Рабочая программа по литературе 5 класс ( учебник под редакцией А. Г. Кутузова)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа предназначена учащимся 5 класса и рассчитана на базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_literatura.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена учащимся 5 класса МОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.
Основу рабочей программы составляют:
*Государственный стандарт общего образования
*Примерная программа основного общего образования по литературе
*Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова / М., Дрофа, 2010 г. /.
* «В мире литературы». 5класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2010 г. /.
Количество учебных часов
В год – 70.
В неделю – 2.
Итоговых творческих работ – 6.
УМК | Примерная программа Кол-во ч. | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. |
* «В мире литературы». 5класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2010 г. /. | 70 | 70 | 70 |
Расхождений в часах нет / есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении) |
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Предлагаемая программа учитывает современные требования к деятельности учителя. Кроме традиционного распределения программного материала по количеству часов, определяются дидактическая модель обучения, педагогические средства, вид деятельности учащихся и планируемый результат.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание программы по литературе в 5 классе.
Введение ( 1час ).
Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.
Фольклор ( 10 часов).
Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.
Детский фольклор. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылицы как игровой жанр фольклора.
Загадка как жанр фольклора. Возникновение и бытование загадок.
Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.
Народная сказка. Виды народных сказок.
«Два Ивана-солдатских сына». Художественные особенности волшебной сказки.
«Жена-доказчица». Особенности бытовой сказки.
«Мужик, медведь и лиса». Животные как герои сказок.
Духовная литература (6 часов).
Библия.
Библия как Вечная книга и памятник человеческой цивилизации.
Священное Предание и Священное Писание.
Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семенах и плевелах.
Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба».
Литература.
Эпос и эпические жанры (40 часов).
Литературная сказка (10 часов).
Литературная сказка как авторское произведение. Сказка литературная и фольклорная.
П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке.
В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.
Х. К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности.
Саша Черный. «Мирная война». Герой в литературной и фольклорной сказках.
Рассказ (18 часов).
Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.
И. с. Тургенев. «Муму». Герой и его прототип.
Ф, М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа.
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Юмористический рассказ.
О.Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.
Д. Лондон. «Сказание о Кише». Сказание как форма рассказа.
К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». Рассказ о животных.
В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления.
Д. И. Хармс. «Черная вода».
Л. С. Петрушевская. «Пуськи бятые». Игровой рассказ.
Повесть (12 часов).
Повесть. Отличие повести от рассказа. Время, герой, жанровые особенности.
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Система художественных образов.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в повести.
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Особенности сказочной повести.
Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Герои и события.
Лирические жанры (7 часов).
Лирика как род литературы. Лирическое стихотворение как жанр.
А. С. Пушкин. «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога».
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды».
А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь…».
Драматические жанры (5 часов).
Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса –сказка. Система образов. Нравственная проблематика. Как читать драму. Средства создания художественных образов в драматическом произведении.
Формы контроля:
- беседа;
- тест;
- выразительное чтение;
- подробный и сжатый пересказ;
- сочинение в форме сказки;
-отзыв на рассказ, повесть;
- создание презентации.
Календарное тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы Творческие мастерские | Творческие и индивидуальные задания | дата | ||
1 | Введение ( 1 час) Художественная литература как искусство слова. Писатель и автор. | 1 | Коллективная. | ||||
2 | Фольклор ( 10 часов) Начальное понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора. | 1 | Коллективная. | ||||
3 | Детский фольклор. Жанры детского фольклора (загадки, считалки, небылички). | 1 | тест | Коллективная, групповая | |||
4 - 5 | Пословицы и поговорки как жанры фольклора. | 2 | Коллективная | ||||
6 | Народная сказка. Виды народных сказок. | 1 | тест | Коллективная | |||
7- 8 | Волшебная сказка «Два Ивана-солдатских сына» | 2 | Коллективная | ||||
9 | Бытовая сказка «Жена-доказчица». | 1 | Коллективная | ||||
10 | Сказка о животных «Мужик, медведь и лиса». | 1 | тест | Коллективная | |||
11 | Творческая мастерская. Общность сюжетов в сказках народов мира. | 1 | Творческая мастерская. Общность сюжетов в сказках народов мира. | Групповая | |||
12 | Духовная литература. Библия ( 6 часов). Понятие о духовной литературе. Библия как Вечная книга. | 1 | Коллективная | ||||
13 – 14 | Притчи Иисуса Христа. | 2 | Коллективная, индивидуальная | ||||
15 – 17 | Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба» | 2 | тест | Коллективная | |||
18 | Литература. Эпос и эпические жанры (40 часов). Литературная сказка ( 10 часов) Литературная сказка. | 1 | Коллективная | ||||
19 – 21 | П. П. Ершов. «Конек-горбунок» как литературная сказка. | 2 | Коллективная, индивидуальная | ||||
22 | В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». | 1 | Коллективная | ||||
23 – 24 | Х. К. Андерсен. «Соловей». | 2 | Коллективная | ||||
25 | Саша Черный. «Мирная война». | 1 | Коллективная | ||||
26 – 28 | Творческий практикум. Создание экологической сказки. | 3 | Творческий практикум. Создание экологической сказки. | Коллективная, групповая, индивидуальная. | |||
29 | Рассказ как эпический жанр. | 1 | Коллективная | ||||
30 – 31 | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». | 2 | Коллективная | ||||
32 – 34 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». | 3 | Коллективная, индивидуальная | ||||
35 – 37 | И. С. Тургенев. «Муму». | 3 | Коллективная, индивидуальная | ||||
38 | Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». | 1 | Коллективная | ||||
39 | А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». | 1 | Коллективная, групповая | ||||
40 – 41 | О. Генри. «Вождь краснокожих». | 2 | Коллективная, групповая | ||||
42 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». | 1 | Коллективная | ||||
43 | К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». | 1 | Коллективная | ||||
44 | В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». | 1 | Коллективная | ||||
45 | Д. Хармс. «Черная вода», Л. С. Петрушевская «Пуськи бятые». | 1 | тест | Коллективная | |||
46 | Творческий практикум. Отзыв на рассказ. | 1 | Творческий практикум. Отзыв на рассказ. | ||||
47 | Повесть ( 12 часов). Повесть как эпический жанр. | 1 | Коллективная | ||||
48 – 50 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». | 3 | Коллективная, индивидуальная | ||||
51 – 53 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». | 3 | Коллективная, индивидуальная | ||||
54 – 56 | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». | 3 | Коллективная, индивидуальная, групповая | ||||
57 | Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». | 1 | тест | Коллективная | |||
58 | Творческий практикум. Проба пера. Этюд о животном. | 1 | Творческий практикум. Проба пера. Этюд о животном. | ||||
59 | Лирические жанры. ( 8 часов) Лирика как род литературы. | 1 | Коллективная | ||||
60 – 61 | А. С. Пушкин. ««Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога». | 2 | Коллективная, индивидуальная | ||||
62 – 63 | М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».
| 2 | Коллективная, индивидуальная | ||||
64 | Ф, И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды». | 1 | Коллективная, индивидуальная | ||||
65 | А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь…». | 1 | тест | Коллективная, индивидуальная | |||
66 | Творческий практикум. Проба пера. Лирический этюд. | 1 | Творческий практикум. Проба пера. Лирический этюд. | ||||
67 – 69 | Драматические жанры ( 3 часа). Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса-сказка. | 3 | Коллективная, групповая, индивидуальная | ||||
70 | Резервный урок. | 1 | тест |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Методической особенностью преподавания литературы в 5-ом классе по программе А.Г. Кутузова является переход от литературного чтения с элементами эстетического анализа к целенаправленному обучению эстетическому анализу на основе жанрово-родового структурного принципа программы и ведущей эстетической проблемы «Фольклор и литература».
В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- такие теоретико-литературные понятия, как: писатель и автор, автор и рассказчик, основные жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная, сюжет, духовная литература, жанр жития, эпос, лирика и драма как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы;
уметь:
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
- Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.
- Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
- Создавать отзыв на рассказ и повесть.
- Давать сравнительную характеристику героев.
- Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
- Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.
Список литературы
Для учителя
- Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 – 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград, Учитель, 2002
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
- Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
- Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
- Литература в 5 классе. Кн. для учителя. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Москва, 2002
Для учащихся
- Энциклопедия для детей. /М.: Аванта+, 1996 /.
- Энциклопедия литературных героев. /М., АГРАФ, 1999 /.
- Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 веков. /М., АСТ Олимп, 1997 /.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новикова В. И. /. М, Педагогика, 1988 /.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– Литература. Большая детская энциклопедия;
– «Уроки литературы Кирилла и Мефодия»;
- Энциклопедия «Искусство России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику А.Г.Кутузова 10 класс
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом ...
Рабочая программа (5-7) к учебникам под редакцией Т.Я.Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образов...
Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной
Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....
Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс
Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс. Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...