Конспект урока по русскому языку для 6 кл. на тему "Не с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Буянова Ирина Викторовна

Современный урок по требованиям ФГОС с использованием групповых форм работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_prilagat._1_urok_6_kl.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание НЕ с именами прилагательными.

                     Урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты: учащиеся  усваивают правило написания НЕ с именами прилагательными,  осознают условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с именами прилагательными;  применяют  правило написания НЕ с именами прилагательными на письме, используя просмотровое чтение, выделяют в учебно-научном тексте новую информацию, образуют прилагательные при помощи приставки НЕ, производят синонимичную замену; овладевают навыками самостоятельной работы.

Оборудование: учебник для 6 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др., карточки для работы в парах постоянного состава.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Тема сегодняшнего урока важна тем, что она является частью одного большого правила правописания НЕ со словами. От того, насколько прочно вы овладеете навыком правописания НЕ с именами прилагательными, во многом зависит то, насколько легко вам будет овладеть навыками правописания наречий.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Вы должны были к сегодняшнему уроку повторить правило правописания НЕ с именами существительными. На доске записаны слова и словосочетания:

такая (не)лепость

говорил (не)правду

 (не)верность в дружбе

осеннее (не)настье

выразил (не)доверие

(не)приятель, а просто знакомый

Раскройте скобки и объясните правописание подчеркнутых слов.

(Задание выполняется устно: дети объясняют правописание существительных с НЕ.

Слова нелепость, ненастье без НЕ не употребляются; слова неправду (ложь), неверность (измена) можно заменить синонимами; слово недоверие можно заменить синонимичным выражением отсутствие доверия – это слитное написание НЕ с существительными; в последнем примере есть противопоставление, поэтому НЕ пишется раздельно – не приятель, а просто знакомый.)

- Расскажите правило правописания НЕ с именами существительными.

(Рассказывают правило)

III.Подготовка к изучению новой темы.

- Можно ли от существительных, с которыми мы сейчас работали, образовать имена прилагательные? Образуйте их.

(Можно, получатся такие слова: нелепый, неправдивый, неверный, ненастный, недоверчивый; не приятельский, а враждебный.)

- Посмотрите еще раз на тему нашего урока. Чему мы должны научиться сегодня?

(Узнать правило правописания НЕ с именами прилагательными, научиться применять его на письме)

IV. Изучение нового материала и первичное закрепление. Работа в парах постоянного состава.

- Откройте учебники на с. 25. У каждого из вас на столе карточка для работы в паре. Выполняйте задания по порядку.

(См. Приложение 1)

Карточка 1

  1. Теория и примеры.

Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить правило.

  1. Прочитайте текст на карточке № 2.  (См. Приложение 2) Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.

    Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг.

      В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.

(Замечают, что раздельное написание сопровождается противопоставлением с союзом а, прилагательные непривычное и неблизок можно заменить синонимами. Трудно будет объяснить написание прилагательного не спокойное.)

Прочитайте правило на с. 25 друг другу.

  1. Ответьте друг другу на вопросы о слитном и раздельном написании НЕ с именами прилагательными по плану. В случае затруднения ответ прочитайте в учебнике.

План

- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?

- Назовите, в каких случаях надо писать НЕ с прилагательными раздельно.

  1. Составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста (Карточка №2)

Слитно

Раздельно

  1. слово без НЕ не употребляется:

неведомый

  1. можно заменить  синонимом без НЕ:

непривычное

неблизок 

  1. есть противопоставление с союзом А:

не поверхностной, а глубокой

  1. к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не:

отнюдь не спокойное

                               

  1.  Дайте друг другу по очереди связный ответ о правописании НЕ с прилагательными. Оценку за рассказ поставьте на полях.

(Рассказывают друг другу правило из параграфа 62.)

  1. Упражнения.

Выполните  упражнения (все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково)

  1. Выполните упражнение 355 по заданию учебника вместе.

(Записывают слова с приставкой НЕ и подбирают к ним синонимы без НЕ, обозначают приставку:

Невнимательный – рассеянный, неаккуратность – отсутствие аккуратности, несерьезный – легкомысленный, неглубокий – мелкий, неширокий – узкий, невысокий – низкий, нездоровый – больной, невежливый – грубый, несмелый – робкий, нездоров – болен, неумен – глуп, нездоровье – болезнь.)

К какому разряду относятся прилагательные, от которых не образуются прилагательные с приставкой НЕ?

(Это относительные (вечерний, кожаный, соломенный, лунный) и притяжательные (заячий, дядин) прилагательные)

  1. Выполните упражнение 356 по заданию учебника с поочередным комментированием, пользуясь алгоритмом рассуждения на с. 25-26.

(Комментируют поочереди по одному словосочетанию.

                                     (Не)ожиданное известие. Прилагательное без НЕ не употребляется,  

                                       значит, неожиданное надо писать слитно. Далеко (не)удачный

                                      ответ. К прилагательному относится слово далеко, следовательно,

                                      надо писать далеко не удачный раздельно и т. д.)    

  1. Выполните упражнение 357 по заданию учебника каждый

самостоятельно, затем проверьте друг у друга, исправьте ошибки. При затруднении справьтесь у учителя.

                                       ( Списывают предложения, обозначают условия выбора слитного и

                                        раздельного написания НЕ с прилагательными)

V. Подведение итогов урока.

1. - Вы проработали правописание НЕ с именами прилагательными.

Возьмите карточку № 3.  (СМ. Приложение 3) Помогите мне записанные в ней прилагательные поместить в нужную колонку, аргументируйте свой выбор.

Карточка № 3

(Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.

На доске прикреплены слова  

СЛИТНО                                                                            РАЗДЕЛЬНО

Дети объясняют, почему прилагательные из карточки необходимо писать слитно или раздельно, а учитель напечатанные на листочках данные прилагательные прикрепляет в нужную колонку:

СЛИТНО                                                                      РАЗДЕЛЬНО

  неглубокий                                                                  не яркий, а…

  нечуток                                                                        далеко не главный

  нетяжелый                                                                    вовсе  не интересный

  невежественный

2. Рефлексия.

- Используя прилагательные с НЕ, оцените свою работу предложением

Работа на сегодняшнем уроке была для меня не…   (нетрудной; не легкой, а.. )

Тема сегодняшнего урока мне показалась (или была для меня) не… (не трудной, а легкой и т. п.)

3.Домашнее задание.

Дома вы выучите правило на с. 25, выполните упражнение 359, расставите знаки препинания, графически обозначите условия выбора изученной орфограммы.

Приложение 1

Карточка 1

  1. Теория и примеры.

Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить правило.

1. Прочитайте текст на карточке № 2.   Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.

2. Прочитайте правило на с. 25 друг другу.

3. Ответьте друг другу на вопросы о слитном и раздельном написании НЕ с именами прилагательными по плану. В случае затруднения ответ прочитайте в учебнике.

План

- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?

- Назовите, в каких случаях надо писать НЕ с прилагательными раздельно.

4. Составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста (Карточка №2)

Слитно

Раздельно

 1.

2.

1.

2.

                               

  1.  Дайте друг другу по очереди связный ответ о правописании НЕ с прилагательными. Оценку за рассказ поставьте на полях.
  1. Упражнения.

Выполните  упражнения (все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково)

  1. Выполните упражнение 355 по заданию учебника вместе.

К какому разряду относятся прилагательные, от которых не образуются прилагательные с приставкой НЕ?

  1. Выполните упражнение 356 по заданию учебника с поочередным комментированием, пользуясь алгоритмом рассуждения на с. 25-26.
  2. Выполните упражнение 357 по заданию учебника каждый

самостоятельно, затем проверьте друг у друга, исправьте ошибки. При затруднении справьтесь у учителя.

Закончив выполнять задания, поднимите руку.

Приложение 2

Карточка 2

Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.

    Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг.

      В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.

Приложение 3

Карточка 3

(Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.

Слитно

Раздельно

 

  неглубокий                                                                  

не яркий, а…

 

нечуток                                                                        

далеко не главный

 

нетяжелый                                                                    

вовсе  не интересный

  невежественный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...

Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)

2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...

конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие"

Методическая разработка  включает конспект урока + презентацию...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...