рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена по ФГОС. УМК Т.А. Ладыженская и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа для 5 класса | 396.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарагольская средняя общеобразовательная школа» |
671835, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Шарагол, ул. Октябрьская, 20, 8 (30142) 37-1-10 e-mail: sharagolshkola@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Соковикова Н.Д./ ФИО Протокол №_____от «____»________ 20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________/Цыдыпылова Л.А./ ФИО «_____»____________20 __г. | «Утверждаю» Директор школы __________/Богданова Н.Б./ ФИО Приказ № _____ от «_____»____________20 __ г. |
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 5 класса
Составитель: учитель русского языка и литературы
Жаркой Н.В.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
1. Настоящая программа по русскому языку составлена для 5 класса общеобразовательной школы с учетом национально-регионального компонента.
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. 2004г.
3. Данный учебный предмет входит в область «Филология».
4. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку
как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений
и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях, обогащение словарного запаса;
*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать
преобразовывать необходимую информацию.
Задачи организации учебной деятельности:
• формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
• развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
• формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
• формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формы и методы обучения.
Для реализации поставленных задач в логике системно-деятельностного подхода используются общие формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом.
В данной программе используются как традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические), так и инновационные (репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский).
5. Характеристика учебного предмета.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа. Русский язык – Государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентного подхода. В связи с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический раздел программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление всех направлений в области языка.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а так же способность передавать её в соответствии с условиями общения.
6. Количество учебных часов:
На русский язык в 5 классе предусмотрено 170 часов в год, 5 часов в неделю, в том числе на уроки по развитию речи 32 часа и контрольные работы -7 часов
7. Учебно-методический комплект:
Русский язык: учебник для 5 класса (в 2-х частях) общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2017 г.
8. Система оценки достижений учащихся:
Контроль уровня обученности осуществляется через:
Промежуточный контроль:
- традиционный урок (устный опрос и письменные задания)
- тестирование
- разные виды диктантов: словарный, графический, выборочный, тематический,
контрольный
- разные виды разборов (фонетический, лексический, орфографический, морфемный, пунктуационный)
Итоговый контроль:
-контрольные диктанты
- контрольное тестирование
- уроки по развитию речи
Критерии оценок по русскому языку
Оценка устных ответов.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми
они работали или работают на момент проверки. На уроках русского языка проверяются:
• знания полученных сведений о языке
• орфографические, грамматические и пунктуационные навыки
• речевые умения
при оценке УСТНОГО ответа надо руководствоваться следующими критериями:
• полнота и правильность ответа
• степень осознанности понимания изученного
• языковое оформление ответа
Оценка «5» ставится, если 1) полно излагается изученный материал, дается правильное определение языковых понятий, обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, применяются знания на практике, самостоятельно приводятся примеры, материал излагается последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в языковом оформлении
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий, 2) не умеет глубоко и полно обосновать свои суждения и привести примеры, 3) непоследовательно излагает материал.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов. При оценке диктанта учитывается 1) объем, 2) сложность, 3) целенаправленность.
До конца первой четверти, а в 5 классе до конца полугодия, сохраняется объем текста для предыдущего класса. Для диктанта целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка, быть доступными учащимся данного класса. Объем диктанта для 5 класса должен составлять 90 – 110 слов, с учетом служебных частей речи.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые достаточно закрепились. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 и 2 -3 пунктограммы.
Так же при оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:1 в переносе слов, 2 на правила, которые не включены в программу или еще неизученные, 3 исключения из правил и негрубые ошибки , 4 авторская пунктуация.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических, фонетических особенностях данного слова.
При наличии в контрольном диктанте более 5 исправлений (поправок) оценка снижается на 1 балл. Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а так же при наличии одной негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 1-ой орф –ой и 3-х пункт –ых, или 4-х пункт-ых при отсутствии орфографических, а так же при 3-х орфогр –их, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при наличии орфографических/пунктуационных ошибок: 4/4, 3/5, 0/7, а так же 6/6, если среди тех и других есть однотипные ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6/8, или 5/9, или8/6
При большем количестве ошибок выставляется «1».
В комплексной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляется 2 оценки за каждый тип работы.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задание верно.
Оценка «4» ставится, если правильно выполнено ¾ объема работы
Оценка «3» ставится, если выполнено половина работы
Оценка «2» ставится, в которой не выполнено более половины заданий
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения- основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста подробного изложения в 5 классе – 100-150 слов.
Рекомендуется следующий объем классных сочинений для учащихся 5 класса 0,5 – 1,0 страницы ( объем сочинения зависит от стиля и жанра, а также почерка учащихся).
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок.
Содержание сочинения проверяется по следующим критериям:
1 соответствие работы ученика теме и основной мысли
2 полнота раскрытия темы
3 правильность фактического материала
4 последовательность изложения материала
Изложение проверяется по критериям:
подробное:
1 полнота передачи текста
2 последовательность микротем
сжатое:
1 показаны способы сжатия текста
2 сокращение текста в три раза
3 сохранность микротем
4 последовательность и речевая целостность.
Оценка «5» Содержание работы соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря и разнообразием различных синтаксических конструкций, соблюдение стилевого единства и выразительности речи.
Оценка «4» Содержание работы в основном соответствует теме, но наблюдаются небольшие отклонения от темы; наблюдаются единичные неточности; небольшие отклонения в изложении последовательности, работа отличается богатством словаря и разнообразием различных синтаксических конструкций, соблюдение стилевого единства и выразительности речи. В целом в работе допускаются 2 недочета в содержании и 2-3 речевых недочета. ( Грамотность: 2 орфограф., 2 пунктуац. И не более 3 грамматических, или 1/3, 0/4+ 2 грамматические).
Оценка «3» допущены существенные отклонения от темы, работа достоверна в главном, но имеются отдельные фактические неточности, допущены нарушения в последовательности построения текста, беден словарь и однообразное построение синтаксических конструкций, стиль работы недостаточно выразителен и однообразна речь. В целом в работе допускается 4 недочета в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: (орф/пункт.) 4/4, или 3/5, или 0/7+ 4 грамматических.
Оценка «2» работа не соответствует теме, нарушена последовательность изложения, связь между микротемами нарушена, крайне беден словарь, предложения кратки и однообразны, нет стилевого единства. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании текста и 7 речевых недочетов. Грамотность: 7/7, 6/8, 5/9, 8/6, , а также 7 грамматических ошибок.
При оценке сочинений следует учитывать 1) самостоятельность, 2) оригинальность, 3) уровень композиционного и речевого оформления. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного объема, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на одну единицу. При отметке «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения. На оценку сочинений и изложений также распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
Содержание тем учебного курса.
Язык – важнейшее средство общения –3 ч. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Язык как основное средство общения. Устная и письменная речь. Функциональные разновидности языка.
Повторение пройденного в начальной школе 20 ч.
Части слова. Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1,2,3 лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами .Наречие (ознакомление).Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 30ч.
Основные синтаксические понятия (единицы); словосочетание, предложение, текст. Как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи. 14ч.
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Изменения звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Связь фонетики с графикой и орфографией. Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Графика. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Прописные и строчные. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи. 8 ч.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. . Лексические омонимы . Р Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.
II. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.(22ч )
Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемные словари русского языка. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-; -рос- - -раст- (-ращ-). Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.
II. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 69ч
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(21ч)
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Правильное употребление имен существительных в речи. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на –ия, -ий, ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
II. Доказательства и объяснения в рассуждении. Рассуждение на темы, отраженные в картине.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.(11 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Полные и краткие прилагательные, их грамматические признаки. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
II. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
ГЛАГОЛ.(29 ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься) в неопределённой форме). Глаголы совершенного и несовершенного вида; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами Правильное употребление глаголов в речи.
II. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ.(7ч )
Повторение изученных в 5 классе орфограмм и пунктограмм , а также типы и стили речи. Лингвистический анализ текста.
Контроль реализации программы.
Контрольные работы
№ | Виды контрольных работ | Кол-во часов |
1 | Тематические диктанты | 3 |
3 | Контрольный диктант за год | 1 |
4 | Обучающее тестирование по теме «Лексика» | 1 |
5 | Обучающее тестирование по теме «Глагол» | 1 |
6 | Контрольное тестирование за курс 5 класса | 1 |
Уроки по развитию речи
Теория | Кол час | Сочинения | Кол час | Изложения | Кол час | ||
Стили речи | 1 | Сочинение по картине Пластова «Летом» | 1 | Обучающее изложение № 66 | 1 | ||
Текст. | 1 | Сочинение «Памятный день в школе» | 1 | Сжатое изложение «Старый пень» | 1 | ||
Тема текста | 1 | Сочинение-письмо | 1 | Изложение. №283 | 1 | ||
Основная мысль текста | 1 | Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» | 2 | Выборочное изложение №375 | 1 | ||
Письмо. | 1 | Сочинение-описание Матрешки. | 1 | Изложение № 513 | 1 | ||
Повествование. | 1 | Сочинение-рассуждение «Одно из культурных мест нашего края» | 1 | Изложение № 547 | 1 | ||
Описание предмета | 1 | Сочинение по картине Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | ||||
Рассуждение. | 1 | Сочинение-рассуждение по картине Нисского «Февраль. Подмосковье» | 2 | ||||
Описание животного на основе собственного наблюдения | 2 | ||||||
Доказательство и рассуждение | 1 | Сочинение невыдуманный рассказ «Как я помогал маме» | 1 | ||||
Описание животного. Устное описание по картине | 1 | ||||||
Рассказ. | 1 | ||||||
Комплексный анализ текста | 2 |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или вида деятельности | Планируемые результаты | Виды контроля | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
1 | Язык и общение. | 3 | Работа с учебником. Слушание и понимание. Ответы на вопросы. Письменная работа. | Знать основные единицы языка, их признаки. Приемы ознакомительного и изучающего чтения. Уметь различать основные стили речи. Уметь отличать письменное общение от устного; владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. Использовать слова и выражения речевого этикета. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Осознавать эстетическую ценность русского языка, необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя. | Беседа по вопросам. Словарный диктант. Проверочные упражнения. |
2 | Повторение пройденного в 1-4 классах | 20 | Работа со словарями, тренировочные упражнения, практикум. | Знать понятия звук, буква, транскрипция. Понятие орфограмма, понимать термины морфема, морфемный разбор. Способы проверки, условия выбора изучаемых орфограмм. Правило написания предлогов со словами. Признаки текста. Определение темы, основной мысли текста. Знать части речи. Уметь различать звуки и буквы. Определять изученные орфограммы в словах, графически обозначать морфемы в словах. Работать с орфографическими и толковыми словарями. Различать приставку и предлог. Определять изученные части речи, их морфологические признаки; соблюдать на практике письма основные правила орфографии. Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Упражнения, разные виды диктантов, контрольный диктант, контрольные вопросы. |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 30 | Практическая работа, работа по карточкам, работа с текстом. Работа с таблицами. Составление схем. Ответы на вопросы. | Знать, что изучает синтаксис и пунктуация. О лексической сочетаемости слов, речевых ошибках. Схему разбора словосочетания. Основные признаки предложения. Виды предложений. Знать члены предложения. Порядок синтаксического разбора предложения. Порядок пунктуационного разбора. Определение понятий «прямая речь», «слова автора». Что такое диалог, реплика; глаголы «говорения». Понимать смысл понятий, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация», применять правила в речевой практике и на письме. Основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Синтаксис и пунктуация». Уметь выполнять разные виды разбора. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Разные виды диктантов. Тест. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Беседа по вопросам. |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 14 | Практическая работа, работа по карточкам. Анализ текста, творческие работы. Ответы на вопросы. | Знать/понимать основные единицы фонетики, их признаки; что изучает фонетика и графика. Об обозначении звуков на письме; алфавит. Знать и соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы русского языка. Порядок фонетического разбора. Уметь выполнять фонетический разбор слова, различать буквы и звуки. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков | Формировать устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Разные виды диктантов. Тест, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольные вопросы по разделу. |
5 | Лексика. Культура речи. | 8 | Работа со словарями, работа с учебником, творческая работа. Ответы на вопросы. Тренировочные упражнения. | Знать /понимать определение понятий лексика, лексическое и грамматическое значение слова, многозначные и однозначные слова, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы; толковые словари; важность обогащения лексического запаса. Основные орфографические и пунктуационные правила по теме «лексика». Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова, многозначные и однозначные слова, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы; пользоваться лексическим словарем. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы | Формировать навыки анализа. Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Разные виды диктантов. Обучающий тест. Контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольные вопросы по разделу. |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. (Национально-региональный компонент Сочинение «Одно из культурных мест нашего края») | 22 | Работа с учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа. Ответы на вопросы. | Знать принцип единого написания морфем при проверке орфограммы; принцип чередования гласных в корнях слов; морфемный состав слов. Понятие морфема. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Различать однокоренные слова и формы слова, выполнять морфемный разбор. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов | Формировать устойчивую мотивацию к обучению, навыки анализа, творческой инициативности и активности. Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Разные виды диктантов. Тест, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольные вопросы по разделу. |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 69 |
| |||||
7 | Имя существительное. | 21 | Практическая работа, работа с учебником, работа по карточкам, творческие работы. Ответы на вопросы. | Знать признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Основные орфографические правила по теме «Имя существительное» Уметь применять полученные знания на практике. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки | Формировать навык развернутого анализа. Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Разные виды диктантов. Тест, контрольный диктант, контрольные вопросы по разделу. |
8 | Имя прилагательное. | 11 | Работа с учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа. | Знать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль, описание как тип речи, роль прилагательных в описании. План морфологического разбора. Уметь употреблять прилагательные в речи; определять его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Выполнять морфологический разбор краткого и полного прилагательного. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательных на постоянные и непостоянные признаки | Формировать навыки анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки. Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Разные виды диктантов. Тест, контрольный диктант, контрольные вопросы по разделу. |
9 | Глагол. | 29 | Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа с таблицами, самостоятельная работа. Практикум. | Знать признаки, время глагола, способы его образования, суффиксы глагола. Уметь употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на постоянные и непостоянные признаки | Формировать познавательный интерес. Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Тест. Разные виды диктантов, контрольный диктант, контрольные вопросы по разделу. |
10 | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. | 10 | Работа с учебником, тренировочные упражнения. Творческие работы | Знать основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5 классе. Уметь применять на практике полученные знания. | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Формировать устойчивую мотивацию к исследовательской и проектировочной деятельности; познавательного интереса | Проверочные диктанты. Контрольный диктант. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (кол-во часов на раздел) | Тема уроков | Кол-во часов | Дата проведения | ||
План | Факт | Причина несовпадения | ||||
1 | Язык и общение 2+1 | Язык и человек | 1 | |||
2 | Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке | 1 | ||||
3 | Р.р Стили речи | 1 | ||||
4 | Повторение изученного в начальных классах 17+3 | Звуки и буквы | 1 | |||
5 | Орфограмма | 1 | ||||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | ||||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | ||||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | ||||
9 | Буквы и,у,а после шипящих | 1 | ||||
10 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | ||||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | ||||
12 | Р.р. Текст | 1 | ||||
13 | Части речи | 1 | ||||
14 | Глагол | 1 | ||||
15 | -Тся и –ться в глаголах | 1 | ||||
16 | Р.р. Тема текста. | 1 | ||||
17 | Личные окончания глаголов | 1 | ||||
18 | Имя существительное | 1 | ||||
19 | Имя существительное | 1 | ||||
20 | Имя прилагательное | 1 | ||||
21 | Местоимение | 1 | ||||
22 | Р.р Основная мысль текста | 1 | ||||
23 | Контрольный диктант №1 | 1 | ||||
24 | Синтаксис. Пунктуация. 24+7 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | |||
25 | Словосочетание. | 1 | ||||
26 | Разбор словосочетания | 1 | ||||
27 | Предложение. Грамматическая основа. | 1 | ||||
28 | Р.р. Сжатое изложение (обучающее) | 1 | ||||
29 | Виды предложения по цели высказывания | 1 | ||||
30 | Восклицательные предложения | 1 | ||||
31 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | ||||
32 | Сказуемое. | 1 | ||||
33 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||||
34 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | ||||
35 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | ||||
36 | Определение | 1 | ||||
37 | Обстоятельство. | 1 | ||||
38 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению № 1 «Памятный день» (упр. 157) | 1 | ||||
39 | Р.р. Написание контрольного сочинения № 1 «Памятный день» (упр. 157) | 1 | ||||
40 | Предложения с однородными членами. | 1 | ||||
41 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||||
42 | Предложения с обращениями | 1 | ||||
43 | Р.р. 9 Письмо (упр.225) | 1 | ||||
44 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | ||||
45 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | ||||
46 | Простые и сложные предложения. | 1 | ||||
47 | Р.Р. Обучающее сочинение по картине Решетникова «Мальчишки» | 1 | ||||
48 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | ||||
49 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью | 1 | ||||
50 | Диалог. Повторение изученного. | 1 | ||||
51 | Р.Р. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Этикетные диалоги» | 1 | ||||
52 | Составление текста на тему «Телефонный разговор» | 1 | ||||
53 | Повторение изученного. Проверочная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | ||||
54 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | ||||
55 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. 11+3 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | |||
56 | Согласные звуки. | 1 | ||||
57 | Изменение звуков в потоке речи | 1 | ||||
58 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 | ||||
59 | Р.р. Повествование (упр.283) | 1 | ||||
60 | Согласные звонкие и глухие | 1 | ||||
61 | Графика. Алфавит | 1 | ||||
62 | Р.р. Описание предмета (упр.302) | 1 | ||||
63 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 1 | ||||
64 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. Словарный диктант | 1 | ||||
65 | Орфоэпия. Анализ словарного диктанта | 1 | ||||
66 | Фонетический разбор слова | 1 | ||||
67 | Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика». Проверочное тестирование по теме «Фонетика» | 1 | ||||
68 | Р.р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.323) | 1 | ||||
69 | Лексика 6+2 | Слово и его лексическое значение | 1 | |||
70 | Однозначные и многозначные слова | 1 | ||||
71 | Прямое и переносное значение слова | 1 | ||||
72 | Омонимы | 1 | ||||
73 | Синонимы. | 1 | ||||
74 | Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368) | 1 | ||||
75 | Антонимы. Повторение изученного. | 1 | ||||
76 | Р.р. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375) | 1 | ||||
77 | Морфемика. Орфография 18+ 4 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | |||
78 | Окончание | 1 | ||||
79 | Основа слова | 1 | ||||
80 | Корень слова. | 1 | ||||
81 | НРК. Р.р. Сочинение «Достопримечательности нашего села» | 1 | ||||
82 | Р.р. Рассуждение (упр.402) | 1 | ||||
83 | Суффикс | 1 | ||||
84 | Приставка | 1 | ||||
85 | Р.р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.420) | 1 | ||||
86 | Чередование звуков. Анализ изложения | 1 | ||||
87 | Беглые гласные | 1 | ||||
88 | Варианты морфем | 1 | ||||
89 | Морфемный разбор слова | 1 | ||||
90 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | ||||
91 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 | ||||
92 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 | ||||
93 | Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-. Словарный диктант | 1 | ||||
94 | Буквы о-а в корне –раст- - -рос- | 1 | ||||
95 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | ||||
96 | Буквы и-ы после ц. Словарный диктант | 1 | ||||
97 | Повторение | 1 | ||||
98 | Р.р. 21 Сочинение. Описание картины Н.П. Кончаловского «Сирень» (упр.470) | 1 | ||||
Морфология. Орфография 69 | ||||||
99 | Имя существительное 17+4 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | |||
100 | Имя существительное как часть речи | 1 | ||||
101 | Р.р. Доказательства в рассуждении (упр.484) | 1 | ||||
102 | Р.Р. Контрольное сочинение №2 по теме «Почему нужно беречь книгу» | 1 | ||||
103 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Анализ сочинения | 1 | ||||
104 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | ||||
105 | Р.р.24 Сжатое изложение (упр. 513) | 1 | ||||
106 | Род имён существительных | 1 | ||||
107 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | ||||
108 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | ||||
109 | Три склонения имён существительных | 1 | ||||
110 | Падеж имён существительных | 1 | ||||
111 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | ||||
112 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | ||||
113 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | ||||
114 | Р.р. Изложение (упр.547). Контрольное изложение №2 | 1 | ||||
115 | Множественное число имён существительных. Анализ изложения | 1 | ||||
116 | Множественное число имён существительных. Анализ изложения | 1 | ||||
117 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | ||||
118 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||||
119 | Повторение изученного. Проверочная работа | 1 | ||||
120 | Имя прилагательное 9+3 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |||
121 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | ||||
122 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | 1 | ||||
123 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | 1 | ||||
124 | Прилагательные полные и краткие | 1 | ||||
125 | Прилагательные полные и краткие | 1 | ||||
126 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ||||
127 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||
128 | Контрольный диктант №3 | 1 | ||||
129 | Анализ диктанта. | 1 | ||||
130 | Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.598) | 1 | ||||
131 | Р.р.29 Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений ( упр.600) | 1 | ||||
132 | Глагол 25+ 4 | Глагол как часть речи. | 1 | |||
133 | Не с глаголами | 1 | ||||
134 | Р.р.30 Рассказ (упр.619) | 1 | ||||
135 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||||
136 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||||
137 | Правописание –тся и ться . Словарный диктант | 1 | ||||
138 | Виды глагола | 1 | ||||
139 | Виды глагола | 1 | ||||
140 | Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа | 1 | ||||
141 | Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа | 1 | ||||
142 | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе) (упр.652) | 1 | ||||
143 | Время глагола | 1 | ||||
144 | Прошедшее время | 1 | ||||
145 | Настоящее время | 1 | ||||
146 | Будущее время | 1 | ||||
147 | Спряжение глаголов. | 1 | ||||
148 | Спряжение глаголов. | 1 | ||||
149-151 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 3 | ||||
152 | Морфологический разбор глагола | 1 | ||||
153-154 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | 2 | ||||
155 | Употребление времён | 1 | ||||
156-157 | Повторение изученного. | 2 | ||||
158 | Контрольное тестирование № 1 | 1 | ||||
159-160 | Р.р Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку»(упр.701) | 2 | ||||
161 | Повторение и систематизация изученного 8+2 | Разделы науки о языке | 1 | |||
162 | Р.Р Сочинение (упр.717) | 1 | ||||
163 | Р.Р Сочинение (упр.717) | 1 | ||||
164 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | ||||
165 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | ||||
166 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | ||||
167 | Употребление букв ь иъ. | 1 | ||||
168 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | ||||
169 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
170 | Подведение итогов | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса обучающиеся 5-го класса должны иметь:
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
АУДИРОВАНИЕ:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
-выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
ЧТЕНИЕ:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
ПИСЬМО:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметные результаты:
1) Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2) К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• разбивать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов; выделять словосочетания в предложении; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
• разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
• соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; группировать слова по видам орфограмм; самостоятельно подбирать слова на изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Предполагаемый результат – повышение практической грамотности, развитие речеведческих и коммуникативных умений. Воспитание любви и уважения к родному языку.
Учебно-методическое и программное обеспечение
Литература для учителя:
- Т. А. Ладыженская, Т. М. Баранов и др. русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х частях. Москва. Просвещение» 2017.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
- Интернет-ресурсы.
Литература для учащихся
1. Русский язык: учебник для 5 класса (в 2-х частях)общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2017 г.
2. В. В. Одинцов. Школьный словарь иностранных слов. Москва «Просвещение» 1983г
3. М. С. Лопатухин. Школьный толковый словарь. Москва. «Просвещение»1981г
4. А. Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь. Москва «просвещение» 1991 г.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.
6. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...