Статья "Технология педагогических мастерских как способ развить творческую личность"
статья на тему

Описание технологии, способы ее применения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Автор:

Учитель русского языка и литературы

Минаева Дарья Вячеславовна

Волоколамск – 2017г.

Главной задачей ФГОС является развитие личностных компетенций  ученика. Выпускники школы должны быть конкурентоспособными на рынке труда и уметь применять  полученные знания на практике.  В связи с этим современная школа отказывается от традиционного подхода, в условиях которого сложно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.  В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно - ориентированных технологий. В своей статье я хочу подробнее рас смотреть технологию педагогических мастерских.

Педагогические мастерские - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

- не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

- не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

- не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

- не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

«Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Почему данная технология получила название «Мастерская»?

Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя.

Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание.

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество . ( Данная технология сходна с проблемным обучением)

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Основная идея технологии – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

- направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия;

- моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация;

- создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

- воспитание навыков импровизации;

- формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;

- создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

- всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Основные положения технологии можно описать в виде следующих правил:

1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Как же построить урок – мастерскую? Общая схема  довольно проста. Назовем этапы мастерской.

Первый этап – « Индуктор» мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. Каждый человек - загадка, мир наш - тоже загадка, только не надо забывать об этом. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации, можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Что-то начинает раскручиваться в уме, строятся какие-то тонкие мостки, соединяющие «Я» каждого участника «Мастерской», его сознание и рабочий материал.

Второй этап - работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» - создание своего мира на основе «разобранных деталей».

Поставив цели и определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке, следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Эффективной считаю работу групповую форму работы, которая является одной из любимых форм работ моих учеников. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает преодолеть страх сделать ошибку, возможность почувствовать себя увереннее. У меня есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки, полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения. Приведу пример групповой формы работы из моей «методической копилки».

В каждой из групп должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат.

В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и сочетания - не более. Но это ключи к новому, еще не достроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек - индивидуальность, одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание.

Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять уже к написанному.

Кульминация творческого процесса - «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки - новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное. Кстати, работа в «Мастерских» идет в быстром темпе, и главное выделяется уже за счет этого темпа – нет времени «растекаться мыслью по древу».

После такой проработки - этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

Последний этап - « рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо», «плохо», а анализ движения мысли.

Итак, основной алгоритм работы на таких уроках – чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества:

круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

творческие работы на компьютере;

собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.


Литература

1.Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании русского языка. Интегрированные уроки. Уроки-мастерские в 9-11 классах. Санкт-Петербург. «Паритет» 2003. с. 12-14

2.Выготский Л.С. Психология искусства. М.1968.с. 14-21

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.М.1991.с.67-69

5.Ерёмина Т.Я. Мастерские по русскому языку. 11 класс. Методическое пособие. Санкт-Петербург.. «Паритет»2004.с. 32-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Флористика как один из способов самореализации творческой личности

В наши дни флористика получила мощное развитие. На мой взгляд, она является престижным и перспективным занятием, с новыми развивающимися направлениями. Флористика является частью дизайна любого ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"

Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...

Педагогическая мастерская: «Развитие креативного мышления творчески одарённых детей» (презентация)

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...

Технология использования педагогических мастерских как способ организации деятельности учащихся

Использование технологии  педагогических мастерских для организации учебной деятельности учащихся...