Синтаксический бой
олимпиадные задания по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Синтаксический бой. 9 класс
Задание 1
Замените данные словосочетания синонимичными.
Согласование на управление:
львиная грива
манная каша
голубиное гнездо
норковая шуба
телефонный звонок
Примыкание на управление:
восторженно приветствовать
слушать внимательно
говорить улыбаясь
охотно читать
поехать отдыхать
Согласование на примыкание:
откровенный разговор
необдуманный поступок
пустые хлопоты
глубокая грусть
восточная пышность
Задание 2
Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.
- Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова).
- Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин).
- Брожу ли явдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моиммечтам. (Пушкин.)
- Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Задание 3
Поставьте пропущенные знаки препинания. Начертите схемы предложений:
1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от меня.
2.Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди.
3. Как бы ни была богата последу(?)щая жизнь восп..м..нания детства ни с чем (не) сравнимы. Я стараюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо недостатки.
Задание 4
Определите типы сложных предложений, оформив ответ следующим образом:
ССП –
СПП –
БСП -
1) Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.
2) В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.
3) Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.
4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5) То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
6) На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.
7) Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
8) Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Задание 5
Исправьте ошибки в построении сложных предложений.
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.
3) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
Задание 5
Письменно составьте предложения по схемам так, чтобы получился связный рассказ на тему «Путешествие по карте России».
1) [ ], и [ ].
2) [ ], ( какой ).
3) ( Когда ), [ ].
4) [ ],(что ).
5) (Хотя ), [ ].
6)[ ].
7)[ ], [ ].
8) (Если ), [ то ].
9) ( Чем ), [ тем ].
Задание 6
Графически объясните знаки препинания, составив схемы предложений. Укажите виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.
1) Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин)
2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым. (Э. Казакевич)
3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К.Федин)
4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой)
5) Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький)
6) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский)
7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы
Теоретический материал к заданию А6 в ЕГЭ по русскому языку (Нарушение синтаксических норм предложения)...
Синтаксический разбор сложного предложения
Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс". Так как наши дети в начальной школ...
Тест Синтаксические нормы
Подготовка к ЕГЭ. Задания А-5....
«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний
урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...
«Главные члены предложения: синтаксические связи и трудные случаи при синтаксическом разборе».
Трудные случаи при синтаксическом разборе предложений на правило "Тире между подлежащим и сказуемым"...