Конспект урока по русскому языку для 6 кл. на тему "Не с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Современный урок по требованиям ФГОС с использованием групповых форм работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_prilagat._1_urok_6_kl.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание НЕ с именами прилагательными.
Урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты: учащиеся усваивают правило написания НЕ с именами прилагательными, осознают условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с именами прилагательными; применяют правило написания НЕ с именами прилагательными на письме, используя просмотровое чтение, выделяют в учебно-научном тексте новую информацию, образуют прилагательные при помощи приставки НЕ, производят синонимичную замену; овладевают навыками самостоятельной работы.
Оборудование: учебник для 6 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др., карточки для работы в парах постоянного состава.
Ход урока
- Организационный момент.
- Тема сегодняшнего урока важна тем, что она является частью одного большого правила правописания НЕ со словами. От того, насколько прочно вы овладеете навыком правописания НЕ с именами прилагательными, во многом зависит то, насколько легко вам будет овладеть навыками правописания наречий.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Вы должны были к сегодняшнему уроку повторить правило правописания НЕ с именами существительными. На доске записаны слова и словосочетания:
такая (не)лепость
говорил (не)правду
(не)верность в дружбе
осеннее (не)настье
выразил (не)доверие
(не)приятель, а просто знакомый
Раскройте скобки и объясните правописание подчеркнутых слов.
(Задание выполняется устно: дети объясняют правописание существительных с НЕ.
Слова нелепость, ненастье без НЕ не употребляются; слова неправду (ложь), неверность (измена) можно заменить синонимами; слово недоверие можно заменить синонимичным выражением отсутствие доверия – это слитное написание НЕ с существительными; в последнем примере есть противопоставление, поэтому НЕ пишется раздельно – не приятель, а просто знакомый.)
- Расскажите правило правописания НЕ с именами существительными.
(Рассказывают правило)
III.Подготовка к изучению новой темы.
- Можно ли от существительных, с которыми мы сейчас работали, образовать имена прилагательные? Образуйте их.
(Можно, получатся такие слова: нелепый, неправдивый, неверный, ненастный, недоверчивый; не приятельский, а враждебный.)
- Посмотрите еще раз на тему нашего урока. Чему мы должны научиться сегодня?
(Узнать правило правописания НЕ с именами прилагательными, научиться применять его на письме)
IV. Изучение нового материала и первичное закрепление. Работа в парах постоянного состава.
- Откройте учебники на с. 25. У каждого из вас на столе карточка для работы в паре. Выполняйте задания по порядку.
(См. Приложение 1)
Карточка 1
- Теория и примеры.
Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить правило.
- Прочитайте текст на карточке № 2. (См. Приложение 2) Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.
Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг.
В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.
(Замечают, что раздельное написание сопровождается противопоставлением с союзом а, прилагательные непривычное и неблизок можно заменить синонимами. Трудно будет объяснить написание прилагательного не спокойное.)
Прочитайте правило на с. 25 друг другу.
- Ответьте друг другу на вопросы о слитном и раздельном написании НЕ с именами прилагательными по плану. В случае затруднения ответ прочитайте в учебнике.
План
- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?
- Назовите, в каких случаях надо писать НЕ с прилагательными раздельно.
- Составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста (Карточка №2)
Слитно | Раздельно |
неведомый
непривычное неблизок |
не поверхностной, а глубокой
отнюдь не спокойное |
- Дайте друг другу по очереди связный ответ о правописании НЕ с прилагательными. Оценку за рассказ поставьте на полях.
(Рассказывают друг другу правило из параграфа 62.)
- Упражнения.
Выполните упражнения (все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково)
- Выполните упражнение 355 по заданию учебника вместе.
(Записывают слова с приставкой НЕ и подбирают к ним синонимы без НЕ, обозначают приставку:
Невнимательный – рассеянный, неаккуратность – отсутствие аккуратности, несерьезный – легкомысленный, неглубокий – мелкий, неширокий – узкий, невысокий – низкий, нездоровый – больной, невежливый – грубый, несмелый – робкий, нездоров – болен, неумен – глуп, нездоровье – болезнь.)
К какому разряду относятся прилагательные, от которых не образуются прилагательные с приставкой НЕ?
(Это относительные (вечерний, кожаный, соломенный, лунный) и притяжательные (заячий, дядин) прилагательные)
- Выполните упражнение 356 по заданию учебника с поочередным комментированием, пользуясь алгоритмом рассуждения на с. 25-26.
(Комментируют поочереди по одному словосочетанию.
(Не)ожиданное известие. Прилагательное без НЕ не употребляется,
значит, неожиданное надо писать слитно. Далеко (не)удачный
ответ. К прилагательному относится слово далеко, следовательно,
надо писать далеко не удачный раздельно и т. д.)
- Выполните упражнение 357 по заданию учебника каждый
самостоятельно, затем проверьте друг у друга, исправьте ошибки. При затруднении справьтесь у учителя.
( Списывают предложения, обозначают условия выбора слитного и
раздельного написания НЕ с прилагательными)
V. Подведение итогов урока.
1. - Вы проработали правописание НЕ с именами прилагательными.
Возьмите карточку № 3. (СМ. Приложение 3) Помогите мне записанные в ней прилагательные поместить в нужную колонку, аргументируйте свой выбор.
Карточка № 3
(Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.
На доске прикреплены слова
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
Дети объясняют, почему прилагательные из карточки необходимо писать слитно или раздельно, а учитель напечатанные на листочках данные прилагательные прикрепляет в нужную колонку:
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
неглубокий не яркий, а…
нечуток далеко не главный
нетяжелый вовсе не интересный
невежественный
2. Рефлексия.
- Используя прилагательные с НЕ, оцените свою работу предложением
Работа на сегодняшнем уроке была для меня не… (нетрудной; не легкой, а.. )
Тема сегодняшнего урока мне показалась (или была для меня) не… (не трудной, а легкой и т. п.)
3.Домашнее задание.
Дома вы выучите правило на с. 25, выполните упражнение 359, расставите знаки препинания, графически обозначите условия выбора изученной орфограммы.
Приложение 1
Карточка 1
- Теория и примеры.
Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить правило.
1. Прочитайте текст на карточке № 2. Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.
2. Прочитайте правило на с. 25 друг другу.
3. Ответьте друг другу на вопросы о слитном и раздельном написании НЕ с именами прилагательными по плану. В случае затруднения ответ прочитайте в учебнике.
План
- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?
- Назовите, в каких случаях надо писать НЕ с прилагательными раздельно.
4. Составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста (Карточка №2)
Слитно | Раздельно |
1. 2. | 1. 2. |
- Дайте друг другу по очереди связный ответ о правописании НЕ с прилагательными. Оценку за рассказ поставьте на полях.
- Упражнения.
Выполните упражнения (все письменные задания у вашей пары должны быть выполнены одинаково)
- Выполните упражнение 355 по заданию учебника вместе.
К какому разряду относятся прилагательные, от которых не образуются прилагательные с приставкой НЕ?
- Выполните упражнение 356 по заданию учебника с поочередным комментированием, пользуясь алгоритмом рассуждения на с. 25-26.
- Выполните упражнение 357 по заданию учебника каждый
самостоятельно, затем проверьте друг у друга, исправьте ошибки. При затруднении справьтесь у учителя.
Закончив выполнять задания, поднимите руку.
Приложение 2
Карточка 2
Обратите внимание на выделенные прилагательные. Подумайте и попробуйте объяснить, почему одни из них пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно.
Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг.
В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.
Приложение 3
Карточка 3
(Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.
Слитно
Раздельно
неглубокий
не яркий, а…
нечуток
далеко не главный
нетяжелый
вовсе не интересный
невежественный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"
Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...
Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)
2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...
конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"
вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...
Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие"
Методическая разработка включает конспект урока + презентацию...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...