Правописание НЕ-НИ конспект
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Геращенко Елена Валериевна

Конспект урока в 7 классе " Правописание НЕ-НИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_ne-ni.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №89

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Автор: учитель русского языка и литературы Геращенко Елена Валериевна

Конспект урока русского языка.

      Класс: 7

Тема урока: правописание не – ни, их различение на письме.

Тип урока: закрепление изученного.

Цель: закрепить  знания по правописанию и различению  не – ни.

      Задачи:

 1)  Образовательная:

   а) закрепить умение выбрать нужную частицу в соответствии с ее значением и  ролью в предложении;

    б) повторить фонетику, морфемику, алфавит, орфоэпию, лексику, орфографию с помощью теста в формате ЕГЭ;

    в) продолжить работу с текстом;

    г) повторить орфограммы:

             - правописание частиц не – ни;

             - правописание не с различными частями речи и др.

 д) повторить пунктограммы: знаки препинания в сложных предложениях,  в предложениях с однородными членами, в предложениях с прямой речью, в предложениях с обращением.

2) Развивающая:

а) обогащать словарный запас и  развивать речь учащихся;

б) продолжать работу над словом;

в) развивать умения  работать со словарями   различного типа;

г) развивать умение мыслить.

3) Воспитывающая:

а) прививать любовь к литературе, родному языку;  

б) воспитывать нравственные идеалы.

    Оборудование урока:

-   Компьютер, экран

-  Презентация в программе «Power Point». 

Используемые образовательные технологии:

  1. информационные технологии;
  2. диалоговые технологии;
  3. ориентация на когнитивное развитие личности;
  4. технология  мастерских;
  5. здоровьесберегающие технологии;
  6. технология коллективных способов деятельности;
  7. технология развития креативного мышления;
  8. технология поисковой деятельности;
  9. технология проблемного обучения.

Ход урока.

        I.  Организация.

       II.  Запись числа, классной работы, темы.

      III.  Объявление темы, цели урока. (слайд № 1)

      IV. Теоретическая минутка. (слайд № 2)

- Давайте вспомним, что такое частица?

На какие группы можно разделить частицы?

(Частицы – это служебные слова, которые придают доп. оттенки словам или предложениям и служат для образования форм слов.

Частицы бывают формообразующие, модальные, отрицательные)

-Какие частицы пишутся через дефис?

- Что мы относим к отрицательным частицам? (слайд № 3)

Расскажите об их правописании. (2 ученика отвечают на вопросы)

    V. Индивидуальная работа у доски. (2 учащихся) (слайд № 4)

     В это же время  класс выполняет задания теста.

   1 ученик у доски:

                                   Н… пеш_му  н… кон?ому дороги

                                   И следу нет в ее терем. (Мороз, пролог, 2 явл.)

   2 ученик у доски:

                                    Поклич_ меня. Чего (б) н… п_пр_сила,

                                    Отказу нет тебе. (Весна, пролог, 3 явл.)

Задание: вставить буквы, знаки, объяснить графически.

Из какого произведения взяты эти предложения, чьи это слова, какие пьесы    А. Н. Островского вы знаете?

Тест-пятиминутка для разминки (в формате ЕГЭ)

Задания составлены на литературном материале.

За основу взята пьеса А. Н. Островского « Снегурочка» (слайд №5)

  1. Фонетика. (слайд №6)

В каком примере произносится согласный [р’]?

а) Снегурочка; б) Берендей; в) Мураш; г) Весна –Красна.

II.  Морфемика. (слайд №7)

Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов?

 Бесценный жемчуг

Себе оставь; не дорого ценю я

Свою любовь, но продавать не стану…  ( Снегурочка, I д. 3 явл.)

III.  Графика. Алфавит.(слайд №8)

В каком ряду имена собственные расположены по алфавиту?

 а)  Купава, Мураш, Снегурочка, Лель, Мизгирь, Бобылиха, Брусило;

 б) Бобылиха, Брусило, Купава, Лель, Мизгирь, Мураш, Снегурочка;

 в) Брусило, Бобылиха, Лель, Купава, Снегурочка, Мизгирь, Мураш;

 г) Бобылиха, Брусило, Лель, Купава, Мизгирь, Мураш, Снегурочка.

IV. Орфоэпические нормы (слайд №9)

В каком слове ударение падает на третий слог?

      (1)                         (2)        

Ребенком прибежала

                 (3)                         (4)           (5)                (6)

Снегурочка в зеленый лес – выходит

           (7)                    (8)                     (9)

Девицею с душой счастливой.  ( Снегурочка, IV д. 1 явл.)

V. Лексика (слайд №10)

Каково  лексическое значение слова “ланиты” в предложении:

Хмель ланиты нарумянит

И головку закружит…

а) губы; б) щеки; в) лица; г) уши.  ( Весна – Красна,   IV д. 1 явл.)

VI . Орфография и пунктуация (слайд №11)

Найдите предложение с частицей ни.

а)  Любви моей (н…)купишь. ( Снегурочка, I д. 6 явл.)

б)  Моя беда  что ласки нет во мне

     Толкуют все  что есть любовь на свете

     Что девушке любви (н…) миновать

     А я любви (н…)знаю.    ( Снегурочка, I д. 1 явл.)

в)  Великий царь  уж как (н…)весела

     (Н…)радостна такая встреча Солнцу

     Да только жаль  что (н…)возможна.  ( Бермята, II д. 1 явл.)

г)  (Н…)кто иной  как Мизгирь  был виновен в смерти Снегурочки.  

Проверим пунктуацию. (Слайд №12)

 

  VII. Проверка теста. Оценка.(слайд №13)

           I.   б

         II.    9

        III.    б

        IV.    2

         V.    б

        VI.    в

           

Проверка индивидуальной работы у доски у 2-ух учащихся. (слайд №14)

Чем отличается ни в первом предложении от ни во втором?  

1 – союз

2 - частица  

VIII. Продолжите фразу и объясните правописание (слайд №15)

                                                                            …Не оставлю

                                                Твоей руки, пока в мольбах и стонах

                                               Не выскажу тебе, как… (ноет сердце).

-Чьи слова? (Мизгирь, III д, 3 явл.)

Проверим! (слайд №16)

IX. (Слайд №17) Перед вами изображение Сократа. Кто он?

  Работа с текстом.(слайд №18)

Самым великим ф_лос_фом Греции – а может быть, и всех времен – был Сократ. Но он (н…)был п_сателем и (н…)оставил  (н…)одного сочинения. (3)Он (н…)писал  а только разг_варивал со всеми  и с друзьями  и с (н…)другами  и с первыми уличными встречными7. Сократ (н…) мог (н…)делать этого. Он (н…)утв_рждал, а только спрашивал и п_р_спра-шивал: что такое добро, разум, мужество, красота. И чем больше п_р_спра-шивал, тем труднее было найти хороший ответ. А пока ответ (н…)найден, о чем(же) писать?   “Почему тебя называют мудрец_м, когда ты сам всех обо всем спрашиваешь?” – говорили ему.  (9)Потому что я знаю  что я (н…)чего (н…)знаю  а другие и этого (н…)знают  отвечал Сократ7.

(Календарь школьника)

а)  Чтение, определение темы, идеи, типа и стиля речи.(Слайд№19)

б) Беседа.

  • Кем был Сократ? (Философом)
  • Что означает слово “философия”? (Ожегов: философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.)
  • Определите  этимологию слова (с греч. “phileo” – люблю

                                                                         “Sophia” – мудрость)

  • Каких философов вы знаете? (Аристотель, Платон, Сенека и др.)
  • Какие вопросы занимают умы философов? (Мироздания, взаимоотношения людей, место человека на земле и др.)
  •  Как бы вы ответили на вопросы Сократа, дайте лингво – ассоциативный портрет слов “добро, разум, мужество, красота”(учащиеся выполняют задание письменно).

 (Чтение ответов)

  • Какой известный афоризм встретился вам в этом тексте?
  • (Слайд №20) Какие афоризмы вам известны? Поиграем в игру: ” Закончи фразу”

Победителя… (не судят)

Счастливые… (часов не наблюдают)

Пришел, увидел…(победил)

Горе… (от ума)

Быть… (или не быть)

Любви… (все возрасты покорны)

Проверим! (слайд №21)

  • Какие частицы здесь встретились? Как они пишутся?

Проверка ДЗ

 - Дома вы должны были написать мини – сочинение “Что такое любовь?” Это  философский вопрос, на который ответа сразу не найти. Снегурочка тоже не знала, что такое любовь, пока Весна – Красна не подарила ей возможность чувствовать. Психологи считают, что любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку. А как думаете вы?

 (чтение 1-2 работ).

Самостоятельная работа по карточкам (текст о Сократе): вставить пропущенные буквы и знаки, объяснить графически выбор.

Фронтальная проверка.

Сдача работ для выставления оценок.

 Х. Итог урока.

  • На какие пункты теоретического конспекта по правописанию не – ни не было примеров? (Восклицание в простом предложении  (не),

                                   Отрицание без подлежащего (ни),

                                   Устойчивые выражения (ни),

                                   Ничто иное не… (ни) ).

- (Слайд №22) Объясните правописание не – ни в следующих предложениях:

а) Где он только не бывал!

б) Ни луны, ни звезд, ни контуров, ни силуэтов. (18 в. франц. образовано от       фамилии министра финансов Франции – Силуэт )  

    в)  Проснулись ни свет ни заря.

    г)  Ничто иное, кроме письма матери, не могло его успокоить

 XI. (Слайд №23)  ДЗ РТ №131

XII. (Слайд №24) Организованный конец урока.

Результат.

Учащиеся научились различать частицы не – ни, повторили ранее изученные орфограммы и пунктограммы; проведена работа над словом по словарям различного типа: толковому, этимологическому и орфографическому; имела место работа по развитию речи и обогащению словарного запаса; самостоятельная работа является базой для успешного написания  диктанта с грамматическим заданием по теме “Правописание не - ни”.

Связь с литературой на уроке русского языка помогает воспитывать детей духовно и поощряет к чтению классической литературы, воспитывает нравственные идеалы, сочинения на философские темы развивают умение мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Тема урока: Правописание глаголов. Повторение. План-конспект

План-конспект урока с использованием ЭОР....

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....