Конспект урока по литературе 8 класс учебник под редакцией В.Ф. Чертова
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока по литературе 8 класс под редакцией В.Ф.Чертова. " Праведница земли русской" А.Солженицын , рассказ "Матренин двор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_8_klass_uchebnik_pod_redaktsiey_v.f.chertova.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
Цели и задачи:
- формирование нравственных ориентиров учащихся;
- приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
- актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
- развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
- развитие навыков использования информационных технологий.
Оборудование и материалы:
- учебник;
- портрет писателя;
- мультимедиакомплект;
- презентация по теме урока;
- карточки с заданиями.
Эпиграф к уроку:
“Есть такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая…”
(А.И.Солженицын).
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
Рассказ “Матрёнин двор” написан в 1959г., а опубликован в 1964г. в журнале “Новый мир”. Первоначальное его название – “Не стоит село без праведника” – Солженицын, по совету Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на “Матрёнин двор”. Год действия в рассказе – 1956.
“Матрёнин двор” – произведение во многом автобиографичное. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись “из пыльной горячей пустыни”, т.е. из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать.
После реабилитации в 1957г. Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой.
Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”.
Сегодня на уроке мы попытаемся понять и оценить поступки героев рассказа и разобраться в его философском смысле.
Сообщение темы и целей урока (слайд №1). Запись темы урока и эпиграфа к нему.
3. Беседа.
– Посмотрите на слова Солженицына, которые я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?
– К эпиграфу мы ещё вернёмся в конце урока.
4. Проверка д/з. Опрос по содержанию.
- Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4 ) Посмотрите (слайд №5 ), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?
- Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?
- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?
- Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика?
- Что же представляет собой изба (слайд №6-8), в которой поселился Игнатич?
5. Работа в группах.
Ученики делятся на 6 групп и выполняют задание по карточкам.
Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.
- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?
- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?
Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.
-Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?
Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.
- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)
- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.
- Как характер Матрены раскрывается в её речи?
Карточка :4 гр. Отношение к православной вере.
-Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.
- По каким христианским заповедям живет героиня?
Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.
-Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?
- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?
- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?
Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.
-Как к Матрене относятся окружающие:
- родные,
- соседи,
- правление колхоза?
- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?
Каждая группа отвечает на вопрос, используя ответ на карточке.
1гр.- Что же представляет собой изба Матрены?
2гр.- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
3гр.- В чем особенность речи героини?
4гр.- Каково отношение героини к православной вере?
5гр.- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?
6гр. - Как относятся к Матрене окружающие?
6. Работа с учебником. Анализ финала рассказа.
Чтение по учебнику текста заключительной части рассказа со слов: « А она не имела….»(стр. 222)
- Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9-10)
- Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей?
- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?
- Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?
7. Заключительное слово учителя.
У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы помнили…
8. Подведение итогов урока.
9.Домашнее задание.
Задание № 5 на стр.224
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс ( учебник под редакцией А. Г. Кутузова)
Рабочая программа предназначена учащимся 5 класса и рассчитана на базовый уровень....
Конспект урока в 11 классе, учебник Spotlight 11. Тема: «Тема: Что ждет нас в будущем? Чтение и обсуждение литера-турного отрывка из стихотворения Р. Киплинга «Если…».
Данное занятие способствует:-развитию лексических навыков по теме "Что ждет нас в будущем?", -развитию интереса учащихся к культурному наследию Великобритании...
Конспект урока в 3 классе (учебник Спотлайт)
Данный материал - план-конспект урока в 3 классе по теме Школьные предметы....
Литература, рабочая программа под редакцией В.Ф. Чертова
Литература, рабочие программы, предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова 5-9 классы, М. Провсвещение, 2015...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Конспект урока русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва). Тема : «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».
Урок русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).Тема урока: «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».Место урока в системе изучаемого раздела: №91 по программе, дв...
Animals in danger план конспект урока для 9 класса учебник "Спотлайт9"
ПЛан-конспект урока для 9 класса по учебнику "Спотлайт" 9 класс....