Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему

Чернокова Валентина Леонидовна

Урок одного стихотворения

(За золотой дымкой сна…)

(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)

Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся русской литературы;   пробуждение интереса  к творчеству поэтов, связанных с Архангельским Севером.

       Образовательные цели: расширение, обобщение знаний о литературной карте Архангельской области, осознание    смысла поэтических текстов и их языковых особенностей.

       Развивающие цели:   обучение умению сравнивать, обобщать, доказывать; развитие  устной и письменной речи.

       Воспитательные цели: создание условий для пробуждения  в школьниках  уважение к родному языку, родной литературе как   отражению народной мудрости и истории; развитие  активности и инициативы, коммуникативности, толерантности, умения сотрудничать.

      Тип урока: комбинированный с элементами   мастерской сотрудничества при интерпретации лирического произведения. 

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.l.chernokova_urok_rubtsov_n.docx758.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок одного стихотворения

(За золотой дымкой сна…)

(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)

Валентина Леонидовна Чернокова,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Конёвская школа» Песецкого района

Архангельской области

       Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся русской литературы;   пробуждение интереса  к творчеству поэтов, связанных с Архангельским Севером.

       Образовательные цели: расширение, обобщение знаний о литературной карте Архангельской области, осознание    смысла поэтических текстов и их языковых особенностей.

       Развивающие цели:   обучение умению сравнивать, обобщать, доказывать; развитие  устной и письменной речи.

       Воспитательные цели: создание условий для пробуждения  в школьниках  уважение к родному языку, родной литературе как   отражению народной мудрости и истории; развитие  активности и инициативы, коммуникативности, толерантности, умения сотрудничать.

      Тип урока: комбинированный с элементами   мастерской сотрудничества при интерпретации лирического произведения.  Рассчитан на  1 урок.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Некоторые этапы построения мастерской, используемые на уроке.

1.       Индукция - актуализация личного опыта, пробуждение личностного интереса. Использование ситуации разрыва (осознания неполноты своих  знаний, поиск ответов).

2.       Социоконструкция – создание продукта в группе. Этап построен от простого к сложному.

3.       Самоконструкция   - создание собственного продукта: на   этапе рефлексии каждый создает творческий продукт ( ассоциации, эссе и др.).

4.       Социализация – предъявление своего продукта другим: прочтение записей в группе  для  выступления, чтение вывешенных синквейнов и других, не прозвучавших вслух, работ.

5.       Межгрупповая социолизация – защита групповых работ  по очереди или    наиболее    интересных.

6.       Рефлексия – отражение своего проживания мастерской, ведущее к созданию творческого продукта по впечатлениям.

Оформление: слайд-фильм  «Н.Рубцов», видеозапись песни «В горнице мое

светло»  в исполнении Н.Баскова, Р.Рай и хора Турецкого и аудиозапись песни в исполнении автора Н.Рубцова. Тексты стихотворения для групп.

Предварительное домашнее задание: найти в Интернете, прослушать в различных исполнениях песню на стихотворение  Н.Рубцова «В горнице моей…», выбрать наиболее яркое, точное, на ваш взгляд, исполнение.

Ход урока

Это были стихи. Это были стихи!

   Просто были стихи… но какие!-                                                                    Отмывалась душа. Отпускались грехи.                                                                       Это – вечная боль по России.
                     А. Борычев

Учитель:

  1. Индукция: Известный литературовед В.Шкловский советовал: «Надо учиться открывать книжный шкаф». Что за странный совет?  А вовсе и не странный, даже очень полезный. В домах многих людей есть книжные шкафы, но книги там стоят часто для украшения интерьера, а потому не приносят никакой пользы. Книга живет, когда ее читают.

Однажды   взяв с полки книгу, я прикоснулась к судьбе необычного  поэта.

Что такое, по вашему мнению, писательский труд? Развлечение? Работа?  (ученики отвечают).

Поэзия — это ежедневный труд, согласилась я, прочитав одно из писем поэта своему современнику: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, пишите просто обо всем, что увидите...

Прислушивайтесь к своим чувствам и пишите... Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться. Вам станет легче дышать». Таким независимым, честным и прямолинейным в поэзии и был он…

Только ли в поэзии? Наверно, и в жизни тоже.

Что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом, музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться? (ученики отвечают).

А вот этот человек был последовательно  кочегаром тралового флота, слесарем-сборщиком, шихтовщиком на Кировском заводе, прошел четыре года воинской службы на Северном флоте, при этом с шести лет сочинял стихи.

- Кто же он такой?   (Н. Рубцов) (слайд-фильм, подготовленный учеником – индивидуальное задание) – 5 мин.

Учитель:

Каждое его стихотворение хранит свой мотив, звучит на свой лад. К сожалению, нет возможности воспроизвести то, как  пел Николай Рубцов нанизанные им самим на кнопочки старой гармошки стихи своих любимых поэтов Тютчева, Лермонтова, Есенина, Блока. Где-то, может, и хранятся эти драгоценные записи. А, может, и нет. Зато как удивительно узнавать, что стихи самого Александра Блока другой поэт распевал… под деревенскую гармошку. Вот такая духовная близость двух совершенно, казалось бы, разных во всём людей?!

Разных по происхождению, по образу жизни, но схожих  по силе поэтического дара, по стихам, в которых музыка и интонация слов выстраданы душой. Рубцов, как и поэты, к которым тянулась его душа, тоже знал, «что счастье – это дым и что его не породнить со Словом». От стихов Рубцова тоже исходит физическое ощущение чистоты.

-Ребята, сегодня а вам предлагаю отметить день рождения Поэта по-особенному, помня о том, что, живя трудно, он старался вычищать и очищать жизнь, обнажая в ней главный, духовный смысл.

-Вы заметили, как  сформулирована тема урока? (Урок одного стихотворения)

-А подзаголовок? Почему именно так? Это стихотворение – «визитная карточка» Рубцова. Как вы думаете, о каком стихотворении пойдет речь?  (ответы учеников).

-Да, это стихотворение «В горнице моей светло…».  Стихотворение, ставшее популярной песней.

- Мне хочется, чтобы таинственный поэтический мир Рубцова для вас стал ближе, чтобы вы открыли  «своего» Рубцова, чтобы вы, как и он, всегда оставались самими собой. Итак, навстречу Поэту… (читается  эпиграф к уроку)

II. Социоконструкция

Звучит песня на стихотворение «В горнице моей светло…»  (А.Морозова) в исполнении Н.Баскова,  Р.Рай и хора Турецкого.

Группам предлагаются задания.

1 группа – анализ песни «В горнице моей…»  в исполнении Н.Баскова

(Задание:  1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление)

 2. Распределите слова-символы в 2 столбика

Духовный мир

Материальный мир

3. Когда-то, будучи первокурсником литинститута, в начале 1960-х годов, паренёк из Вологды прочитал сокурсникам своё «В горнице моей светло...». «Больно уж всё просто, даже наивно, – заявили сокурсники.. Согласны ли вы с такой оценкой стихотворения?

4. Какие чувства и настроения рождает это стихотворение у вас?

5. Почему стихотворение стало песней и такой популярной?

6. Какие чувства передал в своем исполнении Н. Басков?

2 группа – анализ песни «В горнице моей…» в исполнении Р. Рай. (Задание:  1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление.)

                      2. Распределите слова-символы в 2 столбика

Духовный мир

Материальный мир

3. Когда-то, будучи первокурсником литинститута, в начале 1960-х годов, паренёк из Вологды прочитал сокурсникам своё «В горнице моей светло...». «Больно уж всё просто, даже наивно, – заявили сокурсники… Согласны ли вы с такой оценкой стихотворения?

4. Какие чувства и настроения рождает это стихотворение у вас?

5. Почему стихотворение стало песней и такой популярной?

6. Какие чувства передала в своем исполнении  Р.Рай?

3 группа – анализ песни «В горнице моей…» в исполнении  хора Турецкого (Задание:  1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление.)

 2. Распределите слова-символы в 2 столбика

Духовный мир

Материальный мир

3. Когда-то, будучи первокурсником литинститута, в начале 1960-х годов, паренёк из Вологды прочитал сокурсникам своё «В горнице моей светло...». «Больно уж всё просто, даже наивно, – заявили сокурсники.. Согласны ли вы с такой оценкой стихотворения?

4. Какие чувства и настроения рождает это стихотворение у вас?

5. Почему стихотворение стало песней и такой популярной?

6. Какие чувства передал в своем исполнении хор Турецкого?

III. Социализация. Ученические группы представляют результаты работы.

Учитель:

Каких только символов не находят в этих простых, казалось бы, словах  до сих пор критики, как только не объясняют себе каждую их строчку студенты, чего только не вкладывают в стихи, ставшие песней, исполнители! А как поняли их вы?

Заслушивается выступление 1 группы (чтение стихотворения, представление схемы  и комментария)

Учитель (после выступления 1 группы):

Только одно стихотворение, только одна песня. А как много её исполнителей вы нашли. Прослушали всех и выбрали три лучших, по-вашему мнению, варианта её подачи, будоражащих душу.

Исполнение Н.Баскова – благородное, вдохновенное, после которого особенно искренне прозвучали бы слова Николая Рубцова: «Поверьте мне: я чист душою».  Я думаю, что академическому певцу Н.Баскову, которого, к сожалению, вы знаете только по далеко не всегда достойным его голоса эстрадным песням, вы поверили бы, повтори певец вслед за поэтом эту рубцовскую просьбу.

Заслушивается выступление 2 группы (комментарии)

Учитель (после выступления 2 группы):

-Почему исполнение известной певицы Рады Рай вызвало у вас ассоциацию с колыбельной песней? Наверное, потому что прозвучала «Горница» в её исполнении по-матерински тепло, трогательно и нежно. Так сердечно обращаются к детям только матери. Вы правильно решили, что стихи навеяны добрым-добрым сном поэта о раннем детстве, когда очень хочется быть самым лучшим для единственно дорогого на свете человека – матери:

…Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

Как может быть иначе, если снится матушка?

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день…

Разве можно хоть кому-то распутать то, что так запутано? Многие колыбельные песни предостерегают детей от возможных ошибок, дарят веру в лучшее, ведь поют детям матери.

Заслушивается выступление 1 группы  ( комментарий)

Учитель (после выступления 3 группы):

-Я согласна с вами. В исполнении прекрасного мужского хора  Михаила Турецкого это не просто песня. Это горячая молитва Богу о прощении за то, что всё в жизни сложилось не так, как надо. Это обещание самому Богу исправить  все ошибки, чтобы иметь надежду встреться, хотя бы на небесах, с любимой матерью, заслужившей своей трудной судьбой и любовью к сыновьям, жизнь райскую. Хор Турецкого вызывает высветленное чувство тоски по поэту…Всем лучшим в собственной жизни поэта была мать в «золотой дымке» детских воспоминаний о ней. Он слишком рано оказался в детском доме, лишившись в сороковых грозовых сначала отца, а потом и её. Помнил глаза, руки, слова, улыбку матери – солдатской вдовы, е        ё доброту и её нежную материнскую любовь:

Всегда заботой матери храним

От колыбельных дней и до конца,

Взрослеет сын, и борется и дышит!

Так почему за именем своим

Он пишет имя гордого отца,

А имя доброй матери не пишет!..

Не знаком вопроса заканчивается стихотворение. Знаком восклицания – упрёка всем сыновьям сразу. «Ночами часто предаюсь воспоминаниям», - признавался он близки людям. Так, может быть, отсюда самое исповедальное его стихотворение:

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…?

IV.  Межгрупповая социализация.

Прослушивание аудиозаписи песни в исполнении автора Н.Рубцова.

- Почему к такому исполнению трудно привыкнуть сразу? (Слишком незамысловата мелодия, слишком она не похожа на то, что мы привыкли слышать обычно. "Простонародный" характер рубцовского исполнения, с одноообразной мелодией, почти без проигрышей и аранжировки, больше схож с фольклорными страданиями либо с лирической фольклорной песней. Однако чем больше слушаешь этот вариант, тем более его понимаешь. Главной особенностью авторского исполнения является то, что "красивая" мелодия (как в случае с мелодией Морозова) не затемняет текст, не делает его второстепенным по отношению к музыке, а, напротив, только к нему приковывает внимание.)

-Почему это стихотворение называют «визитной карточкой» поэта? (Поражает сокровенный характер этого стихотворения. Лирический герой распахивает свою душу перед читателем, показывает «незатейливость» своего внутреннего мира. Но вместе с тем за этой незамысловатостью встают глубинные истоки русского национального характера. Те маленькие заботы и радости,  которые наполняют жизнь «простого» человека, говорят о его душевной чистоте и гармонии).

IV. Самоконструкция

Из записей в ходе групповой работы в мастерской:

  1. Выберите слово или словосочетание, особенно важное для вас, для понимания содержания стихотворения  и подчеркните.
  2. Обведите в кружок самое важное для вас.
  3. Выпишите с большой буквы посреди строки и оформите любым пунктуационным знаком из ряда, предложенного на доске: ! . ? … .
  4. На полученную тему напишите текст (сочинение-миниатюру) (15-20 мин.)
  5. Тексты читаются вслух (по желанию)

Учитель:

-На нашем уроке прозвучала одна и та же песня, а казалось, что пролетело их над нами много и что наблюдали мы печальный  полет рубцовских журавлей.

Говорят, что сам Николай Рубцов всегда читал со слезами есенинское «Письмо к матери». Не мудрено. Оно звучало в нем под оркестр чувств души. Тема души – главная тема его по-настоящему русских стихов. Под оркестр чувств души Рубцова звучало, я уверена, для вас все на этом уроке. Еще раз обратите внимание на эпиграф к уроку.

V. Рефлексия.

- Какие чувства вы испытали, работая сегодня на уроке?

- О чем пришлось задуматься?

-Что было трудно?

- Какие моменты урока-мастерской  особенно запомнились?

(из ответов обучающихся: Н.Рубцов – настоящий философ, его стихотворения – настоящие загадки, интересно, что сходные мысли и мотивы можно увидеть в стихотворениях разных эпох; не думали, что стихотворения так трудны по сравнению с теми, что изучали ранее…)

Учитель:

Я думаю, ваши взаимоотношения  с Н.Рубцовым будут близкие, дружеские, прямые, как  поэт Бродский, судьба которого тоже связана с Архангельским Севером,  определил их в Нобелевской лекции: «Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения». 

VI. Домашнее задание:

Прочитать несколько стихотворений Н. Рубцова в разные периоды. Напишите небольшое эссе на одну из тем «Мои взаимоотношения с  Рубцовым»,  «А все-таки жаль, что нельзя с Николаем Михайловичем…», «Приезжаю к Рубцову  в Тотьму…».  

По желанию,  создать иллюстрации к стихотворении.

Использованные информационные источники

  1. Рубцов Н.М. Сочинения. – М.: Российский писатель, 2006. 
  2. "С душою светлою, как луч...": из наблюдений над лирикой Николая Рубцова // Литература в школе. – 2006. – № 2. – С. 9-14
  3. Терешкина Д.Б., Дерябина Е. П. «Зачем матушка шла за водой ночью, или Опыт филологического соревнования»// «Время открытий» Научно-популярный журнал, №(16)756, апрель 2008
  4. Чернова А. Фольклорная идеальность мира в стихотворении Н.Рубцова «В горнице», https://www.proza.ru/2015/03/08/2065

Иллюстрации к стихотворению Н.Рубцова «В горнице моей…»

C:\Users\Администратор\Pictures\к статье о Рубцове\IMG_0001.jpg

C:\Users\Администратор\Pictures\к статье о Рубцове\I.jpgC:\Users\Администратор\Pictures\к статье о Рубцове\для МА Булгаковой\IMG_0001.jpgC:\Users\Администратор\Pictures\к статье о Рубцове\для МА Булгаковой\IMG_1.jpgC:\Users\Администратор\Pictures\к статье о Рубцове\I.jpgC:\Users\Администратор\Pictures\к статье о Рубцове\для МА Булгаковой\Iт.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....

Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова....

конспект урока литературы по творчеству Л.Н. Толстого в 5 классе

Урок по теме "Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".Обучению анализу эпического текста....

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...

Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....