Конспект урока по русскому языку "Зачем нужен язык?" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок "Зачем нужен язык?" является первым уроком в программе русского языка в 5 классе, поэтому он должен быть интересным, познавательным и лёгким. К конспекту прилагается презентация для использования на этом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx35.7 КБ
Файл prezentatsiya.pptx764.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Учитель: Щеголева Людмила Валентиновна

Класс: 5

Учебник:

Название раздела: Вводный урок в 5 классе

Тема урока: «Зачем нужен язык?»

Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-исследование)

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная

Цель урока: дать понятие о разнообразии функций языка в жизни человека

Задачи урока:

  1. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о разных функциях языка и связи этих функций друг с другом
  2. Метапредметные: умение выделять главное,  систематизировать, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы, умение работать в группе.
  3. Личностные: воспитание уважительного отношения к языку как к средству общения людей, осознание важности его эстетической ценности.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний.
  2. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение дополнений и изменений в свою работу.
  3. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения.

Ход урока:

I  Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)

Ученики разделены на 3 группы по 6 человек на основе пожеланий

Слайд 1

Учитель обращается к детям с добрыми пожеланиями и задаёт вопрос:

« Почему наш школьный журнал с оценками открывается страницей Русский язык, и только потом за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?»

Ответы самые разные ( Главное, чтобы все желающие высказались!!!)

II Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока)

Учитель: «  Тема нашего урока очень интересная, но сформулируете её вы сами. А для этого мы проведём небольшой эксперимент (спросить лексическое значение этого слова Эксперимент – это проба, опыт, попытка сделать, исследовать ). В конверте каждой группе предложено задание:  разыграть сценку без слов на определённую тему, это сделать надо так, чтобы всем нам стало понятно, о чём идёт речь.»

Темы в конвертах:

1 гр.: Поймал большую рыбу!

2 гр.: Ох, болит зуб!

3 гр.: Пятёрку получил!

После каждого показа группы советуются о теме показанной сценки и выдают одно решение.

Учитель: Почему не всегда было понятно, что изображали ребята? ( Бессловесная,  не озвученная речь трудна для понимания и общения)

Как вы думаете, какой вопрос мы будем сегодня исследовать на уроке?

(Варианты могут быть разные: Зачем нужна речь? Зачем человеку язык? и т.д.)

В тетрадь запишем : Зачем нужен язык? Это тема нашего урока. Запись в тетрадь!!!

У нас есть вопрос, значит целью нашего урока что будет? (Найти ответ на этот вопрос.)

Слайд 2

III Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе которой ученики понимают, что знаний недостаточно)

Учитель: Я произношу слово Язык и прошу написать в тетради ассоциации, связанные с этим словом. (У детей возникают ассоциации, связанные с разными значениями слова язык).

Какие значения слова язык вы имели в виду? (Язык- орган человеческого организма; язык – металлический стержень колокола; язык ???????????????????????????????????????????????????)

Работаем со словом СРЕДСТВО!

Далее используем приём технологии развития критического мышления « Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать своё мнение). После знакомства с основной информацией урока нужно будет вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность.

Предлагаю самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними ( материал распечатан для каждого ребёнка).

Утверждение

Да/Нет

Доказательство

  1. Можно знать язык, но нельзя использовать его как средство общения

  1. Не обязательно пользоваться языком для передачи информации, и без языка всё можно донести точно и понятно

  1. Язык – средство взаимопонимания

  1. Язык – средство пополнения знаний

  1. Язык помогает выразить самые сокровенные чувства

Учащиеся работают самостоятельно или в паре, соглашаясь или нет с утверждениями. Однако, заполняя 3 столбик таблицы, они обязательно будут испытывать затруднения: скажется отсутствие знаний и текстового материала по этим вопросам.

Учитель: Всё ли получилось написать или в чём-то вы испытываете затруднения? Эти затруднения мы и попробуем сегодня преодолеть!

IV Коммуникация (поиск новых знаний индивидуально, в паре, в группе)

Учитель организует деятельность по поиску знаний.

Учитель: Вспомним историю про мальчика « Маугли», рассказанную английским писателем  Редьярдом Киплингом . Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.

Слайд 3: анимация

(2 учеников читают текст с презентации)

Зачем Маугли старательно учил слова? (Маугли учил слова, чтобы пополнить свои знания и научиться общаться с людьми).

Учитель: Понял бы Маугли смысл этих выражений?

Слайд 4:

Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает.

Ласковое слово и кость лОмит.

(Маугли не понял бы смысл этих выражений, ему не хватило бы знаний, словарного запаса). Давайте мы поработаем с этими выражениями:

Слайд 4: анимация по номерам:

  1. Объясните выделенные орфограммы.
  2. Что представляют эти выражения по форме?
  3. Раскройте их смысл. (Это задание выполняется в группах) (Если не смогут сами, то я: К 1 пословице - в 1941 году прозвучало: « Вставай, страна огромная!». И весь народ встал на защиту Родины. Ко 2 пословице - иной человек упрямый, твёрдый, как кость, но и к нему можно подступиться с ласковым словом).

Учитель: Посмотрите, сколько вы всего знаете и понимаете благодаря языку. Конечно, Маугли нужно ещё много заниматься языком, чтобы так, как вы всё объяснять и понимать.

Эти пословицы пришли к нам в современный русский язык из глубокой древности.

Как вы думаете, какими путями, какими способами они дошли до нас? ( Из уст в уста, при помощи письменности)

Слайд 5:

Знаете ли вы

…что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?

…что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости?

… что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию?

Но был изобретён и «язык», более понятный нам.

Слайд 6: (читает ученик)

Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков.

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Это отрывок из поэмы американского писателя Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате».

Кто такой Гайавата? (отвечает подготовленный ученик)

(Гайавата – это главный герой поэмы Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате». Гайавата – это человек чудесного происхождения, который был послан к индейцам, чтобы расчистить их реки, леса, рыболовные места и научить народы мирным искусствам и ремёслам. В прямом переводе с одного из языков древнеиндейских племён Гайавата – это пророк, учитель.)

Что же нарисовал Гайавата?

Слайд 7: Рисунок Гайаваты

Учитель: Какие мысли и какие речи хотел донести рисунком Гайавата?

Учитель организует работу в группах: ученики описывают рисунок, затем каждая группа читает своё описание.

Слайд  8:

Затем читаем отрывок из поэмы «Песнь о Гайавате»(читает ученик):

«Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца.

Вод, лесов и горных высей,

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Для восхода - точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

И всего, что населяет

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

Краской линию прямую,

А волнистые полоски –

Для небес – дугу под нею,

Тучи, дождь и непогоду».

Слайд 11:

Такое письмо называют рисуночным или пиктографией. Благодаря рисункам, сохранившимся  на скалах, на стенах и во многих других местах, мы с вами знаем очень многое о людях, живших до нас. Они нам так передали информацию о себе, так как письменности тогда ещё не было.

Вам удалось точно-точно понять, что хотел своим рисунком сказать Гайавата? (Нет)

А когда прочитали пояснения писателя, стало понятней? (Да)

Как вы думаете, с целью передачи информации что легче и точнее: говорить или рисовать? ( Говорить) Значит, зачем нам нужен язык? ( Для более точной передачи информации).

Учитель: Но это не значит, что современный человек не пользуется для передачи информации рисунками. В нашей с вами речи существует много знаков-символов, которые позволяют нам передавать информацию побыстрей в более сокращённом виде.

Слайд 12: анимация

Что означают эти знаки-символы?

1.Красный крест – эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Это международная гуманитарная организация, работающая сегодня по всему миру. Она оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооружённого насилия.

2. Пять колец – эти кольца окрашены в синий, жёлтый, чёрный, зелёный и красный, и переплетены друг с другом. Олимпийские кольца были разработаны Пьером Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют 5 частей света: Америку, Европу, Азию, Африку и Океания (Австралию).

3.Чаша и над ней головка змеи – символ медицины. Чаша – в ней готовили лекарство, а змея – могущество и мудрость. Вместе – победа над смертью и болезнью.

Учитель: И ещё одна очень интересная задача, принадлежит она английскому драматургу Бернарду Шоу: «Если у меня и у вас есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и меня  останется по сколько яблок? По одному. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по сколько идей? По две». Как известно, идея – это мысль, выраженная словами. У меня, например, есть идея подарить вам стихи в форме диктанта.

(1 чел. пишет на доске):

Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык,

Которым с детства радость, муки

И мысль я выражать привык.

(Проверяем орфографию, пунктуацию, ставим оценку)

Учитель: Какова идея этой небольшой строфы? (Любовь к родному языку)

Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека? Зачем ещё нужен язык? (Язык помогает выразить самые сокровенные чувства)

V Самопроверка, самоконтроль

Учитель:

Обратимся к нашим таблицам с утверждениями: посмотрите на ваши записи и добавьте к ним или исправьте в них что-то, что вам кажется неполным или неправильным.

Учитель: Теперь я вам раздам таблицы с правильными ответами. Сравните свои ответы с ними, добавьте в последний столбик свои мысли, которые, по вашему мнению, всё-таки необходимо оставить.

Затем учитель раздаёт каждому ученику таблицы с эталоном доказательства (верного утверждения), где в разделе « Примечания/Дополнения» ученик может записать и свои мысли-аргументы. Учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит класс к выводу по всему уроку.

Учитель:

Какая же у нас была цель урока? (Ответить на вопрос: «Зачем нужен язык?») Слайд 13

Пользуясь вашими таблицами с утверждениями, составьте и запишите в тетрадь одним предложением ответ на этот вопрос. ( Язык нужен для общения, взаимопонимания, передачи информации, выражения самых сокровенных чувств)

VI Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке и чему научился)

Учитель: Научное решение нашей цели урока мы сформулировали. Попробуем подойти к этому творчески. Выразите своё отношение к вопросу «Зачем нужен язык?» при помощи синквейна или ТРИЗ-загадки.( Можно работать парами.)

Вспоминаем:

Синквейн – это пятистрочие.

1 строка – название-существительное  

2 строка – 2 прилагательных к этому существительному

3 строка – 3 глагола к этому существительному

4 строка – фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме

5 строка – синоним, который раскрывает суть темы

Мой синквейн:

Язык!

богатый  разнообразный

передаёт учит помогает

Нужен для общения

Сокровище!

ТРИЗ-загадка – это загадка в 4 строки о предмете изучения по признакам или действиям

Нужный, но не интернет     или        Учит, а не преподаватель

Читаем синквейны и триз-загадки.

Мои триз-загадки о языке:

Учит, а не преподаватель             Меткий, но не стрела

          Обогащает, а не золото               Богатый, но не миллионер

       Наполняет, а не вода                      Нужный, но не интернет

       Просвещает, а не мудрец              Могучий, но не великан

VII Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужен язык?»
  2. Посочинять ТРИЗ-загадки (по желанию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему наш школьный журнал открывается страницей «Русский язык", а лишь за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?

Слайд 2

Цель урока Исследовать роль языка в жизни человека

Слайд 3

Р. Киплинг «Маугли» Жил когда-то мальчик по имени Маугли. Будучи ребёнком, он попал к волкам, и мать-волчица воспитала маленькое безволосое существо. Повзрослев, Маугли научился подражать боевому кличу оленей в джунглях и хрюканью диких свиней… Но однажды он попал к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?»-подумалось Маугли. Мессуа ,женщина, у которой когда-то волки украли сына, решила, что Маугли её дитя, и стала учить его словам. Как только Мессуа произносила какое-нибудь слово, Маугли очень похоже повторял его и достаточно быстро заучил названия многих предметов в хижине. Зачем Маугли старательно учил слова ?

Слайд 4

Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает. Ласковое слово и кость лОмит . Объясните выделенные орфограммы. Что представляют эти выражения по форме? Раскройте их смысл.

Слайд 5

Из истории возникновения языка Знаете ли вы, что… В Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама? Язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости Канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию?

Слайд 6

Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» …Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски И на гладкой бересте Много сделал тайных знаков, Дивных и фигур, и знаков. Все они изображали Наши мысли, наши речи.

Слайд 8

Такое письмо называют рисуночным или пиктографией.

Слайд 9

Ч то означают эти знаки-символы?

Слайд 10

Подведём итоги Зачем человеку нужен язык ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"

Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...