Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. (М.М. Разумовская и др.).
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с:
Нормативными правовыми документами федерального уровня:
• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
• Приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями от 23.06.2015 года.
Нормативными правовыми документами локального уровня:
• Уставом МБОУ Девятовская ООШ; • Основной образовательной программой, реализующей ФК ГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;
• Примерной программой основного общего образования по русскому языку, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._9_klass._m.m._razumovskaya_i_dr.docx | 105.8 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с:
Нормативными правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями от 23.06.2015 года.
Нормативными правовыми документами локального уровня:
• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;
• Основной образовательной программой, реализующей ФК ГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;
- Примерной программой основного общего образования по русскому языку, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Стержневая грамматическая тема в 9 классе сохраняется традиционная – «Сложное предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется семитическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий.
Особое внимание в 9 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения.
Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация — один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность.
В 9 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. Поскольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения.
Особенности работы по развитию речи в 9 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст - рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Цели обучения
Обучение русскому языку в 9 классе направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В соответствии с этими целями задачи обучения русскому языку по данной программе сводятся к следующему:
- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
- Формирование у детей чувства языка.
- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
- Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых, правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из приоритетных направлений в обучении русскому языку является усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. содержание курса 9 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам (в первую очередь терминологию и общенаучную лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.
Контроль знаний будет осуществляться через тестирование, приближённое по типовой структуре к ГИА; комплексный анализ текста, контрольные диктанты.
Дидактический материал, тексты для комплексного анализа, задания по развитию устной и письменной речи включают в себя региональный компонент.
На уроках обобщающего повторения используются электронные учебники, мультимедийные презентации, опорные схемы-конспекты.
Планирование рабочей программы ориентировано на требования государственной итоговой аттестации (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому (родному) языку и литературе, направлены на реализацию образовательного стандарта.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Основное содержание по разделам (68 часов)
Русский язык – национальный язык русского народа.
Русский язык среди других языков мира (1час).
Повторение и систематизация изученного материала в 5-8 классах (8 часов).
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.
- Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком.
- Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях
- Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком
- Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфичных (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых). Усовершенствовать навыки морфологического разбора разных частей речи.
- Закрепить навыки выделения в тексте словосочетаний; усовершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения.
- На обобщающей основе (знаки отделяющие и выделяющие) закрепить навыки пунктуации простого предложения. Закрепить навыки орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (5 часов).
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.
- Научиться различать сложные предложения. Дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания
- Научиться классифицировать сложные предложения.
- Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.
- Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Научиться расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении. Уметь отличать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).
- Научиться производить синтаксический разбор сложносочиненных предложений; употреблять в речи эти предложения.
- Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение (16 часов).
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Повторить сведения о видах сложного предложения. Научиться отличать подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.
- Научиться классифицировать сложноподчиненные предложения. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.
- Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
- Научиться производить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
- Научиться отличать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных предложений. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным — простое предложение с обособленным членом предложения). Уметь находить сложноподчиненные предложения с разными придаточными в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (4 часа).
Предложения с несколькими придаточными. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Научиться отличать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных
предложений.
- Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы;
уметь их составлять.
- Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
Бессоюзное сложное предложение (6 часов).
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)
- Научиться определять важнейшие значения, присущие бессоюзным предложениям:
а) перечисления;
б) причины, пояснения, дополнения;
в) противопоставления, времени или условия, следствия.
- Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (5 часов).
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
- Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам.
- Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
- Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе (7 часа).
Повторение основных разделов курса русского языка в основной школе. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5—9 классов.
Речь (16 часов).
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
2. Учебный план.
Всего – 68 часов, в неделю – 2 часа
№ урока | Разделы | Количес-тво часов | Вид занятий (количество часов) | ||
Проектная деятель-ность | Практиче-ские, самос-тоятельные, творческие, контрольные работы | Виды контроля | |||
1 | О ЯЗЫКЕ. | 1 |
| ||
2-9 | ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Повторение изученного материала в 5 – 8 классах. | 8 |
| КД № 1. | |
10-13 | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Сложное предложение. | 49 4 |
|
| |
14-16 | Сложносочинённое предложение. | 3 |
| КД № 2. | |
17-38 | Сложноподчинённое предложение. | 22 | 1 |
| КД № 3. |
39-43 | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. | 5 |
| КД № 4. | |
44-51 | Бессоюзное сложное предложение. | 8 |
| КД № 5. | |
52-58 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 7 | КД № 6.
| ||
59-68 | Итоговое повторение и систематизация изученного материала в 5-9 классах. | 10 |
| Итоговый КТ. Написание сжатого изложения. Написание сочинения. Комплексный анализ текстов в формате ГИА. | |
В С Е Г О: | 68 | 1 | 31 | ||
32 |
3. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока
| Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль |
Четверть I (18 часов) | ||||
О ЯЗЫКЕ (1 час) | ||||
1. | Русский язык – национальный язык русского народа. | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, террит. диалекты, соц. диалекты (жаргоны) и просторечия. | Национальный язык, его назначение, образование, развитие и особенности. Формирование навыков анализа лингвистического текста и создания собственного высказывания на лингвистическую тему. |
|
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Повторение изученного материала в 5 – 8 классах (8 часов: 5+3 р.р.) | ||||
2. р/р. | Повторение. Стили речи. Типы речи. | Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи | Формирование умения стилистического и типологического анализа текста. Формирование умения создавать устный лингвистический текст по обобщающим таблицам. Создание письменного ответа о стилистике текста. Закрепление знаний о типах речи. |
|
3. | Повторение изуче-нного материала. Фонетика. Орфоэпия. Графика. | Повторение раздела «Фонетика. Орфография. Графика». Литературные нормы русского языка. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфография и графика. | Расширить представление об орфоэпической литературной норме и её разновидностях. Понятие о комплексном разборе текста. Лингвистический разбор различных видов. Формирование навыков орфоэпического и фонетического разбора. |
|
4. | Повторение изуче-нного материала. Лексика. Морфемика. Словообразование. | Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования | Обобщение знаний из области лексики, морфемики, словообразования. Закрепление навыков лексического, морфемно-словообразовательного разбора и их роль в орфографии. Закрепление навыков работы с различными типами словарей. Закрепление умения определять и грамотно формулировать основную мысль текста. |
|
5. р/р. | Обучение изложе-нию (сжатый пересказ текста). | Способы сжатия текста. | Формирование умения сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информационную. Формирование умения создавать свой, оригинальный текст по заданию. | |
6. | Повторение изуче-нного материала. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. | Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ | Обобщение и закрепление знаний о частях речи. Закрепление умения выделять словосочетание из предложения. Орфография: написание окончаний и –н–, –нн–. | |
7. | Повторение изуче-нного материала. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. | Морфология и орфография. Знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. | Закрепление навыка пунктуации простого предложения. Совершенствование навыков морфологического и синтаксического разбора. Обобщение и закрепление орфографических навыков. Формирование навыка самоконтроля. | |
8. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного материала в 5-8 классах». КД № 1 | Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В | Проверить уровень владения изученным материалом. Написание диктанта с грамматическим заданием. | КД № 1 «Повторение изученного материала в 5-8 классах». |
9. р/р. | Художественный стиль речи и язык художественной литературы. | Составление небольших высказываний | Закрепление умения языкового анализа, умения выразительного чтения и устного пересказа. |
|
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Сложное предложение (4 часов: 2+2 р.р.) | ||||
10. | Понятие о слож-ном предложении. | Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений. | Признаки разграничения сложных и простых предложений. Сформировать понятие СП. Познакомить со средствами связи частей СП и знаки препинания в них. Формирование умения читать и составлять схемы сложных предложений; умения различать данные предложения; умения работать с текстом; умения пересказывать лингвистический текст. |
|
11. | Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения. | Сочинительные союзы. | Понятия о классификации сложных предложений и средствах связи между их частями. Закрепление навыка различения сложных и простых предложений. Формирование умения выразительного чтения сложных предложений. | |
12-13. р/р. | Подготовка к сжатому изложению. Сжатое изложение. | Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста. | Формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста публицистического стиля и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического стиля. Тема текста. Основная мысль. Микротемы. Приёмы сжатия текста. | |
Сложносочинённое предложение (3 часа) | ||||
14. | Понятие о сложно-сочинённом предложении (ССП). | Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые отношения между частями ССП. | Формирование понятия ССП как единства его предикативных частей, образующегося на основе сочинительной связи. Продолжить формирование пунктуационных навыков расстановке знаков препинания в ССП. Строение сложносочинённые предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями ССП. |
|
15. | Виды ССП. | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. | Закрепление знаний о ССП, их отличиях от других синтаксических конструкций. Продолжить формирование умений различать основные значения ССП. Формирование умения ставить знаки препинания в ССП; умения самоанализа и самоконтроля. Формирование навыков синтаксического разбора ССП. |
|
16. | КД № 2 «Сложно-сочинённые предложения». | Проверка орфографических навыков. Знание пунктуации в ССП и способность грамотно употреблять ССП в речи. | КД № 2 «ССП». | |
Сложноподчинённое предложение (22 часа: 16+6 р.р.) | ||||
17. | Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП). | Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей. | Расширить знания о видах СП. Сформировать понятие СПП. Дать представление об отличии союзов и союзных слов. Строение СПП, средства связи СПП, отличие сочинительных союзов от союзных слов. | |
18. | Виды СПП. | Виды придаточных предложений, способы их различения | Формирование умения классифицировать СПП, отличать СПП от других видов предложений. Сформировать умение различать подчинительные союзы и союзные слова. Конструирование СПП. Контроль сформированности пунктуационного навыка. ЗСП-2. | |
Всего: | 18 | |||
Четверть II (14 часов) | ||||
19. | СПП с придаточными определительными. | Придаточные определительные, их синтаксические синонимы. | Формирование умения определять, характеризовать СПП с придаточными определительными. Закрепление навыка пунктуации в СПП, правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок. ЗСП-3. |
|
20. | СПП с придаточными определительными. | Придаточные определительные, их синтаксические синонимы. | Знакомство с СПП с придаточными местоимённо-соотносительными и их особенностями. Формирование умения редактирования текста с использованием синтаксической синонимии, использования СПП с придаточными определительными в речи. | |
21. | СПП с придаточными изъяснительными. | Придаточные изъяснительные | Познакомить с особенностями СПП с придаточными изъяснительными. Формирование умения находить их в тексте, ставить знаки препинания, сжимать текст. | |
22. | Знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными. | Придаточные изъяснительные | Пунктуация СПП с придаточными изъяснительными. Формирование умения использовать их в речи, комплексно анализировать текст (форма устного экзамена), навыка исправления речевых ошибок и правильного словоупотребления. Использование репродукции картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». | |
23. р/р. | Сжатое изложение по тексту публици-стического стиля. | Сжатое изложение | Проверить умение грамотно употреблять в речи СП. Тема текста. Основная мысль. Микротемы. Приёмы сжатия текста. | |
24. | СПП с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными места. | Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным | Познакомить с особенностями СПП с придаточными места. Конструирование этих предложений, нахождение их в тексте, употребление в речи, различение омонимичных конструкций. ЗСП-4. | |
25. р/р. | Текст. Строение текста. | Строение текста. | Формирование умения определять способ и средства связи в тексте. Формирование умения использовать средства связи как стилистический приём, усиливающий выразительность речи при создании текста. | |
26. | СПП с придаточными времени. | Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным | Особенности СПП с придаточными времени. Формирование умения конструировать предложения данного вида, находить их в текстах, ставить запятые, употреблять их в речи, составлять текст творческого задания к изложению. | |
27. | СПП с придаточным сравнительным. | Придаточные сравнительные | Формирование навыка узнавания и характеристики данного типа предложений; различение конструкций с союзом «КАК» и знаки препинания в них. ЗСП-5. | |
28. | СПП с придаточ-ными образа дейст-вия и степени. | Придаточные образа действия и степени. | Особенности типа придаточных. Конструирование данных СПП, их употребление в речи. | |
29. | СПП с придаточ-ными цели. | Придаточные цели. | Формирование навыка узнавания и характеристики данного вида предложений. Закрепление пунктуационного навыка, умение создавать алгоритм работы. | |
30. | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложно-подчинённое предложение». | Контроль знаний | Написание диктанта с грамматическим заданием. | Контрольный диктант № 3 по теме «ССП». |
31. р/р. | Речевые жанры. | Уметь сохранять элементы публицистического стиля во вторичном тексте, использовать в речи синтаксические конструкции: ССП, СПП. | ||
32. р/р. | Путевые заметки. | Путевые заметки. | Особенности жанра: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства связи. | |
Всего: | 14 | |||
Четверть III (20 час) | ||||
33. | СПП с придаточ-ными условия. | Придаточные условия | Формирование навыка узнавания и характеристики данного вида предложений, пунктуации в них и комплексного анализа текста. | |
34. | СПП с придаточ-ными причины и следствия. | Придаточные причины и следствия | Формирование умения узнавать и характеризовать предложения данного типа. Закрепление навыка пунктуации, конструирование предложений по заданному условию. ЗСП-6. | |
35. | СПП с придаточ-ным уступитель-ным. | Придаточные уступительные | Обобщение изученного материала по теме. Формирование умения самоконтроля, редактирования чужого и своего текста, выполнение творческого задания, основанного на восприятии текста. ЗСП-7. Закрепление умения синтаксического разбора предложения. | |
36. р/р. | Речевые жанры. Эссе. | Эссе. Понятие о жанре. | Знакомство с эссе как жанром публицистического стиля, его типологией и языковыми средствами. Формирование умения распознавать жанр, характеризовать текст данного жанра. | |
37. | Систематизация и обобщение изуче-нного по теме «Сложноподчинённое предложение». | Строение сложноподчиненных предложений разных видов. | Контроль усвоения темы, сформированности пунктуационного навыка, умения конструирования предложения по схемам, определения вида СПП. | |
38. р/р. | Сочинение в жанре эссе (рассуждение – размышление). | Подготовка к домашнему эссе «О времени и о себе». | Формирование умения писать сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). | |
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (5 часов: 4+1 р.р.) | ||||
39. | Понятие о сложно-подчинённом предложении с несколькими придаточными. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточными предложениями. Стилистические особенности этих предложений. ЗСП-8. | |
40. | Знаки препинания в СПП с несколь-кими придаточны-ми. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Закрепление навыка пунктуации в СПП. | |
41. | Знаки препинания в СПП с несколь-кими придаточны-ми. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Формирование умения ставить знаки препинания при встрече подчинительных и сочинительных союзов в придаточном предложении. Закрепление умения конструировать СПП по схемам и употреблять в речи. Комплексный повтор. | |
42. | Контрольный диктант № 4 по теме «Сложнопод-чиненное предло-жение». | Текст диктанта с грамматическими заданиями. | Написание диктанта с грамматическим заданием | Контрольный диктант № 4 по теме «СПП». |
43. р/р. | Рецензия. Понятие о жанре. | Понятие о жанре рецензия | Особенности жанра: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства связи. ЗСП-10. |
|
Бессоюзное сложное предложение (8 часов: 6 + 2 р.р.) | ||||
44. | Понятие о бессоюз-ном сложном предложении (БСП). | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП. | Изучение признаков БСП и формирование умения распознавать их в тексте; умение создавать план лингвистического текста и пересказывать его по этому плану. Интонация БСП. Использование репродукции картины Н.Я.Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой». ЗСП-9. |
|
45. | Бессоюзные слож-ные предложения со значением перечисления. | Интонация БСП. | Правило постановки запятой и точки с запятой в БСП. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации. | |
46. | Бессоюзные слож-ные предложения со значением при-чины, пояснения, дополнения. | Двоеточие в БСП. | Правило постановки двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации. ЗСП-11. | |
47. | Бессоюзные слож-ные предложения со значением про-тивопоставления или времени, усло-вия и следствия. | Тире в БСП. | Правило постановки тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации. |
|
48. | Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Закрепление знаний и умений по теме. Формирование умения самоконтроля и самопроверки. ЗСП-12. |
| |
49. | КД № 5 «БСП» | Контроль усвоения знаний и формирования умений. | КД № 5 «БСП» | |
50-51. р/р | Подготовка к сочи-нению на лингви-стическую тему. | Сочинение на лингвистическую тему. | Презентация План сочинения – рассуждения Образцы сочинений на лингвистическую тему. Работа с образцовыми текстами. Анализ текстов. Композиция. Тезис. Аргументация. Вывод. | |
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (7 часов: 5+2 р.р.) | ||||
52. | Сложные предло-жения с различны-ми видами союз-ной и бессоюзной связи. | Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи; их правильное построение и уместное употребление. Знаки препинания в них. ЗСП-13. | |
Всего: | 20 | |||
Четверть IV (16 часов) | ||||
53. | Сложные предложе-ния с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи | Закрепление пунктуационных навыков. Интонационные и стилистические особенности сложных предложений с разными видами связи. Их использование в речи ЗСП-14. ЗСП-15. | |
54. | Сложные предложе-ния с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период. | Закрепление пунктуационных навыков. Интонационные и стилистические особеннос-ти сложных предложений с разными видами связи. Их использование в речи ЗСП-14, 15. | Творческая работа. |
55. | Контрольный дик-тант № 6 по теме «Сложное предло-жение с различны-ми видами связи». | Текст диктанта с грамматическими заданиями . | Написание диктанта с грамматическим заданием. | КД № 6 по теме «СП с различными видами связи». |
56-57. р/р. | 1.Использование различных стилей в художественных произведениях. 2.Сжатое изложение с элементами рас-суждения. | Сжатое изложение с элементами рассужде-ния. | Сжатие текста с сохранением его стилевых особенностей, правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст. Знать и уметь использовать все способы сжатия текста. |
|
58. | Анализ письмен-ных работ. | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте и изложении. | ||
Итоговое повторение и систематизация изученного материала в 5-9 классе (10 часов: 7+3 к.р.) | ||||
59. | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. | Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | Знать сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков, уметь из вариантов ударения выбирать прави-льный, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпической нормы; производить элементар-ный звуковой анализ текста; находить особен-ности звукописи текста (аллитерацию, ассонанс). | |
60. | Лексика. Морфемика. Словообразование. | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. | ||
61-62. | Морфология и орфография. | Морфология и орфография | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. | |
63-64. | Орфография и пунктуация. | Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания | ||
65. | Повторение всех материалов для выполнения ГИА по русскому языку. | Сжатое изложение и задания уровня А,В | Воспитание уверенности в своих знаниях. Умение систематизировать материал. Проводить самоанализ деятельности. Видеть трудности и их причины. Составлять план преодоления трудностей тестовых заданий. Знать Кодификатор и спецификатор ГИА – 9 по русскому языку. Знать алгоритмы выполнения заданий. Знать критерии оценивания изложения и сочинения. Уметь рассчитать время выполнения заданий. Работать с бланками ГИА. Писать сжатое изложение, сочинение по данной теме не менее 70 слов. | |
66-67. | Итоговый контрольный тест. | «Выполнение ГИА – 9 по русскому языку в полном формате с написанием сжатого изложения и сочинения». | Воспитание уверенности в своих знаниях. Умение систематизировать материал. Проводить самоанализ деятельности. Видеть трудности и их причины. Составлять план преодоления трудностей тестовых заданий. Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты; при создании сочинений интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта | Итоговый контрольный тест |
68. | Работа над ошибками вариантов ГИА. Итоговое повторение и систематизация изученного материала в 9 классе. | Выполнение упражнений, подготовленных на основе анализа ГИА. Комплексный анализ текстов в формате ГИА. | Презентация результатов проверки ГИА. Анализ наиболее проблемных тем. Тренинг. Практикум. Проблемные вопросы и задания. Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей. | |
Всего: | 16 | |||
ВСЕГО: | 68 |
4. Учебно-методический комплекс.
Для обучающихся:
1.Русский язык. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 – 2013.
Для учителя:
1.Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл. /сост. Е.И. Харитонова (авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.)- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010;
2.Русский язык. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013;
3.Русский язык. 9 класс: Поурочные планы / Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2002.
4.Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс к учебнику М. М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой и др. «Русский язык: 9 класс» / Е.А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2007;
5.Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г.А. Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
6.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 класс» / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.; Под ред. М. М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2000;
Дополнительная литература:
1.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 – 9 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997;
2.Методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 класса / Сост. В.Г. Кувакина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 1995;
3.Методические материалы по русскому языку / Сост. Н.А. Шутова, Н.И. Чиркова. – Ижевск: Удмуртский ИУУ, 1996;
4.Русский язык: Пунктуация / Е.А. Яковлева. – М.: Русский язык, 1994;
5.Фонетика – это интересно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992;
6.Русский язык: Справочник школьника / Научная разработка и сост.
7.Превращения слов: Кн. для учащихся / Сост. А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991
8.В мире слов: Кн. для учителя / Н.М. Шанский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985;
9.Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / К.А. Войлова, А.В. Канафьева, В.В. Леденёва и др. – М.: Дрофа, 1999;
10.Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1995
Словари:
1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001;
2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ» 2001;
3.Ожегов С.И. словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1989;
4.Краткий словарь иностранных слов / Под. редакцией И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова. – 7-е стереотипное издание. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952;
5.Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990;
6.Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся / А.Н. Тихонов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991;
7.Орфографический словарь русского языка. Зав. ред. В.В. Пчёлкина;
8.Школьный орфографический словарь русского языка. / М.Т. Баранов. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000;
9.Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. – 40-е изд., испр. – М.: просвещение, 1988;
10.Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985.
5. Контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием
(повторение).
Цель урока: проверить эффективность повторения материала V—VIII классов, закрепить навыки лингвистического разбора.
I. Диктант
По реке.
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.
Мы плыла медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(174 слова)
II. Грамматическое задание (по вариантам)
1. Фонетический разбор:
1) птичьим
2) обсуждали
2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:
1) прерываемая
2) натолкнувшись
3. Морфологический разбор:
1) в течение
2) никому
4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):
1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.
2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
5. Определить тип предложений:
1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой... — безличное.)
2) найти неполное предложение (Где-то защелкал соловей, за ним другой.)
Контрольный диктант № 2
Сложносочинённые предложения
У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что в небе хорошо видны горные вершины облаков. (По К. Паустовскому)
Дополнительные задания:
1. Произведите синтаксический разбор одного из сложносочиненных предложений.
2. Подчеркните обособленные обстоятельства.
3. Найдите слова с орфограммой -н-, -нн-, графически объясните выбор написания. Приведите 3 примера с этой же орфограммой.
4. Подчеркните неоднородные определения.
5. Обозначьте морфемы в 3-х причастиях.
Контрольный диктант № 3.
Сложноподчинённые предложения
1. Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.
2. Учитель читает диктант второй раз, после чего ученики по схемам восстанавливают текст.
1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, — замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.
(79 слов) (По В. Солоухину)
Схемы предложений:
1. […тогда], когда ( ).
2. Чтобы ( ), [ ].
3. [ ], пока ( ).
4. [ ].
5. [ ], когда ( ).
6. [ ].
7. [ ], (которые…).
Работа с текстами № 1.
Прочитать сложноподчиненные предложения, сделать их схемы. Например:
Из № 1: Не нужно говорить, что тогда во мне происходило.
[ ], (что…).
Из № 2: Он шел, как идут на сцене знатные бояре, как какой-нибудь старый князь Иван Ховансквй, окруженный почтительной челядью.
[ ], (как...), (как…).
Из № 3: Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором, который представил его тут же губернаторше.
[ ], ( ), (который...).
Из № 4: Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
[Столько…], что ( ).
Из № 5: Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес.
[ ], что ( ), если ( ).
Из № 6: А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника.
[ …, когда ( ), ...], как ( ).
Из № 7: А когда раздалась последняя команда «Пуск» и ракета ринулась вверх, Гагарин лихо, бедово, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил свое знаменитое ямщицкое «Поехали!», подбадривая не себя, а тех, кто остается.
А когда ( ) и ( ), [... тех], (кто..).
Из № 8: Наконец после Катеньки, которая, улыбаясь, вышла из двери, настал мой черед.
[…, (которая...), ...].
Из № 9: Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи — это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов.
[Те, (кто...), ...], что ( ).
Из № 10: О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
[ ], (которую...).
3. Выборочный синтаксический разбор выписанных предложений.
Контрольный диктант № 4.
«Виды придаточных предложений»
Цель урока: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
I. Диктант
В степи
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 1) Теснись и выглядывая друг за другом эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 2) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 3) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 4) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
5) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.
(157 слов.) (А. П. Чехов)
II. Задание
Сделать схемы всех сложных предложений, определить вид придаточных, дать характеристику предложений (сложные предложения подчеркнуты и отмечены цифрами).
(1. […, …], (которая…). Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами; придаточное — однородными членами.
2. [ ], где ( ) и где ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными членами.
3. […, где ( ), …, (которая…, ...)…]. Сложноподчиненное предложение с параллельной связью между придаточными, расположенными внутри главного предложения, Первое придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными членами, второе придаточное — причастным оборотом.
4. [ ]; [,,,], и [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами.
5. [,,, …], чтобы ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом и обособленными однородными членами.
Контрольный диктант № 5.
«Бессоюзные сложные предложения»
Удивительная в лесу тишина: лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно, подмигивает ленивая паутинка.
На полянке с брусничным настоем воздуха стоял медвежонок. Он то вдруг взмахивал головой и носом тыкался в землю, то переваливался с боку на бок и скреб землю когтишками. Он явно что-то ловил и не мог поймать. И вдруг я понял: медвежонок ловит свою тень! Он видел: рядом шевелится темное, бросался на темное и скалил зубы. Но тень – это тень.
Даже старый медведь не очень-то верит своим глазам. Вот и медвежонок: понюхает тень – не пахнет. Наклонится к земле – не гудит. Стукнет лапой – сдачи не дает.
Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. Надо сесть, все не спеша обдумать. Стал приседать медленно на задок. Присел – наткнулся на острый сучок! Подскочил, а оглянуться нельзя: тень перед носом тоже скакнула. Шерсть на мишкиной холке стала торчком. Попятился – опять напоролся на сук.
Заорал медвежонок басом и, как заяц, упрыгал в кусты. (По Н.Сладкову.) (149 слов)
Задание: найти бессоюзные сложные предложения, составить схемы, объяснить смысл.
Контрольный диктант № 6.
"СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ"
Вечер был тихий, кроткий, один из тех грустных вечеров бабьего лета, когда все вокруг так цветисто и так заметно линяет, бледнеет с каждым часом, а земля уже истощила все свои сытные, летние запахи, пахнет только холодной сыростью, воздух же страшно прозрачен, и в красноватом небе суетно мелькают галки, возбуждая невеселые мысли. Все немотно и тихо; каждый звук - шорох птицы, шелест упавшего листа - кажется громким, заставляет опасливо вздрогнуть, но, вздрогнув, снова замираешь в тишине - она обняла всю землю и наполняет грудь.
В такие минуты родятся особенно чистые, легкие мысли, но они тонки, прозрачны, словно паутина, и неуловимы словами. Они вспыхивают и исчезают быстро, как падающие звезды, обжигая душу печалью о чем-то, ласкают ее, тревожат, и тут она кипит, плавится, принимая форму на всю жизнь, и тут создается ее лицо.
Я смотрел сквозь черные сучья яблонь на красное небо, следил за полетами хлопотливых чечеток, видел, как щеглята треплют маковки сухого репья, добывая его терпкие зерна, как с поля тянутся мохнатые сизые облака с багряными краями, а под облаками тяжело летят вороны по гнездам, на кладбище. Все было хорошо и как-то особенно, не по-всегдашнему понятно и близко.
(М. Горький)
(184 слова)
Дополнительное задание:
Подчеркните сложные предложения.
Выполните морфологический разбор выделенного слова.
Выпишите из текста деепричастия.
Годовой контрольный диктант
Михайловский парк
Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.
Михайловский парк - приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.
Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны... Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.
А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...
Итоговый контрольный тест по программе 9 класса.
Цель урока: проверить знания учеников; обучать навыкам работы с тестами.
I.
Учитель дает инструкцию по работе с тестами. Лучше работать по вариантам. В качестве домашнего задания можно поменяться вариантами тестов.
II. Выполнение тестовых заданий
I вариант.
ОРФОГРАФИЯ
1. В каких словах пишется буква А?
1) к_нонада; 2) уд_ляться;
3) приг_реть; 4) слыш_щий.
2. В каких словах пишется буква И?
1) б_тон; 2) зап_рать;
3) стел_тся по земле; 4) опт_мист.
3. В каких словах пишется буква О?
1) _ранжерея; 2) ож_г руку;
3) тр_диция; 4) электр_фикация.
4. В каких словах пишется буква Е?
1) де_тельный; 2) инт_нсивный;
3) осме_нный; 4) р_гулярный.
5. В каких словах пишется буква З?
1) мир бе_ границ; 2) и_подлобья;
3) бе_вкусный, 4) _дача.
6. В каких словах пишется мягкий знак?
1) под_езд; 2) ударить наотмаш_;
3) береч_ся от простуды; 4) молодец пригож_.
7. В каких словах пишется двойная согласная?
1) гости_ая; 2) коло_альный;
3) а_омпанемент; 4) мирово_рение.
8. Какие слова пишутся через дефис?
1) (из)под стола; 2) (юго)восточный;
3) (пол)листа; 4) ушел(таки).
9. В каких словах пропущена буква?
1) буду_щее; 2) гиган_ский;
3) бисквитное пирож_ное; 4) ма_штабный.
СИНТАКСИС
10. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
1) Люблю я бешеную младость и тесноту, и блеск, и радость.
2) Погода, кажется, не такой уж плохой.
3) Любишь кататься — люби и саночки возить.
4) Пруд, как зеркало.
5) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
6) К лету была готова рассада ноготков, или календулы.
7) От ветра клонились деревья, и пригибались прохожие.
8) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
9) «Ну, — говорит, — скажи ж ты мне, кого ты видела во сне?»
10) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы победить, которых очень и очень нелегко.
РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ
11. В каких словах ударение падает на второй слог?
1) свекла; 2) принял;
3) каталог; 4) щавель.
12. В каких предложениях есть речевые ошибки?
1) Все мои огорчения давно канули в лето.
2) Глядя в небо, меня всегда удивляют звезды.
3) Вторая серия оказалась интереснее первой.
4) Космонавты пробыли на орбите около двести суток.
СТИЛИ РЕЧИ
13. Какие слова и выражения характерны для публицистического стиля речи?
1) по истечении срока действия договора
2) парламентские дебаты
3) придерживаться нейтралитета
4) реквизиты
II вариант.
ОРФОГРАФИЯ
1. В каких словах пишется буква А?
1) держ_щий; 2) эк_логия;
3) оч_рование; 4) прил_жить.
2. В каких словах пишется буква И?
1) радиоф_кация; 2) амф_театр;
3) бл_стательный; 4) брат бре_тся.
3. В каких словах пишется буква О?
1) газ_фикация; 2) п_лисадник;
3) огорч_нный; 4) сильный ож_г.
4. В каких словах пишется буква Е?
1) системат_зировать; 2) ид_ология;
3) просв_щение; 4) потер_нный.
5. В каких словах пишется буква З?
1) и_подволь; 2) бе_заветвый;
3) _борник; 4) человек бе_ совести.
6. В каких словах пишется мягкий знак?
1) уйти проч_; 2) с_езжать;
3) отреж_те хлеба; 4) кустарник колюч_.
7. В каких словах пишется двойная согласная?
1) ко_ентарий; 2) труже_ик;
3) прогре_ ; 4) пе_имист.
8. Какие слова пишутся через дефис?
1) (из)за тучи; 2) (северо)западный;
3) как(будто); 4) (пол)часа.
9. В каких словах пропущена буква?
1) эф_ективный; 2) торжественное ше_ствие;
3) железная провол_ка; 4) ор_ентир.
СИНТАКСИС
10. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
1) Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.
2) Кончил дело: гуляй смело.
3) Дело, может быть, опасным.
4) Месяц как долька лимона.
5) Буря стихла и, кажется, потеплело.
6) «Все будет решено, — думал он, подходя к гостиной, — объяснюсь с нею самою».
7) Столицей тюльпанов называют иногда Голландию или Нидерланды.
8) У меня от радости сердце забилось сильнее, и перехватило дыхание.
9) Наконец-то по радио передали мою любимую мелодию услышать которую, мне никак не удавалось.
10) Я поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.
РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ
11. В каких словах ударение падает на второй слог?
1) звонит; 2) торты;
3) начал; 4) туфля.
12. В каких предложениях есть речевые ошибки?
1) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.
2) Заглавную роль в фильме «Гамлет» исполняет Иннокентий Смоктуновский.
3) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более пятьсот метров.
4) Пришлось скрипя сердцем садиться за уроки.
13. Какие слова и выражения характерны для официально-делового стиля речи?
1) саммит; 2) согласно приказу;
3) гражданский долг; 4) докладная записка.
Ключ к тесту.
I вариант:
1) 1, 2, 4; 2) 2, 4; 3) 1; 4) 2, 4; 5) 1, 3; 6) 2, 3; 7) 2, 3, 4; 8) 1, 2, 3, 4; 9) 2, 4; 10) 1, 2, 4, 5, 7, 10; 11) 4; 12) 1, 2, 4; 13) 2, 3.
II вариант:
1) 1, 3; 2) 1, 2, 3; 3) 4; 4) 2, 3; 5) 2, 4; 6) 1, 3; 7) 1, 3, 4; 8) 1, 2; 9) 1, 3, 4; 10) 2, 3, 5, 7, 8, 9; 11) 1; 12) 1, 3, 4; 13) 2, 41.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Тестирование
90-100%- «5»
75-89%- «4»
50-74%- «3»
Менее 50%-«2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...