Конспект урока по русскому языку "Зачем нужен язык?" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок "Зачем нужен язык?" является первым уроком в программе русского языка в 5 классе, поэтому он должен быть интересным, познавательным и лёгким. К конспекту прилагается презентация для использования на этом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 35.7 КБ |
prezentatsiya.pptx | 764.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Учитель: Щеголева Людмила Валентиновна
Класс: 5
Учебник:
Название раздела: Вводный урок в 5 классе
Тема урока: «Зачем нужен язык?»
Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-исследование)
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная
Цель урока: дать понятие о разнообразии функций языка в жизни человека
Задачи урока:
- Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о разных функциях языка и связи этих функций друг с другом
- Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы, умение работать в группе.
- Личностные: воспитание уважительного отношения к языку как к средству общения людей, осознание важности его эстетической ценности.
Формируемые УУД:
- Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний.
- Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение дополнений и изменений в свою работу.
- Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения.
Ход урока:
I Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)
Ученики разделены на 3 группы по 6 человек на основе пожеланий
Слайд 1
Учитель обращается к детям с добрыми пожеланиями и задаёт вопрос:
« Почему наш школьный журнал с оценками открывается страницей Русский язык, и только потом за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?»
Ответы самые разные ( Главное, чтобы все желающие высказались!!!)
II Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока)
Учитель: « Тема нашего урока очень интересная, но сформулируете её вы сами. А для этого мы проведём небольшой эксперимент (спросить лексическое значение этого слова Эксперимент – это проба, опыт, попытка сделать, исследовать ). В конверте каждой группе предложено задание: разыграть сценку без слов на определённую тему, это сделать надо так, чтобы всем нам стало понятно, о чём идёт речь.»
Темы в конвертах:
1 гр.: Поймал большую рыбу!
2 гр.: Ох, болит зуб!
3 гр.: Пятёрку получил!
После каждого показа группы советуются о теме показанной сценки и выдают одно решение.
Учитель: Почему не всегда было понятно, что изображали ребята? ( Бессловесная, не озвученная речь трудна для понимания и общения)
Как вы думаете, какой вопрос мы будем сегодня исследовать на уроке?
(Варианты могут быть разные: Зачем нужна речь? Зачем человеку язык? и т.д.)
В тетрадь запишем : Зачем нужен язык? Это тема нашего урока. Запись в тетрадь!!!
У нас есть вопрос, значит целью нашего урока что будет? (Найти ответ на этот вопрос.)
Слайд 2
III Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе которой ученики понимают, что знаний недостаточно)
Учитель: Я произношу слово Язык и прошу написать в тетради ассоциации, связанные с этим словом. (У детей возникают ассоциации, связанные с разными значениями слова язык).
Какие значения слова язык вы имели в виду? (Язык- орган человеческого организма; язык – металлический стержень колокола; язык ???????????????????????????????????????????????????)
Работаем со словом СРЕДСТВО!
Далее используем приём технологии развития критического мышления « Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать своё мнение). После знакомства с основной информацией урока нужно будет вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность.
Предлагаю самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними ( материал распечатан для каждого ребёнка).
Утверждение | Да/Нет | Доказательство |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Учащиеся работают самостоятельно или в паре, соглашаясь или нет с утверждениями. Однако, заполняя 3 столбик таблицы, они обязательно будут испытывать затруднения: скажется отсутствие знаний и текстового материала по этим вопросам.
Учитель: Всё ли получилось написать или в чём-то вы испытываете затруднения? Эти затруднения мы и попробуем сегодня преодолеть!
IV Коммуникация (поиск новых знаний индивидуально, в паре, в группе)
Учитель организует деятельность по поиску знаний.
Учитель: Вспомним историю про мальчика « Маугли», рассказанную английским писателем Редьярдом Киплингом . Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.
Слайд 3: анимация
(2 учеников читают текст с презентации)
Зачем Маугли старательно учил слова? (Маугли учил слова, чтобы пополнить свои знания и научиться общаться с людьми).
Учитель: Понял бы Маугли смысл этих выражений?
Слайд 4:
Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает.
Ласковое слово и кость лОмит.
(Маугли не понял бы смысл этих выражений, ему не хватило бы знаний, словарного запаса). Давайте мы поработаем с этими выражениями:
Слайд 4: анимация по номерам:
- Объясните выделенные орфограммы.
- Что представляют эти выражения по форме?
- Раскройте их смысл. (Это задание выполняется в группах) (Если не смогут сами, то я: К 1 пословице - в 1941 году прозвучало: « Вставай, страна огромная!». И весь народ встал на защиту Родины. Ко 2 пословице - иной человек упрямый, твёрдый, как кость, но и к нему можно подступиться с ласковым словом).
Учитель: Посмотрите, сколько вы всего знаете и понимаете благодаря языку. Конечно, Маугли нужно ещё много заниматься языком, чтобы так, как вы всё объяснять и понимать.
Эти пословицы пришли к нам в современный русский язык из глубокой древности.
Как вы думаете, какими путями, какими способами они дошли до нас? ( Из уст в уста, при помощи письменности)
Слайд 5:
Знаете ли вы
…что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?
…что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости?
… что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию?
Но был изобретён и «язык», более понятный нам.
Слайд 6: (читает ученик)
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков.
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Это отрывок из поэмы американского писателя Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате».
Кто такой Гайавата? (отвечает подготовленный ученик)
(Гайавата – это главный герой поэмы Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате». Гайавата – это человек чудесного происхождения, который был послан к индейцам, чтобы расчистить их реки, леса, рыболовные места и научить народы мирным искусствам и ремёслам. В прямом переводе с одного из языков древнеиндейских племён Гайавата – это пророк, учитель.)
Что же нарисовал Гайавата?
Слайд 7: Рисунок Гайаваты
Учитель: Какие мысли и какие речи хотел донести рисунком Гайавата?
Учитель организует работу в группах: ученики описывают рисунок, затем каждая группа читает своё описание.
Слайд 8:
Затем читаем отрывок из поэмы «Песнь о Гайавате»(читает ученик):
«Дальше шли изображенья
Неба, звёзд, луны и солнца.
Вод, лесов и горных высей,
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Для восхода - точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
И всего, что населяет
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
Краской линию прямую,
А волнистые полоски –
Для небес – дугу под нею,
Тучи, дождь и непогоду».
Слайд 11:
Такое письмо называют рисуночным или пиктографией. Благодаря рисункам, сохранившимся на скалах, на стенах и во многих других местах, мы с вами знаем очень многое о людях, живших до нас. Они нам так передали информацию о себе, так как письменности тогда ещё не было.
Вам удалось точно-точно понять, что хотел своим рисунком сказать Гайавата? (Нет)
А когда прочитали пояснения писателя, стало понятней? (Да)
Как вы думаете, с целью передачи информации что легче и точнее: говорить или рисовать? ( Говорить) Значит, зачем нам нужен язык? ( Для более точной передачи информации).
Учитель: Но это не значит, что современный человек не пользуется для передачи информации рисунками. В нашей с вами речи существует много знаков-символов, которые позволяют нам передавать информацию побыстрей в более сокращённом виде.
Слайд 12: анимация
Что означают эти знаки-символы?
1.Красный крест – эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Это международная гуманитарная организация, работающая сегодня по всему миру. Она оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооружённого насилия.
2. Пять колец – эти кольца окрашены в синий, жёлтый, чёрный, зелёный и красный, и переплетены друг с другом. Олимпийские кольца были разработаны Пьером Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют 5 частей света: Америку, Европу, Азию, Африку и Океания (Австралию).
3.Чаша и над ней головка змеи – символ медицины. Чаша – в ней готовили лекарство, а змея – могущество и мудрость. Вместе – победа над смертью и болезнью.
Учитель: И ещё одна очень интересная задача, принадлежит она английскому драматургу Бернарду Шоу: «Если у меня и у вас есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и меня останется по сколько яблок? По одному. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по сколько идей? По две». Как известно, идея – это мысль, выраженная словами. У меня, например, есть идея подарить вам стихи в форме диктанта.
(1 чел. пишет на доске):
Родной язык, родные звуки,
Отца и матери язык,
Которым с детства радость, муки
И мысль я выражать привык.
(Проверяем орфографию, пунктуацию, ставим оценку)
Учитель: Какова идея этой небольшой строфы? (Любовь к родному языку)
Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека? Зачем ещё нужен язык? (Язык помогает выразить самые сокровенные чувства)
V Самопроверка, самоконтроль
Учитель:
Обратимся к нашим таблицам с утверждениями: посмотрите на ваши записи и добавьте к ним или исправьте в них что-то, что вам кажется неполным или неправильным.
Учитель: Теперь я вам раздам таблицы с правильными ответами. Сравните свои ответы с ними, добавьте в последний столбик свои мысли, которые, по вашему мнению, всё-таки необходимо оставить.
Затем учитель раздаёт каждому ученику таблицы с эталоном доказательства (верного утверждения), где в разделе « Примечания/Дополнения» ученик может записать и свои мысли-аргументы. Учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит класс к выводу по всему уроку.
Учитель:
Какая же у нас была цель урока? (Ответить на вопрос: «Зачем нужен язык?») Слайд 13
Пользуясь вашими таблицами с утверждениями, составьте и запишите в тетрадь одним предложением ответ на этот вопрос. ( Язык нужен для общения, взаимопонимания, передачи информации, выражения самых сокровенных чувств)
VI Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке и чему научился)
Учитель: Научное решение нашей цели урока мы сформулировали. Попробуем подойти к этому творчески. Выразите своё отношение к вопросу «Зачем нужен язык?» при помощи синквейна или ТРИЗ-загадки.( Можно работать парами.)
Вспоминаем:
Синквейн – это пятистрочие.
1 строка – название-существительное
2 строка – 2 прилагательных к этому существительному
3 строка – 3 глагола к этому существительному
4 строка – фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме
5 строка – синоним, который раскрывает суть темы
Мой синквейн:
Язык!
богатый разнообразный
передаёт учит помогает
Нужен для общения
Сокровище!
ТРИЗ-загадка – это загадка в 4 строки о предмете изучения по признакам или действиям
Нужный, но не интернет или Учит, а не преподаватель
Читаем синквейны и триз-загадки.
Мои триз-загадки о языке:
Учит, а не преподаватель Меткий, но не стрела
Обогащает, а не золото Богатый, но не миллионер
Наполняет, а не вода Нужный, но не интернет
Просвещает, а не мудрец Могучий, но не великан
VII Домашнее задание:
- Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужен язык?»
- Посочинять ТРИЗ-загадки (по желанию)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Исследовать роль языка в жизни человека
Р. Киплинг «Маугли» Жил когда-то мальчик по имени Маугли. Будучи ребёнком, он попал к волкам, и мать-волчица воспитала маленькое безволосое существо. Повзрослев, Маугли научился подражать боевому кличу оленей в джунглях и хрюканью диких свиней… Но однажды он попал к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?»-подумалось Маугли. Мессуа ,женщина, у которой когда-то волки украли сына, решила, что Маугли её дитя, и стала учить его словам. Как только Мессуа произносила какое-нибудь слово, Маугли очень похоже повторял его и достаточно быстро заучил названия многих предметов в хижине. Зачем Маугли старательно учил слова ?
Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает. Ласковое слово и кость лОмит . Объясните выделенные орфограммы. Что представляют эти выражения по форме? Раскройте их смысл.
Из истории возникновения языка Знаете ли вы, что… В Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама? Язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости Канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию?
Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» …Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски И на гладкой бересте Много сделал тайных знаков, Дивных и фигур, и знаков. Все они изображали Наши мысли, наши речи.
Такое письмо называют рисуночным или пиктографией.
Ч то означают эти знаки-символы?
Подведём итоги Зачем человеку нужен язык ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"
Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...