Урок русского языка "Образование причастий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Пояснительная записка
к уроку русского языка, 7 класс (гуманитарное направление) по теме:
«Правописание суффиксов причастий»
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание суффиксов причастий»
разработан в соответствии с программой по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой, рассчитанной на 136 часа (4 часа в неделю), на основе учебника «Русский язык. 7 класс» издательства «Русское слово», 2014г., раздел «Причастие» и проводился с целью систематизации знаний и умений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к уроку русского языка, 7 класс (гуманитарное направление) по теме:
«Правописание суффиксов причастий»
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание суффиксов причастий»
разработан в соответствии с программой по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой, рассчитанной на 136 часа (4 часа в неделю), на основе учебника «Русский язык. 7 класс» издательства «Русское слово», 2014г., раздел «Причастие» и проводился с целью систематизации знаний и умений учащихся.
Структура урока отвечает следующей схеме:
- Определение уровня знаний учащихся по изучаемой теме, формулировка задач занятия, определение вопросов для работы.
- Систематизация материала в ходе групповой работы и самостоятельная дифференцированная работа с дидактическим материалом
- Формулировка выводов.
- Контроль усвоенных знаний с помощью диктанта «Проверяю себя».
- Подведение итогов.
При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:
- групповая;
- работа в малых группах;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная работа.
Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя следующие разделы:
- Словарный диктант
- Теоретическая разминка
- Обобщение и систематизация изученного:
- Конструирование
- Решение тестов
- Диктант «Проверяю себя»
- Графический диктант
- Самопроверка
- Рефлексия
Тестовые задания были сформулированы по типу заданий ЕГЭ.
На уроке использовалось мультимедийное оборудование, звуковые файлы, учебник, тесты;
применялась педагогика сотрудничества, личностно ориентированные, здоровьесберегающие, групповые, информационно-коммуникативные технологии.
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Правописание суффиксов причастий.
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы « Образование причастий».
Задачи:
- Повторить и закрепить орфографические правила, изученные в теме «Образование причастий».
- Формировать умение правильного употребления причастий в речи.
- Развивать речь учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
пользоваться приёмами аудирования, изучающим чтением, перерабатывать и преобразовывать информацию (в схему).
строить связное монологическое высказывание в виде описания, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | -Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Начнем работу со словарного диктанта. | |
II. Словарный диктант. | (5 учащихся работают с олимпиадными заданиями, 1 ученик у доски, остальные в тетради) -Объясните графически правописание суффиксов. Видевший, строящий, дующий, зыбившийся, зиждившийся, сделанный, реющий, видимый, стелющий, засеянный. (Кто работал по карточкам, закончили). -На основе данных слов сформулируйте тему урока, запишите (1 слайд) -Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? -На парте перед вами лежит маршрутный лист , там записаны задачи нашего урока. Выберите для себя задачу, отметьте ее. Ниже даны этапы урока и графа « оцени себя». Если при написании словарного диктанта у вас не было вопросов, поставьте на данном этапе +, если сомневались,-?, если было много ошибок, -.Оцените себя. | Познавательные УУД 1. Осуществлять самоконтроль в процессе письма, производить самокоррекцию. |
III. Теоретическая разминка. | 1-2 ряд работают устно в паре ( в маршрутных листах даны вопросы), у 3 ряда- творческое задание: подготовить и защитить проект об образовании причастий (действительных настоящего времени, прошедшего времени, страдательных настоящего , прошедшего времени). Вопросы. 1.Расскажите об образовании и правописании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. 2. Расскажите об образовании и правописании суффиксов действительных и страдательных причастий прошедшего времени. -Оцените себя… | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, обобщать. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её и представлять в других формах (в виде схемы). Коммуникативные УУД 1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Владеть разными видами монолога и диалога. |
IV. Обобщение и систематизация изученного. |
Образуйте возможные формы причастий настоящего и прошедшего времени. 1 группа- читать, прочитать (самопроверка на 2 слайде) (читающий, читаемый, читавший; прочитавший, прочитанный) 1 группа-Работа по сборнику «Подготовка к региональному экзамену» Вариант 10 (задание 4,7) (проверка вслух) 4-прибавивший, 7-1,3 2 группа (на доске) колебать Колеблющий, колеблемый, колебавший. -Составьте словосочетание со словом колеблемый, запишите. Колеблемый ветром, колеблемые верхушки. -Составьте предложение с причастным оборотом. Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день. -Перестройте предложение, чтобы не было знаков препинания. Колеблемые утренним ветерком верхушки березок приветствовали нарождавшийся день. -Выполните синтаксический разбор 1 предложения. -Оцените себя… 5.Диктант. О причастии ещё М.В.Ломоносов говорил: « Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». 3 слайд - Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова? Употребление причастий – экономный способ выражения мысли. -Хотелось бы вам напомнить, что 19 ноября — 305 лет со дня рождения гениального ученого, историка и литератора Михаила Васильевича Ломоносова. Его называют первым отечественным ученым с мировым именем. Он был не только выдающимся физиком и химиком, но и поэтом, который заложил фундамент современного русского литературного языка. (Сообщение «Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского литературного языка»). - Вы должны помнить: любой урок-ступенька к вершине знаний. Запишем диктант «Проверяю себя»
6.Графический диктант 1 группа- тест (Экзаменационные ловушки) Проверка по ключу:1,3,5- 4 слайд 2 группа- работают со мной. Задание: Составьте график. Инструктаж: напротив цифр поставьте точки, соответствующие правильному выбору букв Е или И. 1. лелеемый 2. строимый 3. мучимый 4. зависимый 5. обидевший 6. увидевший 7. зависевший 8. клеивший 7.Рефлексия. -Решили поставленные в начале урока задачи? Давайте вернемся к маршрутному листу, кто справился со всеми заданиями, поднимите руку . У кого были вопросы, поднимите руку. | Коммуникативные УУД 1. Взаимодействовать в паре. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Строить связное монологическое высказывание в виде описания, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения. |
V. Итог урока. | 7.Рефлексия. -Решили поставленные в начале урока задачи? Давайте вернемся к маршрутному листу, кто справился со всеми заданиями, поднимите руку . У кого были вопросы, поднимите руку. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Личностные результаты Радоваться достижениям одноклассника, своим успехам |
VI. Домашнее задание. | 5 слайд На дом: повторить п.14-17; Творческое задание (по выбору): составить текст из 10-12 предложений с причастными оборотами, объяснить графически знаки препинания ( или составить карточку из 20 причастий на тему «Правописание суффиксов причастий», выполнить в тетради и графически объяснить орфограммы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 21 - 7 класс...
Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.
Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...