Интерактивные технологии (педагогическая мастерская) как основа творческой деятельности в условиях ФГОС
статья по русскому языку (6 класс) по теме
Педагогическая мастерская как форма работы в формате ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_stati_publikatsii.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии (педагогическая мастерская) как основа творческой деятельности в условиях ФГОС
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в каждой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Педагогическая мастерская – это интерактивная технология, важной особенностью которой является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и мастером – с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого – с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять, как объекты, вещи – с ними можно только общаться и только в форме диалога.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество как явления самоценные.
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиально отличаясь от проблемного обучения тем, что оно в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания, что очень важно для осмысления и глубокого осознания предложенного учащимся материала.
Правильно подобранный индуктор позволяет участникам мастерской не только вести активную деятельность по созданию творческого продукта, но и уже и по окончании работы продолжать осмысление предложенного материала.
Формат педагогической мастерской может быть применен на уроках обобщения материала по изученной теме. В качестве индуктора можно предложить учащимся материалы мультфильма без слов. Формат мультфильма без слов позволяет расширить рамки творческого поиска, пройти по пути неоднозначной трактовки сценарного порядка действий.
В подобной мастерской процесс повторения пройденного может быть представлен следующим образом: индукция – творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – соотнесение полученного продукта с реальной жизнью – коррекция своей деятельности – новый продукт.
Использование технологии педагогической мастерской актуально в формате преподавания русского языка в соответствии с требованиями ФГОС, в связи с тем, что данная технология подразумевает активную деятельность учащихся, творческий поиск, возможность коммуникации, взаимодействия в парах, группах, группах сменного состава. Технология педагогической мастерской способствует развитию речи и будет полезна при изучении всех предметов, где от учащихся требуется давать полный развернутый письменный или устный ответ.
Необходимо отметить исключительную важность данной технологии для развития личностных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), в связи с тем, что важными принципами педагогической мастерской являются:
1.Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской, учителя.
2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.
3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Критическая оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.
5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и тоже стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор и даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой (как вариант осмысления предложенного задания уже и после окончания работы в классе).
Условия для решения учеником многоплановых задач создаются за счёт известных блоков педагогической мастерской: индукция, самоконструкция, социоконструкция, внутригрупповая и межгрупповая социализация, дедукция и рефлексия. Каждый блок выполняет свою функцию.
Индукция – этап мастерской, ("наведение"), актуализация части внутреннего мира участника (ассоциативные ряды, воспоминания, ощущения, эмоции, личный опыт и т.д.). Индукция – это не просто «странное задание», а прежде всего мотивационный механизм, направленный на пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личностного отношения к предмету обсуждения.
Самоконструкция – создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д.
Социоконструкция – создание интеллектуального продукта в группе.
Социализация – этап мастерской, предъявление созданного другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами, всему коллективу). Происходит в разных формах: афиширование, устный рассказ, беседа, чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ, передача по кругу, показ инсценировки и др.
Взаимодействие участников:
а) друг с другом
б) с информацией
· фронтально
· в парах (постоянного и сменного состава)
· в группе
· между группами.
Дедукция – (“выведение”) – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом. Логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих; обратное индукции.
Рефлексия – отражение, вспоминание своего проживания ситуации: чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов, возникших у участников в ходе мастерской, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня.
Таким образом, данное занятие имеет своей целью не только создание творческого продукта и одномоментное повторение пройденного материала, но направлено на создание условий для продолжения размышлений учащихся по предложенной теме и по окончании урока за счет актуализации части внутреннего мира детей – участников мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.
В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
1. Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...
Статья "Технология педагогических мастерских как способ развить творческую личность"
Описание технологии, способы ее применения на уроках....
Технология " педагогическая мастерская" на уроках испанского языка в условиях реализации ФГОС
Технология педагогическая мастерская на уроках испанского языка в условиях реализации ФГОС...