Правописание НЕ-НИ конспект
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока в 7 классе " Правописание НЕ-НИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne-ni.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №89
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Автор: учитель русского языка и литературы Геращенко Елена Валериевна
Конспект урока русского языка.
Класс: 7
Тема урока: правописание не – ни, их различение на письме.
Тип урока: закрепление изученного.
Цель: закрепить знания по правописанию и различению не – ни.
Задачи:
1) Образовательная:
а) закрепить умение выбрать нужную частицу в соответствии с ее значением и ролью в предложении;
б) повторить фонетику, морфемику, алфавит, орфоэпию, лексику, орфографию с помощью теста в формате ЕГЭ;
в) продолжить работу с текстом;
г) повторить орфограммы:
- правописание частиц не – ни;
- правописание не с различными частями речи и др.
д) повторить пунктограммы: знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами, в предложениях с прямой речью, в предложениях с обращением.
2) Развивающая:
а) обогащать словарный запас и развивать речь учащихся;
б) продолжать работу над словом;
в) развивать умения работать со словарями различного типа;
г) развивать умение мыслить.
3) Воспитывающая:
а) прививать любовь к литературе, родному языку;
б) воспитывать нравственные идеалы.
Оборудование урока:
- Компьютер, экран
- Презентация в программе «Power Point».
Используемые образовательные технологии:
- информационные технологии;
- диалоговые технологии;
- ориентация на когнитивное развитие личности;
- технология мастерских;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология коллективных способов деятельности;
- технология развития креативного мышления;
- технология поисковой деятельности;
- технология проблемного обучения.
Ход урока.
I. Организация.
II. Запись числа, классной работы, темы.
III. Объявление темы, цели урока. (слайд № 1)
IV. Теоретическая минутка. (слайд № 2)
- Давайте вспомним, что такое частица?
На какие группы можно разделить частицы?
(Частицы – это служебные слова, которые придают доп. оттенки словам или предложениям и служат для образования форм слов.
Частицы бывают формообразующие, модальные, отрицательные)
-Какие частицы пишутся через дефис?
- Что мы относим к отрицательным частицам? (слайд № 3)
Расскажите об их правописании. (2 ученика отвечают на вопросы)
V. Индивидуальная работа у доски. (2 учащихся) (слайд № 4)
В это же время класс выполняет задания теста.
1 ученик у доски:
Н… пеш_му н… кон?ому дороги
И следу нет в ее терем. (Мороз, пролог, 2 явл.)
2 ученик у доски:
Поклич_ меня. Чего (б) н… п_пр_сила,
Отказу нет тебе. (Весна, пролог, 3 явл.)
Задание: вставить буквы, знаки, объяснить графически.
Из какого произведения взяты эти предложения, чьи это слова, какие пьесы А. Н. Островского вы знаете?
Тест-пятиминутка для разминки (в формате ЕГЭ)
Задания составлены на литературном материале.
За основу взята пьеса А. Н. Островского « Снегурочка» (слайд №5)
- Фонетика. (слайд №6)
В каком примере произносится согласный [р’]?
а) Снегурочка; б) Берендей; в) Мураш; г) Весна –Красна.
II. Морфемика. (слайд №7)
Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов?
Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану… ( Снегурочка, I д. 3 явл.)
III. Графика. Алфавит.(слайд №8)
В каком ряду имена собственные расположены по алфавиту?
а) Купава, Мураш, Снегурочка, Лель, Мизгирь, Бобылиха, Брусило;
б) Бобылиха, Брусило, Купава, Лель, Мизгирь, Мураш, Снегурочка;
в) Брусило, Бобылиха, Лель, Купава, Снегурочка, Мизгирь, Мураш;
г) Бобылиха, Брусило, Лель, Купава, Мизгирь, Мураш, Снегурочка.
IV. Орфоэпические нормы (слайд №9)
В каком слове ударение падает на третий слог?
(1) (2)
Ребенком прибежала
(3) (4) (5) (6)
Снегурочка в зеленый лес – выходит
(7) (8) (9)
Девицею с душой счастливой. ( Снегурочка, IV д. 1 явл.)
V. Лексика (слайд №10)
Каково лексическое значение слова “ланиты” в предложении:
Хмель ланиты нарумянит
И головку закружит…
а) губы; б) щеки; в) лица; г) уши. ( Весна – Красна, IV д. 1 явл.)
VI . Орфография и пунктуация (слайд №11)
Найдите предложение с частицей ни.
а) Любви моей (н…)купишь. ( Снегурочка, I д. 6 явл.)
б) Моя беда что ласки нет во мне
Толкуют все что есть любовь на свете
Что девушке любви (н…) миновать
А я любви (н…)знаю. ( Снегурочка, I д. 1 явл.)
в) Великий царь уж как (н…)весела
(Н…)радостна такая встреча Солнцу
Да только жаль что (н…)возможна. ( Бермята, II д. 1 явл.)
г) (Н…)кто иной как Мизгирь был виновен в смерти Снегурочки.
Проверим пунктуацию. (Слайд №12)
VII. Проверка теста. Оценка.(слайд №13)
I. б
II. 9
III. б
IV. 2
V. б
VI. в
Проверка индивидуальной работы у доски у 2-ух учащихся. (слайд №14)
Чем отличается ни в первом предложении от ни во втором?
1 – союз
2 - частица
VIII. Продолжите фразу и объясните правописание (слайд №15)
…Не оставлю
Твоей руки, пока в мольбах и стонах
Не выскажу тебе, как… (ноет сердце).
-Чьи слова? (Мизгирь, III д, 3 явл.)
Проверим! (слайд №16)
IX. (Слайд №17) Перед вами изображение Сократа. Кто он?
Работа с текстом.(слайд №18)
Самым великим ф_лос_фом Греции – а может быть, и всех времен – был Сократ. Но он (н…)был п_сателем и (н…)оставил (н…)одного сочинения. (3)Он (н…)писал а только разг_варивал со всеми и с друзьями и с (н…)другами и с первыми уличными встречными7. Сократ (н…) мог (н…)делать этого. Он (н…)утв_рждал, а только спрашивал и п_р_спра-шивал: что такое добро, разум, мужество, красота. И чем больше п_р_спра-шивал, тем труднее было найти хороший ответ. А пока ответ (н…)найден, о чем(же) писать? “Почему тебя называют мудрец_м, когда ты сам всех обо всем спрашиваешь?” – говорили ему. (9)Потому что я знаю что я (н…)чего (н…)знаю а другие и этого (н…)знают отвечал Сократ7.
(Календарь школьника)
а) Чтение, определение темы, идеи, типа и стиля речи.(Слайд№19)
б) Беседа.
- Кем был Сократ? (Философом)
- Что означает слово “философия”? (Ожегов: философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.)
- Определите этимологию слова (с греч. “phileo” – люблю
“Sophia” – мудрость)
- Каких философов вы знаете? (Аристотель, Платон, Сенека и др.)
- Какие вопросы занимают умы философов? (Мироздания, взаимоотношения людей, место человека на земле и др.)
- Как бы вы ответили на вопросы Сократа, дайте лингво – ассоциативный портрет слов “добро, разум, мужество, красота”(учащиеся выполняют задание письменно).
(Чтение ответов)
- Какой известный афоризм встретился вам в этом тексте?
- (Слайд №20) Какие афоризмы вам известны? Поиграем в игру: ” Закончи фразу”
Победителя… (не судят)
Счастливые… (часов не наблюдают)
Пришел, увидел…(победил)
Горе… (от ума)
Быть… (или не быть)
Любви… (все возрасты покорны)
Проверим! (слайд №21)
- Какие частицы здесь встретились? Как они пишутся?
Проверка ДЗ
- Дома вы должны были написать мини – сочинение “Что такое любовь?” Это философский вопрос, на который ответа сразу не найти. Снегурочка тоже не знала, что такое любовь, пока Весна – Красна не подарила ей возможность чувствовать. Психологи считают, что любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку. А как думаете вы?
(чтение 1-2 работ).
Самостоятельная работа по карточкам (текст о Сократе): вставить пропущенные буквы и знаки, объяснить графически выбор.
Фронтальная проверка.
Сдача работ для выставления оценок.
Х. Итог урока.
- На какие пункты теоретического конспекта по правописанию не – ни не было примеров? (Восклицание в простом предложении (не),
Отрицание без подлежащего (ни),
Устойчивые выражения (ни),
Ничто иное не… (ни) ).
- (Слайд №22) Объясните правописание не – ни в следующих предложениях:
а) Где он только не бывал!
б) Ни луны, ни звезд, ни контуров, ни силуэтов. (18 в. франц. образовано от фамилии министра финансов Франции – Силуэт )
в) Проснулись ни свет ни заря.
г) Ничто иное, кроме письма матери, не могло его успокоить
XI. (Слайд №23) ДЗ РТ №131
XII. (Слайд №24) Организованный конец урока.
Результат.
Учащиеся научились различать частицы не – ни, повторили ранее изученные орфограммы и пунктограммы; проведена работа над словом по словарям различного типа: толковому, этимологическому и орфографическому; имела место работа по развитию речи и обогащению словарного запаса; самостоятельная работа является базой для успешного написания диктанта с грамматическим заданием по теме “Правописание не - ни”.
Связь с литературой на уроке русского языка помогает воспитывать детей духовно и поощряет к чтению классической литературы, воспитывает нравственные идеалы, сочинения на философские темы развивают умение мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"
Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...
Тема урока: Правописание глаголов. Повторение. План-конспект
План-конспект урока с использованием ЭОР....
Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"
Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....
Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.
Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....