конспект урока по русскому языку "Удивительный мир фразеологизмов" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Урок сопровождается презентацией, которую вы можете найти на моей странице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konkursnyy.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку.
Тип урока: урок усвоения нового знаний.
Класс 5.
Тема урока: «Удивительный мир фразеологизмов».
Цели урока:
Образовательные:
- Дать понятие о фразеологизме как устойчивом сочетании слов.
- Учить находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение, подбирать синонимические и антонимические пары;
- Дать понятие о роли фразеологизмов в речи.
Развивающие:
- Развивать речь обучающихся.
- Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
- Развивать познавательный интерес обучающихся.
- Обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитывающая:
- Воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности
Оборудование: презентация к уроку, бланк с заданиями, письмо, вывод, оформленный в виде ромашки.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы попадем в удивительный мир слов, но сначала посмотрите внимательно на свои парты, никто не заметил чего-то необычного (ученик находит письмо). Давайте скорее узнаем, что там написано.
Один из учеников читает письмо.
«Привет, ребята.
Меня зовут Миша. Еще совсем недавно мы с Дениской были - не разлей вода. Но однажды я узнал, что он наврал мне с три короба. Теперь мы живем с ним как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук».
Учитель: О чем мы узнали из этого письма? Все ли слова вам понятны?
Объясните значение выражений, заменив их одним словом.
Не разлей вода – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
С три короба – очень много.
Как кошка с собакой – быть в постоянной ссоре, вражде.
Как без рук – совершенно беспомощен.
Учитель: Молодцы, ребята. Такие сочетания слов, которые близки по значению одному слову, называются фразеологизмами.
Тема нашего урока удивительный мир фразеологизмов. Мы должны будем узнать, что это за сочетания слов, научиться находить их в тексте, правильно объяснять значение фразеологизмов и выяснить, чем фразеологизмы отличаются простых словосочетаний.
Положить перед собой бланк с заданиями.
Учитель: Ребята, мне кажется, что все вы очень любите сочинять истории, придумывать что-то новое. Вот и сейчас мы с вами немного пофантазируем. Измените текст письма, поставив вместо точек любые слова, кроме тех, что встретились в письме (читают получившиеся варианты).
Учитель: Как изменился текст письма, понятен ли теперь его смысл?
Текст стал смешной, но стало непонятно, о чем идет речь. Фразеологизмы утратили свое значение. Значит, слова во фразеологизмах менять нельзя.
Записать: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Учитель: Ребята, а вы обратили внимание, что фразеологизмы состоят из слов, которыми мы ежедневно пользуемся. Прочитайте, ребята, внимательно предложения, где есть фразеологизмы, а где употреблены обычные сочетания слов.
1.За едой малыш прикусил себе язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.- 2. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.
Учитель: Что вам помогло понять, что перед нами фразеологизмы? (одно значение у словосочетаний, нельзя заменить).
Учитель: А теперь вы побудете поэтами и закончите четверостишия. В этом вам помогут знания по литературе (рифма).
Закончите четверостишия.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(услуга, оказанная из хороших побуждений, но приведшая к плохим результатам)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (повсюду, во всех направлениях)
И так устали мы в дороге,
Что еле …волочили ноги
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по …(неслаженно, вразнобой)
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши …(невмоготу слушать)
Глеб у доски повесил …
Краснеет до корней волос
Он в этот час, как говориться,
Готов сквозь землю …(очень сильное желание исчезнуть)
Учитель: Вот видите, какие вы догадливые, а знаете, почему вы правильно закончили все четверостишия?! Слова в этих выражениях так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое. Фразеологизмы хранятся у нас в готовом виде в памяти, мы не создаем их сами.
А сейчас, ребята, навострите ушки, приготовьтесь слушать. Вы услышите историю о девочке. Подумайте, чего не знала она о фразеологизмах.
Рассказ о девочке: Однажды в летнем лагере, где отдыхали дети разных национальностей, мне пришлось увидеть маленькую девочку. Она старательно закатывала вверх рукавчики на своей блузке и с недоумением, растерянно смотрела на весело работающих в саду ребят. Я спросила, почему она не вместе со всеми, что с нею случилось. Девочка посмотрела на меня и ответила: «На сборе вожатая сказала нам, что надо работать «засучив рукава», а все работают, не засучив. Я же хочу делать так, как сказала вожатая, и закручиваю рукава, но они не держаться. Как мне быть?»
Учитель: Почему девочка не могла приступить к работе? Чего же не знала девочка о фразеологизмах?
Работать засучив рукава – усердно, хорошо, старательно. Все слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении.
Учитель: Верно, ребята. Фразеологизмов очень много в русском языке. Все они собраны в словарях. Называется такой словарь ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ. Например, в школьном фразеологическом словаре под ред. В.П. Жукова около 2 тысяч фразеологизмов. В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный «Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов.
Мы с вами сейчас проверим, значение каких фразеологизмов вы уже знаете?
Учитель: Ребята, я к нашему уроку подобрала картинки, которые иллюстрируют фразеологизмы. Ой, произошел сбой, все подписи к картинкам перепутались. Давайте, теперь вместе исправим ошибки.
Жить как кошка с собакой, витать в облаках (мечтать), делать из мухи слона (преувеличивать, предавать большое значение чему-либо), строить воздушные замки (мечтать, грезить), кот наплакал, куры не клюют.
Учитель: Посмотрите на фразеологизмы. Объясните их значение. Встретились ли нам одинаковые значения? Противоположные? Как называются слова близкие по значению? Как называются слова противоположные по значению?
Значит, фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.
Как и слова, фразеологизмы тоже имеют синонимы и антонимы.
1. Подберите фразеологизмы – антонимы:
Заварить кашу (затеять сложное, хлопотливое, неприятное дело) – ______________________________
Наставить на путь истинный (склонить поведение в хорошую сторону) – _________________
Тяжёл на подъём (с трудом выходит, выезжает куда-либо) – _____________________________
За чужой счет (кому достается что-то не своим трудом)– _______________________________
Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.
Подберите фразеологизмы – синонимы:
Не по вкусу – ____________________________
На всех парах (быстро, на полной скорости)– __________________________
Дать дубу (умереть) – _____________________________
Ни рыба ни мясо (Ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, неспособный на активные действия, так себе) – ________________________
Тертый калач (опытный, бывалый человек)– __________________________
Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.
Учитель: посмотрите внимательно на экран, вспомните, как звали этого литературного героя.
Ученики: Незнайка.
Учитель: верно, ребята. А вспомните, какая речь у этого героя?
Правильно, смешная, интересная. Сейчас вы прочитаете рассказ Незнайки об одном из своих дней.
Но когда я набирала рассказ, случайно некоторые слова заменила. Ваша задача восстановить рассказ
Незнайки, используя слова для справок.
Я проснулся рано. На душе скверно. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся усталый.
Съел еле-еле суп. Тут неожиданно появился Пилюлькин. Он очень сердился. Велел запомнить,
что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.
Слова для справок: ни свет ни заря, на душе кошки скребли, бил баклуши,
не жив ни мертв, с горем пополам, свалился как снег на голову, метал гром и молнии, зарубить на носу,
хоть кол на голове тиши.
Учитель: ребята, а какой текст вам больше понравился, почему? Для чего нам нужны
фразеологизмы в речи?
Ученики: Речь становится более интересной, разнообразной.
Учитель: Верно, молодцы. Речь, в которой употреблены фразеологизмы, более эмоциональная, яркая,
красочная.
Давайте теперь вместе с Незнайкой подведем итоги нашей работы и поможем ему собрать цветок –
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Домашнее задание: Проиллюстрировать понравившийся фразеологизм. Найти в школьном толковом
словаре значение фразеологизма.
На следующем уроке вы будете знакомиться с историей происхождения фразеологизмов.
- Исправьте ошибку, объясните значение:
1) ждать у горя погоды;
2) мы сами с ушами;
3) купить кита в мешке;
4) не ноги горшки обжигают;
5) нашла коза на камень;
6) крутится как булка в колесе.
аплодисменты золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"
Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...