Урок русского языка для 7 класса в условиях обучения на дому в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 7 классе Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «особый ребенок» г. Смоленска»
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Местоимение как часть речи.
Лицо и число местоимений».
Разработала:
Веденина Н.Г.
Цель: Познакомить с новой частью речи и её ролью при общении.
Задачи:
1.Закрепить знания о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.
3. Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в «Страну знаний». Путь к знаниям нелегкий. Нужно будет отворить несколько дверей, а чтобы получить ключ от каждой двери придется приложить все свои знания и умения.
Сообщение темы.
Для начала, определимся, готова ли ты к походу. Для этого необходимо определить тему, с которой будут связаны эти препятствия.
«Третий лишний»
(на доске: Подлежащее, сказуемое, местоимение.)
Объясняет свой выбор и записывает тему урока: Местоимение.
Актуализация опорных знаний
- В прошлом году мы встречались с этой частью речи. Во время похода мы закрепим имеющиеся знания и обязательно узнаем новое. А сейчас вспомни: что ты уже знаешь об этой части речи.
- Правильно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, существительные нашли себе «заместителей».
Формирование новых знаний.
- А вот и первая дверь.
На ней написаны предложения. Указаны части речи. Работа выполнена аккуратно, почему же дверь закрыта? Может, есть ошибки?
«Исправь ошибки»
сущглсущглпрсущ
Самолет снижался. Он блестел на солнце.
-. Действительно «он» - это местоимение. Докажите свой ответ.
( не называет предмет, а только указывает на него)
- несмотря на то, что предметы местоимения не называют, в предложении они могут быть как второстепенными членами, так и подлежащим.
А вот и следующая дверь.
- Что это на ней написано? (местоимения в хаотичном порядке)
Дело в том, что местоимения работают в трех лицах и могут изменяться по числам. Но они перемешались, заблудились и не могут найти свои места, а мы – открыть дверь в «Страну знаний».
На экране: дверь, на которых написаны местоимения.
- Когда мы говорим о себе, то вместо имени употребляем слова? ( Я, МЫ)
- Это местоимения 1-го лица. (в тетрадях : 1 лицо – я,мы)
- Обращаясь к другому лицу, мы говорим? (ТЫ, ВЫ)
- Это местоимения 2-го лица.( в тетрадях: 2лицо- ты,вы)
- То лицо или предмет, о котором мы говорим, мы называем словами? (ОН, ОНА,…)
- И это местоимения 3-го лица. ( в тетрадях: 3лицо- он, она, оно, они)
В это время на двери появляется таблица «Лицо и число местоимений»
Я МЫ
ТЫ ВЫ
ОН ОНА ОНО ОНИ
- Вот и с этим замком мы справились. Идем дальше. Что-то кажется, ты слегка устала. Пора бы и отдохнуть.
Звучит начало песни С.Ротару «Родина моя», повторяет движения за учителем.
- Как ты думаетшь, почему я включила именно эту песню? ( Она начинается с местоимений)
-Следующая дверь.
«Угадайка»
- Необходимо угадать, о каких героях говорится в предложениях.
На доске: Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. Он в темный лес ягненка уволок. «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?». Когда дед разорился, я пошел в «люди».
Учащаяся переписывает предложения в тетради, подчеркивает местоимения, в скобках записывает действующее лицо.
На карточке появляются предложения с подчеркнутыми местоимениями и именами героев.
- Что-то дверь не открывается, наверное, были ошибки. Давай реабилитируемся, укажем лицо местоимений.
И еще одна дверь
- исправить речевые ошибки в тексте.
На экране предложения:
Дорога здоровья вела к озеру. Озеро искрилось в лучах солнца.
Татьяна учится в спортивной школе. Татьяна увлекается плаванием.
(дети заменяют повторяющиеся существительные местоимениями)
- А на этой двери какая-то таблица. С какой частью речи часто путают местоимение? Правильно, с существительным. Сейчас нам предстоит составить таблицу сравнения, чтобы открыть следующую дверь.
Учитель указывает объект сравнения, учащаяся отвечает, таблица постепенно заполняется.
Существительное | Линия сравнения | Местоимение. |
| Отвечает на вопросы. Что обозначает? Чем является в предложении? Наличие приставок и предлогов. Грамматические категории Примеры. | Кто? Указывает на предмет, не называя его. Подлежащим, второстепенным членом Только предлоги. Число, лицо, падеж, род (в3лице ед.ч) Я, мы, ты, вы, она, он, онм |
Кажется мы подошли к последней двери. Задание посложнее, но ты то справишься, я в этом уверена.
Шифровка: выпишите по порядку номера местоимений
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Он по вам и но ты я кот они про за нам
Подставьте под каждое число нужную букву и прочитайте, что получилось.
1 – у 4 – д 7 – и 10 - я
2 – с 5 – к 8 – а 11 - р
3 – м 6 – н 9 – ц 12 – ы
Ответ: 1-у, 3-м, 6-н, 7-и, 9-ц, 12-ы.
Молодец, сумела открыть все двери и попасть в «Страну знаний». Но что же нас ожидает за последней дверью?
На экране кластер:
указывает на предмет отвечает на вопрос : кто
не имеет приставок Местоимение в предложении: подлежащее
или второстепенный член
Грамматические признаки
Лицо число падеж род
1-е 2-е 3-е ед.ч. мн.ч в 3л.ед.ч
Я мы ты вы он она оно они
- Это все наши знания о местоимении. В подарок я вручаю тебе такую схему. Посмотри внимательно, какая грамматическая категория у нас не заполнена? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: Выучить лицо и число местоимений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...
Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...
Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида
Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...
Особенности обучения наглядной геометрии в коррекционной школе VIII вида
В данной статье размещен опыт работы учителя математики в школе VIII вида...
Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида
В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)
по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...
Конспект урока чтения в 8 классе для детей со сложной структурой дефекта коррекционной школы VIII вида "Ручей и камень"
Адаптированный конспект урока чтения для учащихся 8 класса для детей со сложной структурой урока с использованием тренажёров для отработки навыков чтения....