Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон").

1. Урок анализа эпизода.

2. Сочинение - анализ эпизода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_landyshem_i_opisanie_snezhnogo_zanosa-11kl.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ эпизода «Встреча Аксиньи с ландышем» (том IV ,  часть VII, глава I) из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».

 Цель:  раскрыть душевное состояние персонажа через описание картины природы.

Ход

  1.   Картины природы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»  предстают в образе могучей стихии, ведущей своё, независимое от человека существование,  и тем не менее тысячами невидимых нитей связанной с жизнью и судьбой казачества. Это проявляется в данных в романе пейзажных зарисовках и масштабных картинах природы, на фоне которой разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, по закону «психологического параллелизма» обнаруживающая неожиданные соответствия с процессами, происходящими в природе.

 2.    Примером может послужить эпизод из IV тома, VII части, I-ой главы романа «Тихий Дон»

 ( Внимательное чтение отрывка).

     По дороге обратно, в Вёшенскую, отойдя приличное расстояние от боевых траншей, когда звуки природы окончательно пересилили звуки войны, на открытой поляне присела Аксинья передохнуть. И вот в какой-то момент ей открылся мир «в его сокровенном звучании».

 3. Работа с отрывком:

  - Как вы понимаете это выражение? – Найдите строчки, подтверждающие ваши мысли. (Сокровенный – оригинальный, цельный, самостоятельный. Это мир, живущий своей таинственной жизнью, ничего от человека не требующий, ни в чём не обвиняющий. Вот чего так не хватало Аксинье: первородного покоя, возможности раствориться без остатка в волшебной гармонии природы!)

     -Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, с помощью которых можно подтвердить, что Аксинье стал понятен язык окружающего мира.

      Прислушиваясь к сокровенному звучанию мира, отыскала по томительному и сладостному аромату цветок ландыша.  

     - Как цветок помог героине открыть сущность человеческой жизни, истину бабьего века?  (Цветок как будто позвал её  из-под  куста. И не умом, а инстинктом, «шестым чувством», окончательно ещё не заглохшим, услышала Аксинья  его голос.  Пошарив рукой, нашла его, стала рассматривать. Оставаясь по-прежнему благоухающим и нежным, ландыш заметно поддался будущему увяданию. Аксинья стала перебирать маленькие беленькие чашечки, снизу уже сморщенные и почерневшие. Как в зеркале, увидела себя в ландыше Аксинья... Но сама – рассудком – не осознала этого. Лишь почему-то вспомнилась ей вся её жизнь…  А вспомнив, всплакнула горько: видно, стара стала, станет ли женщина смолоду лить слёзы  оттого, что сердце схватывает случайное воспоминание.)    

   4. - Как называется приём, используемый в данном эпизоде? (Этот приём называется «психологическим параллелизмом». Здесь налицо момент встречи реальной природы и человека, встречи, восстанавливающей тот древний контакт, связь между ними, что постепенно, с ходом веков утрачивалась человеком. Процессы, происходящие в природе и в человеке, в  данном случае – процессы увядания, суть одно, имеют общий источник. Но понимание этого отнюдь не умаляет человека, напротив, возвращая его в лоно природы, тем самым приобщает его к вечности и спокойствию, даёт душе чувство умиротворения).                               5. - Зачитайте конец эпизода. (Аксинья,  «осыпанная  призавядшими лепестками шиповника», заснула под кустом, уже не слыша стрельбы за Доном, отрешась от своих проблем).

6. Домашняя работа: Письменный анализ эпизода «Сцена снежного заноса» - III том, часть VI, глава 50.

                                                     Примечание.

Для сочинения – анализа эпизода – в помощь старшеклассникам может быть предложен стандартный план:

1. Вступление.

1.1. Что такое эпизод?

1.2. Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Основная часть.

2.1. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим.

2.2. Содержательная функция эпизода – раскрываются ли какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение; даётся представление о душевном состоянии персонажа; звучит прямая или косвенная авторская оценка события или персонажа; показан поворот во взаимоотношениях героев; выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.

2.3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.

2.4. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

3. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие эпизода.

Источник: 1. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: IV том, VII часть, I-ая глава.

2. М.А. Шолохов. Тихий Дон: Краткий пересказ. Анализ текста. Сочинения. 11 кл.: Справочное  пособ./ авт.-сост. М. Г. Павловец, Т. В Павловец. - М.: Дрофа, 1997.

                                                               Приложение.

                                                                  Сочинение

Анализ эпизода «Изображение снежного заноса» (Книга 3, часть 6, глава 50) по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

      Тема любви - одна из основных тем романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».  Шолохов пишет о чувствах и переживаниях главных героев, которых соединяла большая любовь, - Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой.

      Эпизод снежного заноса дан не случайно, потому что именно через него раскрывается психологическое состояние Аксиньи, которая  любит Григория всем сердцем, всем нутром.

     Судьба с детства не баловала Аксинью: безнравственный отец, ненавистный муж, отсутствие детей…  Всё это  тяжёлым камнем лежало на душе героини. Настоящая любовь пришла поздно, но была сопровождена таким сильным чувством, что заполнила душу Аксиньи без остатка, дала смысл жизни. Любовь этой женщины была настолько страстной, что «самый малый толчок»   мог разбередить её.

     Приём психологического параллелизма, используемый М. Шолоховым, помогает увидеть созвучия картин природы и  картин человеческой жизни: подобно тому, как снег, носимый ветром, образовывал «снежную громадину», так и чувства копились в душе героини, оседая в её измученном сердце, образуя ком. Когда чувства «стронуты», они, словно растаявший снежный занос, будут крушить всё на своём пути, настолько они сильны и неподдельны! Истинная сила такой любви в том, что только появление объекта, давшего такие великие чувства, в силах сдвинуть  этот ком. Если бы Аксинья не встретилась с Григорием, то «снежный ком»  любви  просто нарастал бы и нарастал, но мимолётная встреча с ним, ласковое: «Здравствуй, Аксинья дорогая!»  расшевелила чувства женщины. Придя домой, она долго разглядывала себя  в зеркальце, увидела седину в волосах, упала ничком на кровать и  заплакала « такими обильными, облегчающими и сладкими слезами, какими не плакала давным-давно».  Сердцем она уже знала, что  снова  встретится с Григорием (этим же вечером  они  впервые встретились после разрыва в Ягодном!).

     Данный эпизод небольшой по объёму, но ёмкий по содержанию: читая его, ясно представляешь  описываемую автором картину: «Зимою над крутобережным скатом  Обдонской горы … кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца - повиснет над обрывом снежная громадина».  Метафора « кружат, воют знобкие зимние ветры» и  метафорическое определение «кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли» созвучны чувствам героини: они такие же разрушительные, как снежная лавина, сокрушающая всё на своём пути. Имена существительные  «нанос», «пласты», «громадина», «порыв»  связаны не только с миром природы, но и помогают понять сущность любви: какие бы препятствия ни стояли на пути, они будут преодолены силой любви!  Много глаголов несовершенного вида настоящего времени - герои ещё не встретились, но уже готовы к встрече! Поздно вечером  они встретятся  и молча пойдут в степь.  «Григорий …чувствовал, как дрожит она, как  сильными, редкими толчками бьётся под кофтёнкой её сердце…»

     Действие  в главе 50 происходит летом, а любовь Аксиньи сравнивается со снежным заносом. Это не случайно, это нужно было М.А Шолохову для того, чтобы показать, как трудно человеку отказаться от любви, от самого себя…  

                                                                                                 Малинина Ольга, 11 класс, 2006 г.

Источник: Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: III том, часть VI, глава 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сочинение анализ эпизода"

Представлена пошаговая работа над сочинением-анализом эпизода в литературном произведении....

Материал для анализа худ-лит.приемов в романах Ч.Диккенса "Приключения Оливера Твиста" и "Дэвид Копперфильд"

Различение видов комического;Способ характеристики персонажей;Говорящие фамилии (с отсылкой к оригиналу);Выход на тему и идею романов....

Проект "Как написать сочинение "Анализ эпизода?"

Проект «Как написать сочинение «Анализ эпизода»? ссылка на сайт ГБОУ ДПО НИРО...

Чтение и анализ рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"

Учеников можно научить находить в тексте выразительные средства языка, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» учени...

Отдел по делам ГО и ЧС информирует! Как действовать при снежном заносе, метели, гололеде

Отдел по делам ГО и ЧС информирует!Как действовать при снежном заносе, метели, гололеде...

План сочинения-анализа эпизода

Для написания сочинений по литературе, требующих проанализировать сцену, отрывок, эпизод...