Технологические карты уроков
план-конспект урока по русскому языку (7, 8, 9 класс) по теме
1.Технологическая карта урока в технологии развивающегo обучения
Урок русского языка для 7 класса по теме «Омонимия слов разных частей речи»
2.Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения
Урок русского языка для 8 класса по теме «Портретный очерк»
3.Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения
Урок литературы для 9 класса по теме «Предпосылки появления «лишнего человека» в русской прозе первой четверти XIX века на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_no1_omonimiya.doc | 63.5 КБ |
teh.karta_no1_ocherk.doc | 64.5 КБ |
teh.karta_no1lishniy_chelovek.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающегося обучения
Урок русского языка для 7 класса по теме «Омонимия слов разных частей речи»
Тип урока: комбинированный
Подход к обучению: дифференцированный
Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый.
Формы обучения: индивидуальная и групповая
Средства обучения: вербальные - речь учителя, визуальные-иллюстрации, учебник, интернет-ресурсы, интерактивная доска
Средства активизации: слово учителя, беседа, самостоятельная работа индивидуальная и в группах
Методы контроля: визуальный, устный, письменный
Технологическая карта урока
Тема | «Омонимия слов разных частей речи» | |||||
Цель | Освоение учебного материала по теме и формирование умений школьников. | |||||
Задачи | -Актуализация ранее полученных знаний. -Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. -Отработка навыков работы со словарями.. -Обучающие: изучение учащимися материала об омонимии (омонимы, омофоны, омографы, омоформы) -Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений | |||||
Формируемые УУД | Планируемые результаты освоения темы: -личностные: развить творческие способности. Проявлять готовность к сотрудничеству. Осознавать успешность своей деятельности. -метапредметные умения:
-предметные умения: уметь определять часть речи, закрепить материал по теме «Служебные части речи», закрепить материал по теме «Самостоятельные части речи», распознавать синтаксическую роль омонимичных слов. | |||||
Основные понятия | Омонимы, омофоны, омоформы, омографы, производные предлоги, наречие, деепричастие | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | ||||
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: Давайте вспомним, какие части речи относятся к самостоятельным? Какие к служебным? Какие предлоги называются производными? Из каких частей речи они пришли? На какой вопрос отвечает наречие? Как отличить его слов других частей речи (прилагательного, числительного, местоимения)? | Учащиеся дают определения, что такое самостоятельные и служебные части речи, что такое производные предлоги, что такое наречие, какую роль оно играет в предложении, что такое омонимия. | Работа с учебником | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: как отличить слова-двойники? Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. | Учащиеся рассуждают об омонимии. Высказывают предположения о том, что должно помочь им при определении части речи того или иного слова. | Учащимся предлагается поработать с материалом учебника. | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Способность ставить новые учебные цели и задачи | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Научиться определять часть речи слов-двойников. | Предлагает учащимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп: 1 группа работает по карточкам «Наречия и созвучные формы других частей речи» 2 группа – работает по карточкам «Производные предлоги и союзы» | 1 группа Делает выводы о том, как отличить наречия от других частей речи. 2 группа Делает выводы о том, как отличить слова служебных частей речи от самостоятельных. | Учащимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с материалом учебника | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; Выдвижение гипотез и их доказательство | |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает учащимся рассказать о результатах своего исследования. | Учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается учащимся рассказать о результатах своей работы с опорой на записи в тетради и т.п. | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | ||
VI.Работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Учитель предлагает учащимся проверить полученные знания – выполнить задания по тесту. | Учащиеся проверяют результаты теста. | Выполнение работы с последующей самопроверкой. | Поиск и выделение необходимой информации | Формирование навыков самооценки | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового | Учитель предлагает составить предложения с омонимами. | Записывают предложения с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа на тему «Что же такое омонимия?» (с приведением примеров). | Создание письменного высказывания и его представление. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке. | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие новые вопросы возникли в конце урока? | Формирование навыков рефлексии | ||
IX. Д/з. | Задание 1 уровня: Создать кластер «Богатство лексики русского языка» Задание 2 уровня: упр. в учебнике | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающегося обучения
Урок русского языка для 8 класса по теме «Портретный очерк»
Тип урока: комбинированный
Подход к обучению: дифференцированный
Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый.
Формы обучения: индивидуальная и групповая
Средства обучения: вербальные - речь учителя, визуальные-иллюстрации, учебник, интернет-ресурсы, интерактивная доска
Средства активизации: слово учителя, беседа, самостоятельная работа индивидуальная и в группах
Методы контроля: визуальный, устный
Межпредметные связи: история
Технологическая карта урока
Тема | Портретный очерк | |||||
Цель | создать условия для выполнения учащимися задания «Написание портретного очерка» | |||||
Задачи | -Актуализация ранее полученных знаний. -Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. -Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему. -Обучающие: изучение учащимися материала о публицистическом стиле и его жанрах, расширение знаний о стилях речи, о функционально-смысловых типах речи. -Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений -Воспитывающие: формировать уважительное и бережное отношение к людям особых профессий—учителям и врачам. | |||||
Формируемые УУД | Планируемые результаты освоения темы: -личностные: оценить вклад учителей и врачей в развитие общества. Развить творческие способности. Проявлять готовность к сотрудничеству. Осознавать успешность своей деятельности. -метапредметные умения:
-предметные умения: знать стили, жанры публицистического стиля. Понимать структуру портретного очерка. Уметь извлекать информацию. Использовать полученные знания при создании текстов. | |||||
Основные понятия | Публицистический стиль, жанр, очерк, портретный очерк, типы речи. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | ||||
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: Давайте вспомним, что такое публицистический стиль. Чем различаются репортаж, статья, очерк? Что такое портретный очерк? | Учащиеся дают определения, что такое публицистический стиль вообще и что понимается под жанрами этого стиля. | Работа с учебником | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: как строится портретный очерк (структура)? Кто может стать героем портретного очерка? Какие стороны личности героя мы должны подчеркнуть? Почему нужны портретные очерки? Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. | Учащиеся рассуждают о герое портретного очерка (упр.370).Задумываются о том, почему Н.М.Амосов стал героем очерка? Каких успехов достиг этот человек? Учащиеся обосновывают свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока. | Учащимся предлагается просмотреть отрывки из документальных фильмов. | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Способность ставить новые учебные цели и задачи | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Научиться писать портретный очерк. | Предлагает учащимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп: 1 группа работает с материалом из документального фильма «Корифеи российской медицины» и даёт заключение: каким должен быть настоящий врач? 2 группа – работает с материалом из документального фильма «Антон Макаренко. Воспитание- легкое дело» и дает заключение: каким должен быть настоящий учитель? | 1 группа Какими качествами должен обладать настоящий врач? 2 группа Какими качествами должен обладать настоящий учитель? | Учащимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с текстом учебника (стр.209-210) Работа с портретами. Работа с выдержками из критических статей. Работа с видеорядом. | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; Выдвижение гипотез и их доказательство | |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает учащимся рассказать о результатах своего исследования. | Учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается учащимся рассказать о результатах своей работы с опорой на записи в тетради и т.п. | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | ||
VI.Работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Учитель предлагает учащимся проверить свои работы, следуя плану портретного очерка. | Учащиеся проверяют соответствие портретного очерка плану, написанному в тетради | Выполнение работы с последующей самопроверкой. | Поиск и выделение необходимой информации | Формирование навыков самооценки | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового | Учитель предлагает учащимся написать портретный очерк. Героя очерка учащиеся выбирают самостоятельно. | Оформляют письменное высказывание с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа. Создание портретного очерка. | Создание письменного высказывания и его представление. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке. | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие новые вопросы возникли в конце урока? | Формирование навыков рефлексии | ||
IX. Д/з. | Задание 1 уровня: Упр.376 (оценить сочинение учащегося 8 класса. Записать достоинства и недостатки работы) Задание 2 уровня: Написать портретный очерк. | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающегося обучения
Урок литературы для 9 класса по теме «Предпосылки появления «лишнего человека» в русской прозе первой четверти XIX века на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знаний
УМК: программа В.Я. Коровиной по литературе для 9 классов общеобразовательных школ. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2013.
Технологическая карта
Тема | Предпосылки появления «лишнего человека» в русской прозе первой четверти XIX века на материале комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума». | |||||
Цель | Раскрыть проблему появления типа «лишнего человека» на примере комедии «Горе от ума». | |||||
Задачи | Актуализация ранее полученных знаний. Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему. | |||||
Формируемые УУД | Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания. | |||||
Основные понятия | Художественный тип, проблема, конфликт, характер литературного героя. | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2013. Критические статьи: И.А. Гончаров «Мильон терзаний»; В.Г.Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова, В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума". | |||||
Организация пространства | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | ||||
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с учающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) Характер проблемы. Что такое проблема? | Учащиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения. | Работа со словарями: | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла? Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. | Учащиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока. | Учащимся предложены высказывания для составления характеристики героев комедии. | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Способность ставить новые учебные цели и задачи | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Раскрыть перед учащимися глубину авторского замысла, показать влияние русской литературы на исторический процесс, на формирование общественного сознания. | Предлагает учащимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп: 1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое ум? 2 группа – проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек. 3 группа – проанализируйте все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения? 4 группа – сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему. | 1 группа Какие ключевые понятия и аспекты входят в понятие ума? 2 группа Представление высказываний Чацкого об уме. 3 группа Представления «фамусовского общества» об уме. 4 группа Кто и как из известных литературных критиков дал характеристику Чацкому? Какая из этих характеристик кажется вам наиболее точной, выражающей авторское понимание героя «Горя от ума» или совпадающей с Вашим пониманием Чацкого? | Учащимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с текстом комедии; Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей; Работа с выдержками из критических статей. Интерпретация текста. Работа с видеорядом. | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; Выдвижение гипотез и их доказательство | |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает учащимся рассказать о результатах своего исследования. | Учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается учащимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетрадии т.п. | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | ||
VI.Работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Учитель предлагает учащимся проверить свои знания текста, пройдя тест. | Учащиеся отвечают на вопросы теста. | Выполнение теста с последующей самопроверкой. | Поиск и выделение необходимой информации | Формирование навыков самооценки | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового | Учитель предлагает учащимся написать сочинение-миниатюру на тему: «Ум подготавливает счастье» (Гельвеций). | Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа. Создание письменного отзыва. | Создание письменного высказывания и его представление. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке. | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие новые вопросы возникли в конце урока? | Формирование навыков рефлексии | ||
IX. Д/з. | Задание 1 уровня: Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради. Задание 2 уровня: Сочинение «Есть ли нынче Чацкие?». | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...