Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок ознакомления с новым материалом, Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse_na_temu.doc | 768 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
- Организационный момент. Приветствие учителя.
- Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Обратите, пожалуйста, внимание, что сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас с вами присутствует много гостей, но несмотря на это мы будем работать в обычном режиме. Сегодня я предлагаю вам провести урок «открытия новых знаний», но получать эти знания вы будете самостоятельно.
2. Проверка домашнего задания.
-Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы урока, нам необходимо повторить ранее изученную тему, а поможет нам это сделать проверка домашнего задания. Дома вы готовили вопросы по дом. заданию, проверим их. Я предлагаю вам задать эти вопросы друг другу.
- Пожалуйста, Полина, кому бы ты хотела задать свой вопрос? (опросить 5-6 человек)
-Вике вопрос?
3. Изучение нового материала.
- Тему прошлого урока мы вспомнили, но а теперь обратимся к теме сегодняшнего урока. Прослушайте текст и подумайте, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым? Какие ошибки допустил автор? (Слово девочка часто повторяется, его нужно заменить словом она.)
-Такие слова, как он, она, я , ты как называются в нашей речи? (местоимениями)
- Предметом нашего обсуждения сегодня являются местоимения. Запишем тему урока в тетрадях. («Местоимение как часть речи»)
-Давайте подумаем, какие цели мы перед собой будем ставить?
(Углубим знакомство с такой частью речи как местоимения, их морфологическими признаками, узнаем для чего они служат в речи)
-Но прежде чем мы начнем изучать местоимение, давайте узнаем, как же они появились в нашем языке? И почему имеют такое название? Внимательно прослушайте сообщение, а потом я задам вам несколько вопросов. (сообщение ученика о происхождении местоимений) (слайд 3,4,5)
-Итак, ребята, посмотрим кто из вас был самым внимательным?
-В речи каких народов появились первые местоимения? (у древних римлян)
-Что означает слово местоимение в переводе на русский язык?
-Мы продолжаем изучать особенности местоимений, поработаем в группах.
-На ваших столах лежат небольшие тексты с пропущенными словами. Найдите эти тексты. На месте пропусков нужно определить, какое слово заменяет местоимение. Задание у каждой группы будет разное, оно у вас есть, найдите его. Давайте мы его прочитаем.
1 группа выясняет, что обозначают местоимения, какие части речи она заменяет.
-Действительно, отличие местоимений от именных частей речи в том, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество, не называя их. (Выводы учащиеся записывают в тетрадях)
2 группа – наблюдает, как изменяются местоимения, выявляют их морфологические признаки,
3 группа определяет синтаксическую роль местоимений в тексте.
-На выполнение этой работы я даю вам 5 минут. Текст небольшой, задание не сложное. Каждая группа должна сделать вывод из проделанной работы и оформить его на листах. Один из представителей команды демонстрирует его нам. Выводы записать в тетрадь!
-Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они замещают. Именно поэтому ученые не считают местоимение особой частью речи, а рассматривают их в составе имен существительных, прилагательных, числительных.
4. Физкультминутка.
-А сейчас, ребята, отдохнем. Проведем физминутку. (слайд 9)
5. Закрепление нового материала.
-Я предлагаю каждой группе выполнить следующее задание. Попробуйте составить синквейн по сегодняшней теме, по желанию можно его красочно оформить. На эту работу я вам даю 5 минут. (слайд 10)
6. Итоги урока. Рефлексия.
-Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Местоимение…….)
-Чтобы узнать ваше настроение, комфортно ли вы себя чувствовали на уроке, предлагаю вам провести самооценку. Для этой цели оформим дерево. Перед вами, на столах, лежат листочки, закрасьте его в нужный цвет. Красный –если плохо себя чувствуете, тема совсем не понятна; желтый-тема понятна, но не полностью; зеленый-тема усвоена, чувствую себя хорошо. Один учащийся от каждой группы оформляет дерево.
-Итак, мы видим, что преобладает…..цвет, значит…..
7. Домашнее задание.
- Ребята, запишите домашнее задание. Выполняете одно на выбор.
1. Напишите сочинение – миниатюру, используя личные местоимения на тему «Мое рабочее утро»;
2. Повторить правила по изученной теме и выполнить упр……по заданию учебника.
-Желаю вам удачи , а на следующих уроках русского языка мы продолжим с вами изучать наше «местоимение».
1 группа
что обозначает местоимение, какие части речи она заменяет
2 группа
как изменяются местоимения, выявить их морфологические признаки
3 группа
определить синтаксическую роль местоимений в тексте
… Весна на пороге. Скоро она ( … ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая ( … ) погода продержится недолго. Через несколько ( … ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.
… Весна на пороге. Скоро она ( … ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая ( … ) погода продержится недолго. Через несколько ( … ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.
… Весна на пороге. Скоро она ( … ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая ( … ) погода продержится недолго. Через несколько ( … ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.
- Что изучает морфология?
- На какие группы делятся части речи?
- Какие самостоятельные части речи мы уже изучили?
- Какие части речи относятся к служебным?
- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
1 группа
В этом тексте нам встретилось несколько местоимений: местоимение она заменяет слово весна, обозначает лицо; местоимение такая заменяет прилагательное морозная и указывает на признак предмета; местоимение несколько заменяет числительное, указывает на количество. Мы сделали следующий вывод, что местоимение как самостоятельная часть речи может обозначать лицо или указывать на предметы, признаки и количества, не называя их.
2 группа
Все местоимения в этом тексте изменяются по-разному.
Например, местоимение она изменяется по падежам, как и существительное, которое оно заменяет. Местоимение такая изменяется по числам, родам и падежам, как и прилагательное. Местоимение несколько изменяется по падежам как количественное числительное. Мы пришли к такому выводу, что морфологические признаки местоимений зависят от той части речи, которую они заменяют.
3 группа
Синтаксическая роль местоимений может быть разной. Мы разделили местоимения на несколько групп. Местоимение она отвечает на вопрос кто? Значит в предложении будет являться подлежащим, как и существительное, которое оно заменяет. Местоимение такая отвечает на вопрос какая? Как член предложения является определением, как и прилагательное. Местоимение несколько отвечает на вопрос сколько? И в предложении является обстоятельством. Значит, синтаксические признаки местомений зависят от того, какую часть речи они заменяют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...