Анализ ШМО
материал по русскому языку на тему

Царева Анна Леонидовна

ШМО гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МО126.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бяковская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МС

Протокол №___

«»_______2017 г.

Руководитель МС

_______/Моисеенко А. Л./

«Утверждаю»

Директор школы

_________Андреева Э. А.

Приказ №____от «___»________2017г.


План

работы школьного методического объединения

учителей гуманитарного цикла

на 2017 – 2018 учебный год



Руководитель МО Моисеенко А. Л.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/07/03/s_595a069b1b1b9/656525_1.jpeg
с. Бяково, 2017 г.

Содержание

Анализ

работы МО учителей гуманитарного цикла

МБОУ «Бяковская ООШ»

за 2016/2017 учебный год

В 2016/2017 учебном году в методическом объединении гуманитарного цикла работало 2 учителя-предметника гуманитарного цикла:

Полеготченков А. С.– учитель истории обществознания;

Моисеенко А. Л. - учитель русского языка и литературы.

а) на соответствие занимаемой должности - учитель русского языка и литературы Моисеенко А. Л.

б) молодой специалист – учитель истории и обществознания Полеготченков А. С.

    В этом учебном году учителя методического объединения прошли курсы повышения квалификации в рамках реализации основных направлений ФГОС:

1. «Содержание и практические механизмы реализации ФГОС основного общего образования при преподавании ОРКиСЭ и ОДНКНР» -  Моисеенко Анна Леонидовна

2. «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в современных условиях» - Моисеенко Анна Леонидовна

3. «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в современных условиях» - Полеготченков Александр Сергеевич

4. «Содержание и практические механизмы реализации ФГОС основного общего образования при преподавании русского языка и литературы» -  Моисеенко Анна Леонидовна

Методическая тема МО: «Системно-деятельностный подход в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС.».

     Учителя работают по рабочим программам, за основу которых взяты программы Министерства образования для общеобразовательной школы. Реализация целей и задач МО осуществляется согласно требованиям государственных программ, ведётся на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней и направлена на защиту прав и интересов обучаемых. В течение 1 полугодия   работа МО проводилась в соответствии с планом работы МО. Поставленные задачи имеют общую цель: создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении по предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС.

Задачами МО являются следующие:

  1. Повышение мастерства и квалификации учителей-предметников гуманитарного цикла в соответствии со стандартами нового поколения
  2. Проведение нестандартных уроков с использованием современных технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
  3. Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения воспитания и развития школьников.
  4. Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
  5. Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет сообществах, использование современных технологий.
  6. Организация системной подготовки к ОГЭ по предмету гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования, при подготовки обущающихся к итоговой аттестации в форме сочинения и изложения ОГЭ.
  7. Изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС.

    Не вызывает сомнения тот факт, что в современном, быстро меняющемся мире учитель должен идти в ногу со временем, постоянно повышая свою квалификацию, находясь в курсе происходящих изменений.

          Каждый учитель методического объединения в течение года работал над своей методической темой, которая перекликалась с методической темой школы.

За отчетный период были проведены заседания МО учителей гуманитарного цикла, согласно плана работы ШМО гуманитарного цикла. (подробно см. протоколы ШМО)

      В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков (декада преемственности (осень, весна), методические недели). Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.

     Результат взаимопосещения уроков в рамках декады преемственности, методической недели показал хорошую степень эффективного использования учителями - предметниками современных образовательных технологий, дифференцированного подхода в обучении и оценке результатов деятельности учащихся.

      По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:

- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными учащимися);

- разнообразить формы уроков;

- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ - технологии).

- использовать элементы ФГОС при проведении уроков

    Также членами МО были подведены итоги участия педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня и отмечены достижения учащихся и учителей. Учитель истории и обществознания в период 1 по 3 февраля участвовал в районном этапе конкурса «Учитель года» и стал лауреатом 2 степени.

   В течение учебного года члены МО систематически повышали свой профессиональный уровень по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе. С целью распространения собственного педагогического опыта члены МО пополняли методическую копилку персональных сайтов, сайт МБОУ «Бяковская ООШ», участвовали в различных интернет проектах и интернет - конкурсах педагогического мастерства. Участвовали в онлайн -вебинарах и семинарах, на различные темы.

                 С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в районном туре предметных олимпиад. Учителя – предметники способствуют мотивации каждого обучающегося через различные интернет – олимпиады. В 2017 г. учащиеся МБОУ «Бяковская ООШ» с 5 по 9 класс приняли участие в ОРФО-9 (ОРФО-Эверест) по русскому языку, а также в олимпиаде «Солнечный зайчик», где стали победителями.

          Учитель русского языка и литературы Моисеенко А.Л. является руководителем кружка «Выразительное чтение» члены кружка принимают участие в районных конкурсах разного уровня, в конкурсе чтецов на тему «Родина», в смотре художественной самодеятельности, посвященному году -Экологии  в России, на этом конкурсе Годунова А. (4 кл.) стала лауреатом 3 степени. Полеготченков А. С. Является руководителем кружка «Юный краевед», также участники участвовали в различных конкурсах района.

    В 2016/2017 уч.г. согласно совместного плана работы ШМО и годового плана работы школы была проведена неделя гуманитарного цикла (февраль 2017г.). В рамках недели были проведены следующие мероприятия, с целью выявления одаренных детей и повышения мотивации обучающихся, привития культурных навыков общения среди обучающихся.

  1. Тематическая линейка (открытие недели)
  2. Литературная гостиная «Наполним музыкою встречу!»
  3. Конкурс выразительного чтения (конкурс стихотворений)
  4. Литературные газеты
  5. Общешкольная линейка подведения итогов, награждения участников.

  Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.

    Учителями-предметниками ведется планомерная работа по подготовке обучающихся 9 класса к ГИА. В этом учебном году русский язык сдают 7 выпускников, обществознание – 5. В течении года учителя помимо учебной нагрузки, вели дополнительные занятия по подготовки к ГИА, бы проведены пробные экзамены по предметам (подробно см. справку). Тревогу вызывают Будачева Д. и Шакин Е., так как в течении года эти обучающиеся недобросовестно относились к подготовке, пропускали уроки и дополнительные занятия по неуважительным причинам.

    Итоговые контрольные работы по предметам гуманитарного цикла написаны в полном объеме (подробно см. анализы к/р).

     Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки.

   Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;

- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;

- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;

- участвовать в подготовке и проведении семинаров на район с целью обмена опытом;

- усилить работу по подготовке обучающихся к ГИА;

- усилить работу с родителями выпускников 9 класса;

- усилить работу с одаренными и слабоуспевающими детьми;

Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:

  • увеличение числа учащихся – участников олимпиад разного уровня (в том числе интернет – олимпиады);
  • сохранение положительной мотивации учащихся;
  • использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся;
  • методические умения педагогов по применению инновационных технологий.

  Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.

  Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.

  Работу учителей в 2016-2017 учебном году признать удовлетворительной.

    Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:

1. Организация работы с «сильными учениками»;

2. Подготовка учащихся к олимпиадам;

3. Продолжить процесс самообразования;

4. Активное использование инновационных технологий;

5. На практическую направленность уроков начинающих педагогов, на развитие речи обучающихся, на более продуктивную работу с одаренными детьми;

6. Недостаточная ориентация молодых специалистов в новых методах и приемах обучения;

7. Активное распространение педагогического опыта учителей гуманитарного цикла

8. Повышение качества знаний, обучающихся;

   Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что педагоги творчески решают вопросы воспитания, развития, обучения детей. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога школы.

  С целью повышения профессионального уровня педагогов в преподавании гуманитарных предметов, через совершенствование форм и методов работы, активизации работы с учащимися, мотивированными на учёбу, соблюдения преемственности между учителями основного звена и учителями начальных классов, повышения качества знаний учащихся,   выполнения требований к проведению современного урока в условиях введения ФГОС второго поколения  в 2017/2018 учебном году на заседаниях МО рассмотреть следующие вопросы:

  1. Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
  2. Обучение в сотрудничестве (работа в группах, парах). Организация рефлексии на уроках.
  3. Более тесное взаимодействие учителей гуманитарного цикла.

Руководитель методического объединения

гуманитарного цикла                                                         А. Л. Моисеенко

Сведения об учителях, входящих в МО гуманитарного цикла:

Моисеенко Анна Леонидовна- руковитель школьного методического объединения, учитель русского языка и литературы

Полеготченков Александр Сергеевич – учитель общественных дисциплин

Банк данных об учителях МО гуманитарного цикла 2017 – 2018 учебный год

ФИО учителя

Дата рождения

Должность

Категория

Образование

Стаж работы

Стаж педагогический

Год повышения квалификации

1.Моисеенко Анна Леонидовна

18.01.

1992

Учитель русского языка и литературы

Высшее

БГУ

2015

5

5

2017

2.Полеготченков Александр Сергеевич

29.10.

1992

Учитель общественных дисциплин

Высшее

ФГБОУ ВПО

2014

2

2

2017







ПЛАН РАБОТЫ

школьного методического объединения

учителей гуманитарного цикла

на 2017-2018 учебный год.

Методическая тема ШМО учителей гуманитарного цикла:

«Освоение адаптивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении с целью повышения методической компетентности учителя в условиях перехода основного звена обучения на ФГОС ООО».

Цель школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла: Формирование профессиональной компетентности педагога, его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг через освоение современных образовательных технологий и системно – деятельностного подхода в обучении

Задачи:

  • Совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность и направленность на сохранение здоровья учащихся и формирование жизненных компетенций.
  • Развивать профессиональную компетентность учителей через активное участие в работе ШМО, РМО, практических семинаров, педагогических конкурсов.
  • Совершенствовать работу учителей МО с разными категориями учащихся на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов;
  • Продолжать работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания.
  • Организация системной подготовки к ОГЭ по русскому языку, обществознанию, истории.
  • Повышать результативность работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии и технологии обучения, воспитания;





Заседания МО учителей гуманитарного цикла

Заседание №1

Сроки

Тема

Мероприятия

Ответственные

август

Тема:

«Планирование и организация методической работы учителей МО гуманитарного цикла 2017-2018 учебный год»

«

1.Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год

2.Анализ результатов ОГЭ за 2016-2017 учебный год.

3. Рассмотрение рабочих программ учителей – предметников.

4.Планирование работы по самообразованию учителей.

5.Обсуждение графиков открытых уроков и предметных недель.

Руководитель МО.

Учителя-предметники

Учителя-предметники

Заседание №2

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Ответственные

сентябрь

«ФГОС второго поколения в контексте государственной образовательной политики в сфере образования».

1.Анализ структуры и содержания ФГОС ООО.

2.Осмысление требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы по предмету.

3.Обсуждение единого орфографического режима.

4. Планирование подготовки к ОГЭ в 9 классе

5. Анализ результатов вводного контроля по предметам гуманитарного цикла. (русский язык).

5.Подготовка к школьным и районным олимпиадам.

6.Преемственность в обучении учащихся 5-х классов при переходе из начального в среднее звено.

Руководитель МО

Учителя-предметники.

Учителя-предметники.

Руководитель МО.

Учителя-предметники.

Руководитель МО.

Заседание №3

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Ответственные

ноябрь

«Системно-деятельностный подход на уроках гуманитарного цикла»

1.Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе:

- Ключевые позиции современного урока

- Отличие современного урока от традиционного

- Структура педагогического процесса на уроке

- Деятельность учителя при разработке и проведении урока

- Деятельность учащихся на уроке

- Учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребенка проблемную ситуацию

- Основные подходы к анализу урока;

2.Проблема повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС ООО.

3. Анализ результатов школьного этапа олимпиад.

4. Участие учителей МО в профессиональных конкурсах.

5. Подготовка к пробным экзаменам по предметам обязательным и по выборку

Руководитель МО.

Учителя-предметники.

Учителя-предметники

Учителя-предметники.

Учителя-предметники

Заседание №4

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Ответственные

февраль

«Формы использования инновационных технологий в рамках нового стандарта»

1.Использование личностно-ориентируемых педагогических технологий в условиях ФГОС ООО.

2.Технология и техника проведения ОГЭ  по русскому языку, истории, обществознанию,

3. Обсуждение взаимопосещённых уроков по методической теме МО.

3. Анализ результатов районных олимпиад по предметам и предметных конкурсов.

Учителя-предметники.

Учителя-предметники.

Учителя-предметники.

Заседание №5

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Ответственные

май

«Подведение итогов работы и планирование работы МО на 2018-2019 уч. год»

1.Презентация опыта, методов, находок, идей. Представление материалов, наработанных по темам самообразования.

1. Подведение итогов работы МО.

5. Обсуждение плана работы и задач МО на 2018-2019 учебный год.

2.Анализ результатов итоговых контрольных работ.

3.Подготовка выпускников к проведению ОГЭ .

4.Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2018-2019 учебный год

5. Обсуждение плана работы и задач МО на 2018-2019 учебный год.

Учителя-предметники.

Организационно-методическая деятельность

Информативная деятельность

  1. Формирование банка данных педагогической информации (методический материал).
  2. Разработка сценариев по внеклассной работе.
  3. Разработка олимпиадных материалов.
  4. Формирование портфолио.
  5. Пополнение методическим материалом персональных сайтов учителей МО гуманитарного цикла и сайта школы.

Аналитическая деятельность

  1. Проверка обеспечения учебниками обучающихся школы.
  2. ИКТ компетентность.
  3. Анализ использования учебного оборудования в педагогической деятельности учителей МО гуманитарного цикла.
  4. Анализ участия в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней и направлений в рамках предметов гуманитарного цикла.
  5. Анализ результатов пробных и выпускных экзаменов в формате ОГЭ и по предметам гуманитарного цикла.
  6. Анализ состояния и результативности деятельности учителей гуманитарного цикла и МО в целом.
  7. Самоанализ педагогической деятельности.

Инструктивно-методическая деятельность

  1. Проверка документации о наличии и ведении тетрадей по истории, обществознанию, немецкому языку, русскому языку, литературе, музыке.
  2. Проверка состояния преподавания предметов гуманитарного цикла

Организация работы по формированию, изучению и обобщению передового опыта

№ п/п

Мероприятия по формированию опыта. Где можно найти передовой опыт?

Мероприятия по изучению опыта

Мероприятия по обобщению передового опыта

1

В ходе тематического внутришкольного контроля, при посещении уроков по определенной теме.

Анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование

Создание банка данных, содержащего сведения о передовом педагогическом опыте в сфере образования

2

Позитивные, стабильные результаты при анализе итогов учебного года.

Посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ

Педагогические находки (разработки занятий, сценарии мероприятий, творческие работы и др.)

3

В ходе аттестации учителя.

Изучение УМК учителя

Прогрессивные методики, новые технологии обучения и воспитания, авторские программы

4

Своя система педагогической работы.

Изучение рабочей документации (планов)

Выступления перед педагогами с целью поделиться своим педагогическим опытом на школьном уровне или на других уровнях

5

Планирование учителем своего опыта как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования

Проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта

Публикации своего опыта, размещение на сайте, рецензии


Участие в районных МО

Тема

Ответственные

1

Участие в районных методических объединениях по предметам гуманитарного цикла

Учителя-предметники

2

Обмен опытом и выступления на заседаниях районных методических объединениях

Учителя-предметники

3

Участие в районных олимпиадах

Учителя-предметники

4

Использование информационных компьютерных технологий на уроках предметов гуманитарного цикла

Учителя-предметники



16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Анализ диктанта схема анализа

Дана схема анализа. Это ускорит вашу работу...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...

Статья по методике математики Анализ УМК: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень)

Анализ УМК: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень)...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...