План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Изучение лирических произведений занимает большое место в системе уроков по литературе в каждом классе на протяжении всего времени обучения. Из года в год учащимся становится скучно делать однообразный анализ стихотворения, несмотря на разнообразие поэтов и тематик. В таком случае на помощь учителю-словеснику может прийти данный тип урока, который сочетает в себе наряду с классическим анализом лирического произведения элементы комплексного и филологического анализа текста; обладает своего рода «энциклопедичностью», так как позволяет взглянуть и на внетекстовые элементы, связанные с ним. Например, расширить свои знания в области топографии (рассказ об усадьбе Середниково, Троице-Сергиевой Лавре), о реальных исторических личностях (Е.А. Сушкова, А.М. Верещагина, Д.А. Столыпин, актер С. Лемешев).
Данный урок можно проводить несколькими способами в зависимости от индивидуальных особенностей класса и предпочтений учителя:
1. В форме рассказа учителя с элементами беседы и индивидуальной работы учащихся на уроке (работа по вопросам, устные и письменные задания для контроля знаний).
2. В форме, когда ученикам заранее раздается материал по подготовке к уроку. Таким образом, в ходе урока монологичный рассказ учителя сменяется выступлениями учащихся:
· Любовные адресаты лирики М.Ю. Лермонтова
· Усадьба Середниково в жизни поэта.
· Троице-Сергиева Лавра как объект истории и культуры России.
· Основные образы и мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова.
· Основные мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий».
· Основные образы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий».
Таким образом, изучение лирических произведений, когда художественный текст рассматривается с разных позиций, позволяет расширить кругозор учащихся не только в данной предметной области (литература), но и затронуть иные не менее важные аспекты изучения смежных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvorenie_nishchiy.ppt | 2.62 МБ |
plan-konspekt_uroka_nishchiy_lermontov.docx | 48.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Кораблина Маргарита Александровна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга
ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
(пояснение к презентации,
материал для учителя)
9 класс
Энциклопедия одного стихотворения.
М.Ю. Лермонтов «Нищий»
Тип урока: изучение нового материала (углубленное).
Цели урока: обучающая: научить выполнять комплексный анализ лирического произведения (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»)
Развивающая: развитие коммуникативной культуры учащихся, совершенствование мыслительных операций.
Воспитательная: укрепить навыки умения анализировать художественную реальность.
Задачи урока:
- Формирование умения работать с новой информацией по теме;
- Расширить читательский кругозор учащихся;
- Развитие навыков постановки вопросов и учебных задач.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, портрет М.Ю. Лермонтова, аудио и видеозаписи, стихотворение «Нищий».
Ход урока
Примечание. Данный урок проходит в форме рассказа учителя с элементами беседы и индивидуальной работы учащихся на уроке.
Слайд 1
Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы, целей и задач урока.
Слайд 2
Обратите внимание на то, как выглядел М.Ю. Лермонтов в 1830-е годы (во время написания стихотворения) по мнению художника А. Челышева. Отличается ли он от других известных вам портретов?
Слайд 3
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» (чтение стихотворения учителем, либо подготовленным учеником). А теперь прослушайте актерское чтение стихотворения (читает А. Бордуков). Сравните чтение учителем (учеником) и актером. Какие акценты расставляет каждый из читающих? Каковы особенности их чтения?
Слайд 4-5
Стихотворение написано в 1830 году и посвящено Е.А. Сушковой.
Материал из Лермонтовской энциклопедии: «Сушкова (в замужестве Хвостова) Екатерина Александровна (1812—1868), знакомая Лермонтова, мемуаристка. Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А.М. Верещагиной. Лето 1830 Сушкова проводила под Москвой в имении Большаково, часто посещая Середниково, где тогда гостил Лермонтов. Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С ее именем связан цикл стихов 1830, посвященный преимущественно неразделенной любви».
Слайд 6
Познакомила Лермонтова с Сушковой его кузина Сашенька Верещагина. Информация с официальной страницы государственного музея-заповедника «Тарханы»: Александра Михайловна Верещагина (1810-1873) — родственница Лермонтова: ее родная тетка по матери, Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова, была женой брата бабушки Лермонтова Д.А. Столыпина. По отцу А.М. Верещагина была двоюродной сестрой В.А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 году в Москве. Об их отношениях А.П. Шан-Гирей вспоминал: «Miss Alexandrine, т. е. Александра Михайловна Верещагина, кузина его, принимала в нем большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойною натурой и направлять ее, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному».
Слайд 7
Материал из Лермонтовской энциклопедии: Середниково– подмосковная усадьба Столыпиных, расположенная на берегу р. Горетовки; теперь в бывшей усадьбе — санаторий «Мцыри». Середниково принадлежало Е. А. Столыпиной, вдове Д. А. Столыпина, который приобрел усадьбу в октябре 1825. В Середникове осталась его большая библиотека. Усадьба создавалась в 1775—1806 при прежнем владельце В.А. Всеволожском. Дом в классическом стиле, с колоннадой и бельведером, по некоторым сведениям, построен И.Е. Старовым. Около дома был разбит большой парк, вырыты пруды, через овраг перекинут белокаменный мост. Свое название усадьба получила от маленького селения, находившегося здесь в 17—18 вв. и принадлежавшего князьям Черкасским. Лермонтов проводил в Середникове летние каникулы 1829, 1830, 1831, возможно, приезжал сюда и летом 1832. Живописная природа, народные песни и сказки, рассказы о войне 1812, впечатления от крепостной действительности — все давало пищу для раздумий поэта. Летом в Середникове собиралось много молодежи. Верстах в 4 от Середникова в Федоровке жила А. М. Верещагина, в Большакове — Е. А. Сушкова.
Слайд 8
Светская кокетка была старше Лермонтова на 2 года и, конечно же, подсмеивалась над неопытной душой поэта. Екатерина Александровна своей насмешкой и холодным равнодушием заставляла Лермонтова всё больше и больше в неё влюбляться.
Слайд 9
Биографы Лермонтова говорят, что когда Лермонтов и Сушкова на одной из прогулок посетили Троице-Сергиеву Лавру, они заметили бледного, иссохшего нищего, которому кто-то вместо хлеба кинул камни.
Примечание. Необходимо дать историческую справку о Троице-Сергиевой Лавре.
Материал из Википедии: Троице-Сергиева лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева лавра —крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. Однако ряд историков считает, что это произошло в 1342 году.
8июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.
В Средние века, в отдельные моменты истории, монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.
Слайд 10
Сама же Сушкова в своих воспоминаниях писала следующее: «На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:. <…>
— Благодарю вас, Monsieur Michel, за ваше посвящение и поздравляю вас, с какой скоростью из самых ничтожных слов вы извлекаете милые экспромты, но не рассердитесь за совет: обдумывайте и обработывайте ваши стихи, и со временем те, которых вы воспоете, будут гордиться вами».
Слайд 11-12
Прослушайте запись с концерта в Колонном зале Дома союзов. 1971 год. Музыка А. Феона. Исполняет Сергей Лемешев. Расскажите о своих впечатлениях. Какие особенности вы заметили? Понравилось ли вам актерское исполнение и почему?
Слайд 13
Что такое мотив стихотворения? Дайте определение.
Мотив – это устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений.
Перечислите основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (Мотивы одиночества, свободы и воли, изгнанничества, действия и подвига, странничества, родины, обмана, покоя сна, пути, любви, смерти, вечности, судьбы).
Слайд 14, 15, 16, 17
Рассмотрим основные мотивы в стихотворении «Нищий».
- Мотив неразделенной любви.
- Мотив обмана.
- Мотив нагорной проповеди (собрание изречений Иисуса Христа в Евангелии от Матфея, преимущественно отражающих моральное учение Христа).
- Мотив одиночества.
Для справки: характеристика основных мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова дана в Лермонтовской энциклопедии – http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/.
Слайд 18
Что такое образ в художественном произведении? Дайте определение.
Образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает (http://www.bukinistu.ru/hudozhestvennyiy-obraz.html).
Слайд 19, 20, 21.
Перечислим основные образы стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»:
- Образ нищего.
- Образ камня.
- Образ обители.
Слайд 22.
Лексика стихотворения. Лермонтов для написания стихотворения использовал преимущественно «высокую» лексику (врат, взор, глада). А также лексику возвыщенно-эстетического содержания: святая обитель, просящий, подаянье, мольбы, страданье.
Слайд 23.
Композиция – это раздел литературоведения, изучающий построение литературного произведения как целого.
Особенности композиции стихотворения:
Лермонтов в данном стихотворении использует прием параллелизма и развернутой метафоры.
Параллелизм – это соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической.
Развернутая метафора – это метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения.
Одна сюжетная канва интерпретируется двумя линиями.
- Первая – это бедняк, который «просит подаянья» и его обманывают, положив вместо хлеба камень.
- Вторая –неразделенная любовь Лермонтова, которую он сравнивает с обманутым чувством голодного бедняка. Она, точно также как голод и жажда для нищего опустошает юного поэта, выворачивает душу наизнанку.
Слайд 24
Е.А. Сушковой Лермонтов посвятил целый цикл стихотворений, который в лермонтоведении принято называть «сушковским». В него вошли такие стихотворения как:
«Нищий»
«Благодарю!»,
«Вблизи тебя до этих пор»
«Вверху одна звезда горит»
«Нет! – я не требую вниманья»
«Прости, мой друг!»
«Стансы»
Слайд 25
По некоторым данным на полях черновика стихотворения «Стансы» изображена именно Сушкова.
А.Глассе: «Перерабатывая это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой».
Слайд 26
Стихотворение «Нищий» занимает одно из центральных мест не только в
цикле стихотворений, посвященных Сушковой, но и во всем творчестве Лермонтова. В его основе, как мы убедились, лежат реальные события из жизни поэта.
Слайд 27
Прослушайте альтернативное современное исполнение стихотворения и сравните его с ранее прослушанными записями.
Слайд 28
Домашнее задание
мини-проект
«Энциклопедия одного стихотворения»
1. Выбрать одно стихотворение М.Ю. Лермонтова.
2. Найти к нему аудио и видеозаписи, иллюстрации и т.п.
3. Сделать мультимедиа презентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.
Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...
Презентация к уроку М.Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
Презентация к уроку литературы. 5 класс...
план-конспект урока по анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль..."
Данный урок посвящен анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль.."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".
Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....
План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...
План-конспект урока по литературе. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания с...