Открытый урок по русскому языку на тему: "Неопределенные и вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
На уроке используется системно-деятельностный подход. Учащиеся работают в парах: проводят лингвистические эксперименты, языковые наблюдения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._voprosit_i_neopredel._mest.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вопросительные и неопределенные местоимения
Цели урока:
1. Познакомиться с вопросительными местоимениями-существительными кто и что и неопределенными местоимениями;
2. Совершенствовать орфографические навыки;
3. Формировать практические умения и навыки по осознанному применению полученных знаний в практике
4. Развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательные интересы детей.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: учебник под ред. В.В. Бабайцевой (теория, 5-9 класс), учебник Купаловой (практика, 5 класс)
Ход урока
- Орг. момент ( приветствие учителем учащихся, психологический настрой к уроку)
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Здравствуйте, ребята, (садитесь, пожалуйста)
Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 5Г классе.
- Фронтальный опрос учащихся
Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?( Правильно, о местоимениях)
А сегодня мы расширим наши знания о местоимениях.
Давайте повторим.
- Что такое местоимение?
- На какие вопросы отвечают местоимения и на что они указывают?
- Какие разряды местоимений вам известны?
Таким образом, местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, на признак, на количество, но не называет их.
- Постановка и решение проблемной ситуации.
Посмотрите внимательно на доску. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
1.Мой,наш,кто?,его (кто?-вопросительное местоимение)
2. Я, что-то, мы, ты (что-то- неопределенное местоимение)
1)А сейчас подумайте и объясните, что обозначает каждое из лишних в ряду местоимений. И попробуйте определить разряд. (кто?- служат для выражения вопроса; вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество; что-то- указывают на неизвестные, неопределенные предметы и признаки, неопределенное)
4. Сообщение темы и постановка целей:
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и какова тема нашего урока? (Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о вопросительных и неопределенных местоимениях)
Открываем тетради, запишем сегодняшнее число: восемнадцатое октября, классная работа, тема нашего урока: Вопросительные и неопределенные местоимения.
- Какие бы вы поставили перед собой цели, исходя из темы урока?
1) познакомиться с вопросительными и неопределенными местоимениями.
2) узнавать вопросительными и неопределенными местоимениями на слух и в тексте;
3) узнать, к каким разрядам относятся местоимения и на основе каких признаков.
Итак, давайте вернемся к нашему первому заданию, и определим, что особенного в написании местоимения что-то? (пишется через дефис). С помощью каких частиц еще образуются неопределенные местоимения? (-то,-либо,-нибудь, кое-).
Какую особенность имеют эти местоимения? (пишутся через дефис).
Давайте обратимся к учебнику практики на стр. 44 и посмотрим, правильно ли мы с вами ответили на наши поставленные вопросы.
- Физкультминутка.
Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!
- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной. Дети, они, дело, оно, им, мел, играть, кто-либо, около, мне, ты, пенал, спать, вы. Присаживайтесь.
6. Применение новых знаний на практике
Письменно просклоняйте вопросительные местоимения-существительные кто и что. Проверьте, изменяются ли эти местоимения по родам и числам. Сделайте выводы.
И.п. - кто, что
Р.п. - кого, чего
Д.п. - кому, чему
В.п. - кого, что
Т.п. - кем, чем
П.п. - о ком, о чём
(не изменяются по родам и числам)
Запишите местоимения в тетрадь, проанализировать их, на что указывают, как пишутся
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Некто кто-то кое-кто кое у кого
Нечто какой-то кое-кому кое к кому
Некоторый какой-либо кое- какой кое с чем
Несколько что-либо кое-чем
Задание группам:
Общее: произнесите вслух слова , сделайте вывод, как они произносятся, пишутся , на что указывают:
1 группа: мест-я указывают на неопределенные лица , предметы, количество ,признак , приставка не пишется под ударением и слитно.
2 группа : мест-я указывают на неопределенные предметы, признаки, имеют суффиксы, пишутся через дефис.
3 группа: местоимения указывают на неопределенные предметы и признаки, имеют приставки, пишутся через дефис
4 группа: местоимения указывают на неопределенные предметы, на неопределенное лицо, пишутся раздельно, потому что в середине есть предлог.
Общий вопрос :
-А от каких местоимений образуются неопределенные местоимения?
(От вопросительных, при помощи приставки, суффикса)
- Закрепление материала.
Выполним упражнение в учебнике практика на стр.46 упр.135,137
- Итог урока.
А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему учились?
-В чём особенность вопросительных местоимений-существительных кто и что?
-Какие мес.я наз-ся неопределенными?
-Как образуются неопределенные местоимения?
-Какие особенности правописания неопределенных мест.
-Как изм-ся неопределенные местоимения?
9. Домашнее задание: учебник теории параграф 8 стр.19
Упражнение 136, 138
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Вопросительные местоимения"
Тема урока: Вопросительные местоимения. Цели урока: 1) Ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учиты...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: Местоимение
Урок преднозначенный для учащихся 6х классов, по ФГОС...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"
Урок ознакомления с новым материалом, Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс
План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение"
Презентация обощающего урока по русскому языку на тему "Местоимение"...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Неопределенные местоимения"
Открытый урок на тему "Неопределенные местоимения" в 6 классе...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"
Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...