Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Вопросительные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока: Вопросительные местоимения.
Цели урока: 1) Ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая некоторые особенности их склонения; обратить внимание на интонацию предложений, содержащих вопросительные местоимения.
2) Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Форма урока: Урок – путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_kl_voprositelnye_mestoimeniya.docx | 29.67 КБ |
urok_voprositelnye_mestoimeniya.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку в 6-м классе
по теме «Вопросительные местоимения»
Тема урока: Вопросительные местоимения.
Демонстрация слайда № 1.
Цели урока: 1) Ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая некоторые особенности их склонения; обратить внимание на интонацию предложений, содержащих вопросительные местоимения.
2) Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Форма урока: Урок – путешествие.
Оборудование: учебник, доска, дидактические наглядности, карточки для самостоятельной работы, компьютер, экран, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую Вас на уроке русского языка.
Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня станет лучшим?
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Вы готовы?
Начинаем.
Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?
Демонстрация слайда № 2.
Ученики. Мы изучаем тему «Местоимения».
Учитель. А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и за верные ответы вы будете получать жетоны в виде морской звезды. (Демонстрация слайда № 3). По количеству жетонов каждый получит оценку за урок.
II. Повторение пройденного.
Отвечаем на вопросы: 1.Что такое местоимение?
Местоимение- часть речи, которая указывает на предмет, на признак, на количество, но не называет их конкретно.
2.Какие местоимений вы знаете? (Мы уже знакомы с личными и возвратным местоимениями, повторим эти разряды в игровой форме).
Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они перепутали все падежные формы личных местоимений.
Неправильный вариант:
Демонстрация слайда № 4
Ходить с вам Смеяться над вас Шутить его | Думать о её Ждал тобой Зашёл к вас |
Правильный вариант:
Демонстрация слайда № 5.
Ходить с вами Смеяться над вами Шутить о нем | Думать о ней Ждал тебя Зашёл к вам |
Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.
Демонстрация слайда №6.
- Я ни в чём себе не отказываю, - говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.
- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка.
Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?
Ученики. СЕБЯ.
Демонстрация слайда № 7.
Учитель. Что вы о нём знаете?
Местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет рода и числа и может быть отнесено к любому лицу. Местоимение себя не имеет И. п. и склоняется, как местоимение ты.
Демонстрация слайда № 8.
Учитель. К берегу прибило бутылки с записками. Но некоторые слова в них размыла вода. Попробуем восстановить написанное.
Работа с карточками.
Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже.
Вариант 1.
Демонстрация слайда № 9.
Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).
Правильный вариант. Демонстрация слайда № 11.
Вариант 2.
Демонстрация слайда № 10.
Подруга позвала меня к (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного.
Правильный вариант. Демонстрация слайда № 12.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Пришло время изучить морское дно.
Демонстрация слайда № 13.
О многом вы узнаете из энциклопедии «Моря и океаны» и книги «Как увидеть морское дно?» Александра Тамбаева.
Демонстрация слайда № 14.
Объяснительный диктант. Чтение учителя.
Демонстрация слайда № 15
Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решится проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?
Учитель. Какие это предложения по цели высказывания?
Ученики. Вопросительные.
Учитель. Что помогает нам это определить?
Ученики. Интонация, вопросительные слова.
Учитель. Подчеркните слова, помогающие создать вопросительную интонацию. Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное, прилагательное, числительное. (кто? что? какой? каков? который? чей? сколько?)
Демонстрация слайда № 16
(Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решится проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?)
Демонстрация слайда № 17
КТО? ЧЕЙ?
КАКОЙ? СКОЛЬКО?
ЧТО? КАКОВ
Изучая части речи, мы запоминаем, на какой вопрос отвечает слова каждой части речи: существительное кто? что?; прилагательное какой? чей?; числительное сколько? который?
1. Просклоняем местоимения кто? что?
И.п. кто? что? В.п .кого? что?
Р.п. кого? чего? Т.п кем? чем?
Д. п .кому? чему? П.п. о ком? о чем?
Вопросительные местоимения кто? что? не имеют рода и числа.
2. Местоимения какой? который? чей?
И.п. который? В.п. который ? или которого?
Р.п. которого? Т.п. которым?
Д.п. которому? П.п. о котором?
Изменяются по падежам, числам и родам и склоняются, как прилагательные.
3. Склонение местоимения сколько?
И.п. сколько учебников В.п. сколько учебников
Р.п. скольких учебников Т.п. сколькими учебниками
Д.п. скольким учебникам П.П. о скольких учебниках
Местоимение-числительное сколько? изменяются по падежам.
Демонстрация слайда № 18
КТО? КАКОЙ? ЧТО? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ? Они составляют группу вопросительных местоимений.
Давайте немного расслабимся от напряженного умственного труда
Физминутка
Демонстрация слайда № 18
Море волнуется - раз
(Шагаем на месте.)
Море волнуется - два!
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три!
(Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри!
(Присели.)
Учитель. Взволновали мы синее море.
Демонстрация слайда № 19
Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним его задание.
Учитель: Какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина-это упражнение. Демонстрация слайда № 19
Упражнение 326
Прочитайте, соблюдая нужную интонацию. Найдите вопросительные местоимения.
IV. Закрепление изученного материала.
Прочитайте стихотворение. Найдите вопросительные местоимения.
Демонстрация слайда № 21
Кто варежки, пёстрые вяжет
Стари(н,нн)ые песни поёт?
Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,
Что снится всю ночь напролёт?
Ч..и волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и ж..лею?
О ком соч..няю стихи?
(Е. Благинина)
Правильно Демонстрация слайда № 22
Учитель: Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль. Демонстрация слайда № 23. Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?
Первая ловушка:
Составьте вопросительное предложение?
Вторая ловушка:
Найдите в тексте все известные вам местоимения?
Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
Не стриги меня пока,
Дам я шерсти три мешка. (С. Я. Маршак).
Третья ловушка: Разберите данное предложение по членам..
Мы горячо любим свою Родину. Это предложение повествовательное. Грамматическая основа - мы любим. Распространено второстепенными членами: дополнением — любим (что?) Родину, определением — Родину (чью?) свою, обстоятельством любим (как?). Предложение распространенное. Демонстрация слайда № 24
Тест.
V. Итог урока.
Учитель. Мы успешно справились с заданиями. И теперь смело можем причалить к родному берегу.
Учитель. На своей шлюпке напишите всё то, что вы увезёте домой с этого урока.
Демонстрация слайда № 25
Вспомогательные вопросы.
- Какие вы узнали вопросительные местоимения?
КТО? КАКОЙ? ЧТО? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ? Они составляют группу вопросительных местоимений.
- Для чего они служат?
Они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи.
- Какие местоимения не изменяются по родам и числам?
Вопросительные местоимения кто что не имеют рода и числа.
- В чём особенность местоимения сколько?
Местоимение-числительное сколько? изменяются по падежам.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с сокровищами.
Демонстрация слайда № 26. На сундуке шифр: Домашнее задание: Упражнение 329. Все верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время.
VII. Оценивание.
Оценки за урок.
Рефлекция: (использование сигнальных карточек)
1.Понравился ли вам урок?
Зеленый-да, желтый-наполовину, красный-нет
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?
На этом урок окончен. Спасибо. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Местоимения
За активную работу и верные ответы
Ходить с вам Смеяться над вас Шутить его Думать о её Ждал тобой Зашёл к вас
Ходить с вами Смеяться над вами Шутить о нем Думать о ней Ждал тебя Зашёл к вам
Местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет рода и числа и может быть отнесено к любому лицу Местоимение себя не имеет именительного падежа и склоняется, как местоимение ты
Я беру эту книгу не для ……… , а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на …….. . Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя ……… .
Подруга позвала меня к ……… заниматься. Приучите ……….. к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о ……… много интересного.
Я беру эту книгу не для себя , а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на себя . Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя себя .
Подруга позвала меня к себе заниматься. Приучите себя к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о себе много интересного.
Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решится проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?)
Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решится проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?)
КТО? КАКОЙ? ЧТО? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ?
Физкультминутка. Море волнуется Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо .) Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо .) Морская фигура, замри! (Присели.)
Упражнение 326
Кто варе.. ки пёстрые вяж ..т, Стари( н,нн ) ые песни поёт? Кто сказку такую ра ( с,сс ) каж ..т, Что снится всю ночь напролёт? Ч..и волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и ж..лею? О ком соч.. няю стихи? (Е. Благинина)
Кто варежки пёстрые вяжет, Старинные песни поёт? Кто сказку такую расскажет, Что снится всю ночь напролёт? Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею? О ком сочиняю стихи? (Е. Благинина)
Разберите данное предложение по членам Мы горячо любим свою Родину .
На своей шлюпке напишите всё то, что вы увезёте домой с этого урока. Вспомогательные вопросы. - Какие вы узнали вопросительные местоимения? - Для чего они служат? - Какие местоимения не изменяются по родам и числам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"
Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...
Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "
Объяснение нового материала1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?Три черных собаки на чём-то сид...
Материал к уроку по русскому языку в 6, 10 классах по теме "Местоимение"
В материале можно найти ссылку на видео и тестирование по теме....
План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»
План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...