Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок спланирован в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

                                                                                                            Автор:   Марютина Наталия Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина

г.Ртищево Саратовской области»

Урок русского языка в 5 классе по теме

 «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Аннотация к уроку

Данный урок разработан для учащихся 5 класса при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения».  Занятие спланировано в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Тип урока: урок открытия новых знаний

Наглядные пособия и технические средства: ПК, презентация

Цель, планируемые результаты

Предметные : знать правило постановки двоеточия и тире при обобщающем слове при однородных членах предложения; уметь определять и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные : применение приобретенных знаний, умений, навыков; способность извлекать информацию из разных источников

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

І

Мотивация к учебной деятельности

1.Вступительное слово учителя

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку …(пять)

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретению знаний

ІІ

Актуализация и пробное учебное действие (7 мин.)

1.Проверка домашнего задания

1)Фронтальный опрос

А) Какие члены предложения называются однородными?

Б) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами?

2)Индивидуальная работа у доски (схемы предложений из домашнего задания, орфографическая работа)

3)Самопроверка

2.Повторение изученного

1)Составить  простое распространенное предложение , используя предложенные слова

(слайд презентации 2)

1ряд: дуб, береза, дерево, липа

2 ряд: стол, стул, мебель, шкаф

3 ряд: зима, времена года, лето, осень, весна

2)Проверка задания

Отвечают на вопросы, приводят примеры из домашнего задания, составляют предложения

2 ученика работают у доски

Проводят самооценку работы

Ученики работают в парах.

Составляют предложения, записывают в тетради и на доске

Дети рассказывают о своей работе, анализ, самоанализ работы

П3 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К1 Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Р4 Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Р8 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К6 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л11 Формирование границ собственного знания и «незнания».

ІІІ

Выявление места и этапа затруднения

(5 мин.)

1.Учитель выявляет причины затруднений (в случае их возникновения)

(слайд презентации №3)

1)Найдите «четвертое лишнее слово» в каждой группе

2)Почему эти слова лишние?

3)Могут ли остальные слова быть однородными членами предложения?

4)Как называется слово, которое обобщает все однородные члены предложения?

2.Формулирование темы урока, проблемы, цели

(запись на доске) Слайд №4

3.Составление таблицы

Что знаем

Что хотим знать

Ученики выполняют рекомендации учителя

Формулируют тему, проблему, цель, задают вопросы. Записывают в тетрадь.

Составляют таблицу в тетради

Л12 Освоение основных моральных норм.

П4 Поиск разнообразных способов решения задач.

Р4 Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Р1 Принятие и сохранение учебной задачи

Р2 Планирование своих действий

К7 Построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет.

К8 Умение задавать вопросы.

ІV

Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.)

1.Формулирование правила: какие слова называются обобщающими, какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения?

Учитель предлагает каждой группе задания.

1)Запишите предложения.

А) В стужу белка кормится осенними запасами: орехами, грибами, шишками.

Б) В саду, в доме – всюду стояла тишина.

2)Найти в предложениях однородные члены и обобщающее слово.

3)Сравнить однородные члены и обобщающее слово:

- на какой вопрос отвечают;

- от какого слова зависят;

- одинаковыми или разными членами предложения являются;

- какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом.

4)Составить схемы.

На основе вопросов и заданий формулируют правило.

Работа в группах. Руководитель группы заполняет оценочные листы, оценивая работу членов группы.

П4 Поиск разнообразных способов решения задач.

П16-17 Выдвижение гипотез и их обоснование

К1-2 Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

К3 Учет разных мнений.

К6 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

К12 Построение монологического высказывания.

Л11 Формирование границ собственного знания и незнания.

V

Реализация построенного проекта

(8 мин.)

1.Контроль выполнения заданий.

2.Сравнение вывода с теоретическим материалом учебника. Стр.96

(Слайд презентации)

3.Физминутка

1.Выступление групп. Защита построенного проекта у доски.

2.Самостоятельная работа с книгой.

3.Физминутка

Л11 Формирование границ собственного знания и незнания.

П15-17 Доказательство: выдвижение гипотез и их обоснование.

Р8 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.

 К12 Построение монологического высказывания.

П1 Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин.)

1.Выполнение заданий учебника - упр.211 стр. 97

1.Выполняют у доски и в тетрадях.

Анализ и самоанализ.

П4 Поиск разнообразных способов решения задач.

Р3 Учет правила в планировании и контроле.

Р8 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

Л11 Формирование границ собственного знания и незнания.

VІΙ

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин.)

1.Тест №15 стр.42

(Черногрудова Е.П.Тесты по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской)

2.Слайд презентации №7(ключ к тесту)

Выполняют задания теста.

Взаимопроверка по ключу, самооценка.

К9 Контроль действий.

Р4 Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

VΙІΙ

Рефлексия (4 мин)

1.Работа по составлению таблицы «Что узнали».

2.Достигнута ли поставленная цель?

3.Отметки за урок.

1. Анализируют полученные знания, заполняют таблицу

2.Выступление руководителей групп, оценка работы

3.Самооценка.

Р5 Адекватное восприятие оценки.

К6 Умение договариваться и приходить к общему решению.

П5 Структурирование знаний.

Л7 Формирование  адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самоприятия.

ІX

Домашнее задание

П.41 упр.209 или упр.211

Выбирают задание на дом

Список литературы

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку.- М.: Просвещение, 2005г.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2015г.
  3. Черногрудова Е.П. Тесты по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 5 кл. М.: «Экзамен», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...