Конспект урока русского языка в 5 классе "Вид глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Завьялова Ольга Анатольевна

Конспект урока "Вид глагола". Без использования ИКТ и без технологической карты. Можно использовать для рабочего урока.

На сайте не отражаются схемы, но в скачанном документе они должны быть (я очень на это надеюсь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidglagola.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Виды глагола"

Составитель: Завьялова Ольга Анатольевна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

Учебный предмет: русский язык. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «вид глагола», по овладению способами распознавания видов глаголов, по закреплению и повторению знаний о глаголе.

1.Орг.момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие. Поменять тетради.

  1. Актуализация имеющихся знаний. Записать число. Мы продолжаем изучать глагол. Давайте вспомним грамматические категории (что можно определить) у глагола.

Долгая зима подходит к концу.

 Заполните схему. Нескольким ученикам дать карточки по глаголу.

Проверка схемы: лицо, время, число, род в прошедшем времени. Проверка карточек.

  1. Работа с новой темой. Сегодня мы познакомимся с ещё одной категорией глагола. Запишите в тетрадь два предложения, объясните знаки препинания (обращение). Подчеркните глаголы как члены предложения. Чем похожи и в чём отличаются друг от друга эти глаголы?

            1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение.

            2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение.

Чья мама успокоилась и обрадовалась, прочитав записку? Почему?

Записываем тему урока: «Вид глагола». При помощи вопросов предложите, чему нам нужно будет научиться сегодня. Что такое вид глагола? Как определить вид глагола?

 Откройте и учебники на странице 215. Прочитайте теоретический материал и заполните схему. Читаем, обсуждаем. Потом схема.

Вид глагола определяется по ________________

Пример: рисовал — нарисовал. Видовая пара

  1. Отработка полученных знаний и умений. Работа в парах. Выпишите глаголы совершенного/несовершенного вида:кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью,пишу,напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю. Проверка. Обещаю — двувидовой глагол.
  2. Закрепление. Слуховой диктант

Решать, решить, толкать, толкнуть, похвалить, хвалить, нахваливать, расти, вырасти, подрасти, точить, наточить.

  1. Работа с текстом. Спишите текст, раскрыв скобки и заменив глагол в скобках однокоренным глаголом совершенного/несовершенного вида. (по вариантам)
    Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 
  2. Рефлексия. Подведём итоги урока. Заполните пропуски:

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________ с помощью_________________.

  1. Выставление оценок. Домашнее задание: § 74. Разноуровневые задания:
  1. упр. 606 (вставить пропущенные буквы, образовать пару)
  2. придумать тест по теме.


Карточки по теме «Глагол»

(Не)был в санатории, (не)навидеть ложь, (не)доумевать по поводу поступка, (не)мог уехать, (не)любит ленивых, (не)взлюбить падчерицу, мне (не)здоровится, (не)здоровается, капитан (не)годовал, ураган (не)истовствовал.

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся. 

Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся. 


Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.

Кошу, накошу, сею, посею,поливаю, полью, пишу, напишу, рисую, нарисую, черчу, начерчу, делаю, сделаю, обещаю.


Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. 


Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________ с помощью_________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".

СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через  чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...

Конспект урока русского языка по теме Глагол 6 класс

Конспект урока русского языка по теме Глагол 6 класс...

Конспект урока русского языка/ Тема: «Виды глагола» 5 класс

Дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам....