План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennye_mestoimeniya_urok_v_6_klasse.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Неопределенные местоимения»
Тип урока: обучающий (объяснение нового материала).
Цели: усвоить значения неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными, от которых они образованы, морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений; уяснить правила написания не с неопределенными местоимениями, частиц -то, -либо, -нибудь, кое-; познакомиться с особенностями неопределенных местоимений; научиться определять признаки местоимений;
научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс» / Под ред. Г.К. Лидман-Орловой; компьютер, презентация "Неопределенные местоимения", толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Сообщение темы и целей урока)
2. Работа с текстом.
Учитель читает стихотворение А. Коваля «На яхте».
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждёт.
- Как говорит автор о том, кто плыл на яхте, о чем кричали чайки, какие люди встречали его и пр.?
После повторного чтения стихотворения по четверостишиям учитель выписывает на доске, а учащиеся в тетрадях: кто-то плыл, какие-то чайки, кричали о чем-то, какой-то дельфин, какие-то люди, кто-то думал, кто-нибудь встретит.
- Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают конкретного представления о предмете, признаке и пр.)
3. Изучение новой темы продолжаем чтением параграфа 128 «Теории» и беседы по нему.
- Почему местоимения называются неопределенными?
Учащиеся: Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, где-то указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количество.
- Прочитайте выразительно стихотворение (Слайд 4). Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово «неопределенный»?
Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что-то
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
(А.Хургин)
Индивидуальное задание. Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова.
Неопределенный (словарь Ожегова: 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый) (Слайд 5).
- Рассмотрите рисунок и скажите, какому значению слова неопределенный он соответствует? (Слайд 6)
Ответы на вопросы и параллельная работа с презентацией (Слайды 7 - 19).
- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.
* неопределенные предметы: кто-то, что-то
* неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь
* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые
- Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры.
- Как пишутся местоимения с приставками не-, кое-?
- Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь?
Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь!
- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.
- В чем особенность местоимений некто, нечто?
- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)
Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок кое-, не- или суффиксов -то, -либо, -нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова.
4. Лингвофизминутка
Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.
(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).
- Уясняем значения неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными (упр. 667), от которых они образованы, видим их словообразовательную структуру; соотносим с другими частями речи (упр.668-669); уясняем правила написания не с неопределенными местоимениями, частиц -то, -либо, -нибудь, кое- (упр. 670-671).
5. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом Ф.Кривина. (Слайд 20). Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.
Умные спорщики.
Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?
А второе местоимение говорит:
- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?
Третье местоимение посмеялось и говорит:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.
Задание:
- Учащиеся 1-го ряда выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го ряда - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.
- А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик?
2. Работа в парах (Слайд 22).
Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
1. Поздно вечером (:) постучался к нам.
2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.
3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.
Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.
6. Итоги урока. Рефлексия (Слайд 23). Выставление отметок.
7. Домашнее задание: параграф 128 («Теория»), упр.673, упр.674. (Слайд 24).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Неопределенные и вопросительные местоимения"
На уроке используется системно-деятельностный подход. Учащиеся работают в парах: проводят лингвистические эксперименты, языковые наблюдения...