмурится ночь (передает одухотворенное действие ночи), шатается ельник.

5) Это не просто пейзажная зарисовка. Стихотворение – философично: ночь – вместилище творческих помыслов (так ярки краски ночи).

Огонь – символ жизни (Прометеев огонь). Символ творческих порывов.

Идея: творчество – высшая сфера человеческой души.

«Огонь» жизни и «холод» смерти – извечное противоборство.

         Нет, не пейзаж влечет меня ,

Не краски жадный взор подметит:

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

     

  Группа № 2. « Синтаксис стихотворения».

Задание:

  1. Какие предложения использует автор? Сколько их?
  2. Почему части бессоюзного предложения разделены?
  3. Какие обособленные члены использует автор? Почему?
  4. Какие синтаксические особенности в 5 строфе вы отметили бы?
  5. Роль противительного союза в начале 5 строфы?
  6. Проанализируйте порядок слов? Какой порядок слов преобладает?

Ответы:

   1)5 предложений, как и строф. Сложные, бессоюзные  предложения.

  1. Это своеобразный разграничитель: костер-ельник,  лирический герой – его ощущения, утро-вечер, день-ночь. Читатель представляет эти картины как нечто отдельное.

3)Деепричастные обороты: они обозначают добавочное действие при основном ,т.е конкретизируют основное действие.

4)Отсутствие точки с запятой в строфе. Это передаёт динамичность действия, оно словно убыстряется.

5)Союз «но» довершает контраст ночи и дня: скука дня не вечна, ночь принесет новые ощущения.

Группа № 3. « Грамматика стихотворения»

Задание:

  1. Какая часть речи преобладает в стихотворении? Почему?
  2. Почему 2 строфа начинается местоимением «я»?
  3. Какие союзы в сравнительных оборотах употребляет А.А.Фет?
  4. Определите время глаголов.
  5. Какой частью речи начинается 3 строфа? Почему?
  6. Как вы объясните употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом: зорька, дымок? Как соотносятся они с наречными  эпитетами: сиротливо, скупо, лениво?

Ответы:

1) Имя существительное. Они несут на себе главную смысловую нагрузку.

2)Это инверсия. Фет заостряет наше внимание на необычном месте того или иного слова.

3) Союзы :точно, будто, как – синонимические. Поэт просто стремился избежать повторов.

4) Будущее время в 5 строфе. Устремленность в будущее, в вечность.

5) Противительный союз «но» довершает контраст: ночь принесет новые ощущения и краски.

Личные местоимения. «Я» это и поэт и лирический герой – они неразрывны.

6)Связь с народными традициями.

Группа № 4 « Фонетика»

Задание:

  1. Какие звуки преобладают при описании горящего костра?
  2. Какой звук преобладает при описании дня?
  3. Выпишите в столбик рифмующие слова. Как создается рифма? Точная ли она? Какие звуки совпадают?
  4. Найдите звуковые образы. Роль звукописи  в стихотворении?
  5. Какие ассоциации рождает наречный повтор: долго-долго.

 6)*Музыка каких композиторов, на ваш взгляд, наиболее близко        выражает настроение лирики Фета?

Ответы:

  1. Сонорные, свистящие, шипящие. Мы слышим порывы ветра, треск костра.
  2. 5) Зорьке, дымок, золою, долго – «о»-день долог (временная протяженность дня)
  3. Четкое чередование мужской и женской рифмы. Рифмы – перекрестные. 1-3, 2-4, точные: день-пень.

              Классическая организация стиха.

4) В этой стройной гармонии и кроется самая большая тайна поэта:   заставить простые слова сверкать, звучать, играть красками.

Стихотворения напоминают мелодию, то есть песню.

6) Музыка Бетховена,Чайковского.

Ггуппа № 5. « Лексика».

Задание:

  1. Проанализируйте лексику стихотворения с точки зрения:

     - происхождения,

     - есть ли стилистически-окрашенные слова

     - просторечия?

  1. Во второй строфе найдите авторскую трансформацию известного фразеологизма.
  2. Найти слова в переносном значении (метафоры).
  3. Есть ли в стихотворении синонимы, антонимы.
  4. Уточните значение слова «можжевельник».
  5. Какие краски преобладают в стихотворении?

Ответы:

1) Все слова – стилистически-нейтральная лексика. Но поэт придал слову особое звучание, особые краски.

2) «Продрогнуть до костей.» Огонь костра согревает душу поэта, наполняет его жизнь сердечным смыслом.

3) Лениво мерцающий день; нахмуриться ночь;  замрет сиротливо.

4) Синонимы: умчалось-улетело, скупо-лениво(контекстуальные)

    Антонимы: ночь-день, яркий-холодный, раскрасневшись-прочернеет

5)Можжевельник-вечнозелёное дерево,символ вечной жизни.

6)Оранжевые, золотые, жёлтые ,красные.

4.Создание проблемной ситуации. 

  Чтение эпиграфа.

Проблема: Смог ли поэт передать нам, что волнует его?

Смог  ли найти то единственное слово, которое способно     затронуть живые струны человеческой души?

5. Научная конференция

Группы должны показать результаты своей работы.

Выступление одного от группы.

6.Итог урока:

Слово учителя: Все отделы справились с заданием.

Мы проанализировали стихотворение на разных уровнях.

Вопрос :Какой из них наиболее важный?

Ответ: Все важны, все взаимосвязаны

Учитель: Текст - живой организм, в котором всё взаимосвязано, всё подчинено одной задаче- раскрытию идеи стихотворения. Это не простая пейзажная зарисовка. У Фета все стихи глубоки и философичны. Кольцевая композиция помогает разгадать это. Природа – не фон, она способна порадить раздумья.

И .Бунин писал:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то ,что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Стихотворение было написано в 1859 г.  Это время  «ухода» Фета от поэзии.

 Основные темы его произведений: природа, любовь, творчество.

Поэта волнует вопрос: как возникает творение, как воображение художника рождает к жизни образы, звуки.

Что же можно увидеть в вечном противоборстве дня и ночи?

Противопоставление дня и ночи – нетипично. День обычно ассоциируется с радостью, а ночь - с мраком,  тоской. У Фета наоборот: ночь- вместилище творческих помыслов ,поэтому так ярки краски ночи.

Идея стихотворения: творчество- высшая сфера человеческой души.

И как всякое таинство живёт под покровом ночи.

Тайна и загадка стихотворения Фета в том, что он  заставил обычные слова сверкать, звучать, играть красками.

Эта лирическая миниатюра Фета обогатила нас задушевной мелодией стиха. Фет - самый искренний поэт. Не каждому дано услыщать музыку небесных сфер. Фет смог её услышать и передать нам.

7.Выставление оценок в группах (в Оценочных листах)

8. Домашнее задание.

Написать рецензию на стихотворениеА. Фета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"

Изучение лирических произведений занимает большое место в системе уроков по литературе в каждом классе на протяжении всего времени обучения. Из года в год учащимся становится скучно делать однообразны...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Конспект урока литературы в 8 классе (внеклассное чтение) Урок одного стихотворения. А.К.Толстой "Средь шумного бала"

  Это вариант урока внеклассного чтения в 8 классе. Тема "О любви в лирике" по программе И.Н.Сухих, хотя можно использовать по любой программе. В материале урока я постаралась об...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....