Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
статья по литературе (6 класс) на тему
1. Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».
2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.
3. Формировать собственное отношение к феерии А.С. Грина «Алые паруса», ее героям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии
«педагогической мастерской»
«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина
«Алые паруса»
Кулешова Екатерина Александровна
МБОУ «Школа №27»,учитель русского языка и литературы
Цель:
Образовательная
- Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».
- Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.
- Формировать собственное отношение к феерии А.С. Грина «Алые паруса», ее героям.
Развивающая
- Развивать информационную компетенцию: умение извлекать из текста необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками информации для подготовки.
- Развивать предметную компетенцию: выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно -выразительные средства языка в тексте; владеть различными видами анализа произведения в единстве содержания и формы; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; проявлять эмоциональную чуткость.
- Развивать коммуникативную компетенцию: опыт группового взаимодействия, работы в парах.
- Развивать познавательные компетенции: иметь представления о жанре феерии; свободно ориентироваться в учебнике; обобщать, делать выводы.
Воспитательная
Формировать эмоциональную чуткость обучающихся через приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Оборудование: портрет А.С. Грина (художник В.А.Кашин,1995), иллюстрации художников к феерии «Алые паруса», выставка книг «Александр Грин - последний сказочник 20 века», учебник, раздаточный материал для самостоятельной работы по теме урока, мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Постановка целей и задач урока.
- Начало педагогической мастерской «Индуктор»
Педагог Ребята, с чем в вашем сознании ассоциируется алый цвет?
(расположить в произвольной последовательности фигуры алого цвета)
Учащиеся осуществляют подбор ассоциаций: одиночество, страх, агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп, тепло, горячий, солнце, лето, чувства, любовь, счастье, строить, создавать.
Педагог: Какие слова вы бы отнесли к миру жесткой реальности, а какие – к миру романтической мечты?
Учащиеся высказывают предположения:
- мир жестокой реальности: одиночество, страх, агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп;
- мир романтической мечты: любовь, жарко, счастье, тепло, солнце, лето, чувства, , строить, создавать.
Педагог: Измените расположение фигур на нашей доске и сложите их в определенной последовательности ( включает фонограмму «Шум моря» [2]). Теперь, что вы видите перед собой?
Учащиеся: Корабль с алыми парусами.
Педагог: Как поменялось ваше настроение?
Учащиеся: Захотелось отправиться в путешествие, осуществить мечту.
Педагог: Продолжим ассоциативный ряд, связанный теперь уже с данным образом.
Учащиеся: Любовь, море, счастье, плыть, красиво, радость, путешествие, мечтать, далеко и т.д.
Педагог: Как вы думаете, в мир жестокой реальности или романтической мечты переносит нас это изображение?
Учащиеся: В мир романтической мечты.
Педагог: Используя образ и слова-ассоциации, напишите небольшой текст (4-5 предложений в течение 3-4 минут) на тему: «Под алым парусом».
Учащиеся создают и озвучивают текст.
Таким образом, на стадии индукции происходит мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального и психологического настроя, включение чувств обучающегося, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации. Происходит “вызов” уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизация познавательной деятельности обучающихся.
Интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Феерия
- http://muzofon.com/search /звуки+ шум+ моря
Список литературы:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.
- УМК под редакцией В.Я. Коровиной «Литература. 6 класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Солнечные затмения" по технологии "Педагогическая мастерская "
Данный урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". Через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование, используя творческий потенциал...
«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...
Презентация «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...
Урок литературы в 6 классе на тему "Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина "Алые паруса"
Тип урока: систематизация и обобщение знанийТехнологии: проблемно-исследовательская Учебник:В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс...
Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»
Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...
Урок по литературе на тему «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Урок запланирован с целью: сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса»; способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском ...