Урок русского языка в 6 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока, разработанного по ФГОС, это первый урок в теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_ne_s_prich._moy.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями 6 класс
Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.
Задачи:
- Образовательные:
- освоить способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиями;
- применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиями
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
- развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами;
- развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, способы решения проблемы).
- Воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах;
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; воспитывать уважение к чужому труду;
- создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Планируемые результаты обучения:
- Предметные:
- опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
- применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
- Метапредметные:
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь ориентироваться в системе знаний.
- Личностные:
- развитие самооценки, формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
Тип урока - Урок открытия новых знаний.
Используемые технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, проблемные.
УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской. Москва, «Дрофа», 2016.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Оргмомент. Цель: Организация направленного внимания на начало урока 2 мин | Прием «Лови улыбку» Давайте поздороваемся друг с другом глазами, улыбнемся и пожелаем каждому плодотворной работы на уроке. Я вам желаю успеха на уроке. А какие качества нам пригодятся для достижения успеха? Запись числа. | Приветствуют друг друга Упорство, трудолюбие, самостоят-ть, старание. | Л - Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Мотивация. Актуализация знаний, Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний, мотивировать учащихся к учебному действию. 10 мин | Слайд1 Сегодняшний урок я хочу начать словами: «Ученость – это сладкий плод горького корня». Как вы понимаете это высказывание?
1. Работа по карточкам у доски (2 уч) – повторение написания н и нн в причастиях. Слайд 2 2. Фронтально – прием «Да-нет» 3. Буквенный диктант (с, р.) – Слайд №3 (написание НЕ с разными частями речи) 4. Для чего мы изучаем причастия? - Какова роль причастий в тексте? - Л. С. Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, ...мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». | Учение – это тяжелый процесс, требующий много времени и сил, зато какие великие и полезные плоды приносит обучение. 2 чел. работают у доски, класс – в тетради ("Да-нет») Взаимопроверка. Оценивание ответа товарищей. Выполняют в тетради буквенный диктант Взаимопроверка. Высказывают предположения. Выразительность. Причастия образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии | Р - Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; К - Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. |
Выявление места и причин затруднения. Цель: Организовать построение проекта изучения нового знания. 2 мин | 1. Какие из предложенных словосочетаний в буквенном диктанте вызвали затруднение? Запишите их. 2. Слова какой части речи мы записали? | 1.(не)прекращающийся дождь, никем (не) скошенные луга, (не) законченное, а приостановленное строительство. Записывают. 2. Причастия. | П - Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации |
Процессное планирование деятельности. Цель: Организовать усвоение учащимися нового способа действий 1 мин | Какую тему мы будем изучать? Чему научимся? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Запись темы. | Написание НЕ с причастиями. Высказывают предположения. | Р - Целеполагание, планирование, прогнозирование; К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели; Л - значение и смысл полученных знаний, нравственно-этическая ориентация. |
Процесс решения проблемы. Цель: Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 3 мин. | 1. Работа со словосочетаниями из буквенного диктанта (не с причастиями). Раскроем скобки. Какие будут предположения? 2. Работа с учебником. Прием «Инсерт». Что нового вы узнали из прочитанного? Расскажите правило друг другу. | Записывают, раскрывая скобки. Высказывают предположения. Читают, делают записи. Рассказывают правило. | Р - Умение в сотрудничестве работать, П - выбор оснований и критериев для сравнения; К - Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физминутка | Тематическая физминутка | Делают упражнения | |
Применение знаний и умений. Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия (23 мин) 5 мин 2 мин 7 мин 3 мин. 5 мин | 1. Измените словосочетания так, чтобы в первом примере НЕ писалось раздельно, а во втором – слитно. 2. Слайд 4 Работа с предложениями. Задание: Объяснить орфограммы, встречающиеся в данных предложениях. Выписать словосочетания с причастиями, графически показывая написание НЕ. Вопрос: Чем интересны эти «детские примеры»? Чем они интересны для вас? Г.Остер «Детские приметы и суеверия» 1. Съевшего не?мытые овощи постигнет тяжкая участь. 2. Не?стриже(н,нн)ые ногти приводят к царапинам на друзьях. 3. Не?завяза(н,нн)ые, а болтающиеся шнурки – предвестники разбитого носа. 4. Не?выуче(н,нн)ые уроки - к огорчению. 5. НЕ?сказа(н,нн)ая тобой глупость (не) уронит тебя в глазах товарищей. Оценивание. Индивидуально – упр. 460 (работа по образцу) – Заболотский Р., Корнюшин Д. (по 4 словосочетания). Проверка. Оценивание. 3. Работа в парах с текстом С. Гладышева (распечатан). Было время, когда специально о хлебе в школе (не)говорили - повода (не)было для беспокойства. Но вот на смену ученикам послевое(н,нн)ых лет пришли дети другого поколения, ни в чём (не)знающие нужды. Кусок хлеба, броше(н,нн)ый на полу школьного буфета. (Не)доеде(н,нн)ый или, хуже того, надкуса(н,нн)ый ломоть на столе.. Надо бить тревогу! Почему надо бить тревогу? Что случилось? Вспомните пословицы о хлебе. - Объясните написание орфограмм, раскрыв скобки. -Выпишите НЕ с причастиями, которые пишутся: 1 вар – слитно, 2 вар. – раздельно. 4. Слайд 5 Устная работа со стихотворением. Никуда (не)спешащий директор И деловой архитектор, Мальчишка, с утра (не)умытый, И продюсер, весьма знаменитый, Как-то встретились летом в саду. И (не)жданно для всех какаду (Не)разборчиво вдруг закричал. «(Не)пойму, что же крик означал? – Заявил (не)высокий прохожий, На (не)вежду отнюдь (не)похожий. – Совершенно (не)пуганых птиц (Не)бывает у наших границ». (при пояснительных словах, обозн степень качества – крайне, очень, совершенно, почти - слитно) - Об исключениях из правил мы поговорим на следующем уроке. 4. Составление кластера НЕ с причастиями. Оценивание. | Работают самостоятельно в тетради. Работают с текстом, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясняют условия написания. В юмористической форме автор – правила поведения, нормы жизни Выписывают, у доски – по одному чел. Выполняют самостоятельно. Трудно хлеб достается человеку – легкого хлеба не бывает. Очень часто в старину земледельцам приходилось в поле выходить не только с сохой и плугом, но и с оружием, чтобы дать отпор врагам. В блокадном Ленинграде хлеб был на вес золота. Хлеб всему голова. Много снега – много хлеба. Не будет хлеба, не будет и обеда. Работают по вариантам Устно Составляют кластер. | Л - Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); Р – Саморегуляция; П - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К - Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Рефлексия Цель: Организовать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности, взаимодействия 2 мин. | Напишите СМС друг другу о том, чему научились на уроке, как вы работали, что осталось непонятным, довольны ли вы своей работой. | Пишут. | Л - Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке; Р - Оценивание собственной деятельности; П - структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке; К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Оценивание Цель: подвести итоги урока, взаимооценивание 2мин | -Достигли ли мы с вами целей, которые ставили в начале урока? Напишите СМС друг другу. | Пишут смс. | |
Домашнее задание 1 мин. | Составить текст или 5-6 предложений к репродукции Рылова «Цветистый луг», используя НЕ с причастиями (дифференциация), или упр. 461 | Записывают д.з. |
Никуда (не)спешащий директор
И деловой архитектор,
Мальчишка, с утра (не)умытый,
И продюсер, весьма знаменитый,
Как-то встретились летом в саду.
И (не)жданно для всех какаду
(Не)разборчиво вдруг закричал.
«(Не)пойму, что же крик означал? –
Заявил (не)высокий прохожий,
На (не)вежду отнюдь (не)похожий. –
Совершенно (не)пуганых птиц
(Не)бывает у наших границ».
(при пояснительных словах, обозн. степень качества – крайне, очень, совершенно, почти - слитно)
«Да – нет»
1. причастие – это особая форма глагола, которая обозначает действие (-)
2. причастия бывают действ. и страд (+)
3. прич. оборот – это причастие с определяемым словом (-)
4. в кратких причастиях пишется Н (+)
5. НН пишется в прич сов вида (+)
6. Действит прич наст времени с суф ущ-ющ образованы от глагола 1 спр.(+)
7. страд прич наст времени с ем-ом образованы от глагола 2 спр (-)
Оценивание: 0 – 5б, 1-2 – 4б, 3-3б, 4-2б.
Буквенный диктант(с – слитно, р – разд.)
- (не)широкая, а узкая река
- (не)был в школе
- Чувствовать (не)искренность
- (не)уклюжий медвежонок
- (не)объятная даль
- Вовсе (не)интересный
- (не)красивый почерк
- (не)прекращающийся дождь
- Никем (не)скошенные луга
- (не)законченное, а приостановленное строительство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 10 классе "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных".
Данный материал состоит из конспекта и презентации урока по теме " Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных". Преподавание ведется по программе и учебнику Гольцовой, Шамшина. На уроке учащиес...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тема: "Обобщение изученного о причастии".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе....
Урок в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Учащиеся на уроке дают определение, выделяют необходимую информацию; запоминают написание НЕ с причастиями; учатся обосновывать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; работают в парах...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Конспект урока в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Главные цели данного урока: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;- способствовать формиро...
Конспект урока в 7 классе «Слитное и раздельное написание не с причастиями».
Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».Класс: 7.Учебник: Русский язык 7 класс. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Раздельное написание НЕ с деепричастиями"
Конспект открытого урока с рабочей презентацией, построенный с учётом требований обновлённых ФГОС ООО....