Интерактивные технологии (педагогическая мастерская) как основа творческой деятельности в условиях ФГОС
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Сивкова Юлия Юрьевна

Педагогическая мастерская как форма работы в формате ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_stati_publikatsii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии (педагогическая мастерская) как основа творческой деятельности в условиях ФГОС

Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в каждой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. 

Педагогическая мастерская – это интерактивная технология, важной особенностью которой является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и мастером – с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого – с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять, как объекты, вещи – с ними можно только общаться и только в форме диалога.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество как явления самоценные.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиально отличаясь от проблемного обучения тем, что оно в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания, что очень важно для осмысления и глубокого осознания предложенного учащимся материала.

Правильно подобранный индуктор позволяет участникам мастерской не только вести активную деятельность по созданию творческого продукта, но и уже и по окончании работы продолжать осмысление предложенного материала.

Формат педагогической мастерской может быть применен на уроках обобщения материала по изученной теме. В качестве индуктора можно предложить учащимся материалы мультфильма без слов. Формат мультфильма без слов позволяет расширить рамки творческого поиска, пройти по пути неоднозначной трактовки сценарного порядка действий.

В подобной мастерской процесс повторения пройденного может быть представлен следующим образом: индукция – творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – соотнесение полученного продукта  с реальной жизнью – коррекция своей деятельности – новый продукт.

Использование технологии педагогической мастерской актуально в формате преподавания русского языка в соответствии с требованиями ФГОС, в связи с тем, что данная технология подразумевает активную деятельность учащихся, творческий поиск, возможность коммуникации, взаимодействия в парах, группах, группах сменного состава. Технология  педагогической мастерской способствует развитию речи и будет полезна при изучении  всех предметов, где от учащихся требуется давать полный развернутый письменный или устный ответ.

Необходимо отметить исключительную важность данной технологии для развития личностных  и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), в связи с тем, что важными принципами педагогической мастерской являются:

1.Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской, учителя.

2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки -  путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Критическая оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.

5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и тоже стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор и  даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой (как вариант осмысления предложенного задания уже и после окончания работы в классе).

Условия для решения учеником многоплановых задач создаются за счёт известных блоков педагогической мастерской: индукция, самоконструкция, социоконструкция, внутригрупповая и межгрупповая социализация, дедукция и рефлексия. Каждый блок выполняет свою функцию.

 Индукция – этап мастерской, ("наведение"), актуализация части внутреннего мира участника (ассоциативные ряды, воспоминания, ощущения, эмоции, личный опыт и т.д.). Индукция – это не просто «странное задание», а прежде всего мотивационный механизм, направленный на пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личностного отношения к предмету обсуждения.

Самоконструкция – создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного  опыта,  наблюдения,  формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта,  системы взаимосвязей и  т.д.

Социоконструкция – создание интеллектуального продукта в группе.

Социализация – этап мастерской, предъявление созданного другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами, всему коллективу). Происходит в разных формах: афиширование, устный рассказ, беседа, чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ,  передача по кругу, показ инсценировки и др.

Взаимодействие участников:

а) друг с другом

б) с информацией

·                фронтально

·                в парах (постоянного и сменного состава)

·                в группе

·                между группами.

Дедукция – (“выведение”) – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом. Логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих; обратное индукции.

Рефлексия – отражение, вспоминание своего проживания ситуации: чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов, возникших у участников в ходе мастерской, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня.

Таким образом, данное занятие имеет своей целью не только создание творческого продукта и одномоментное повторение пройденного материала, но направлено на создание условий для продолжения размышлений учащихся по предложенной теме и по  окончании урока за счет актуализации части внутреннего мира детей – участников мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.

В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Технология " педагогическая мастерская" на уроках испанского языка в условиях реализации ФГОС

Технология педагогическая мастерская на уроках испанского языка в условиях реализации ФГОС...