Синтаксический бой
олимпиадные задания по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Куничник Марина Владимировна

Задания по синтаксису для 8-9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskiy_boy.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксический бой. 9 класс

Задание 1

Замените данные словосочетания синонимичными.

Согласование на управление:

львиная грива

манная каша

голубиное гнездо

норковая шуба

телефонный звонок

Примыкание на управление:

восторженно приветствовать

слушать внимательно

говорить улыбаясь

охотно читать

поехать отдыхать

Согласование на примыкание:

откровенный разговор

необдуманный поступок

пустые хлопоты

глубокая грусть

восточная пышность

Задание 2

Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.

  1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова).
  2. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин).
  3. Брожу ли явдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моиммечтам. (Пушкин.)
  4. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Задание 3

Поставьте пропущенные знаки препинания. Начертите схемы предложений:

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от меня.

2.Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди.

 3. Как бы ни была богата последу(?)щая жизнь восп..м..нания детства ни с чем (не) сравнимы. Я стараюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо недостатки.

Задание 4

Определите типы сложных предложений, оформив ответ следующим образом:

ССП –
СПП –
БСП -

1) Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.

2) В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.

3) Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.

4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

5) То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

6) На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.

7) Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.

8) Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

Задание 5

Исправьте  ошибки в построении сложных предложений.

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

2) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

3) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

Задание 5

Письменно составьте предложения по схемам так, чтобы получился связный рассказ на тему «Путешествие по карте России».

1) [   ], и [   ].

2) [   ], ( какой   ).

3) ( Когда   ), [   ].
4) [   ],(что   ).

5) (Хотя   ), [   ].

6)[   ]. 
7)[   ], [   ]. 

8) (Если   ), [ то   ]. 

9) ( Чем   ), [ тем   ].

Задание 6

Графически   объясните знаки препинания,  составив  схемы предложений. Укажите виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.

1) Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин)

2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым. (Э. Казакевич)

3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К.Федин)

4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой)

5) Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький)

6) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский)

7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы

Теоретический материал к заданию А6 в ЕГЭ по русскому языку (Нарушение синтаксических норм предложения)—...

Синтаксический разбор сложного предложения

Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику  Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс". Так как наши дети в начальной школ...

Тест Синтаксические нормы

Подготовка к ЕГЭ. Задания А-5....

«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

«Главные члены предложения: синтаксические связи и трудные случаи при синтаксическом разборе».

Трудные случаи при синтаксическом разборе предложений на правило "Тире между подлежащим и сказуемым"...