Урок русского языка "Образование причастий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Прилепина Ирина Александровна

Пояснительная записка

к уроку русского языка, 7 класс (гуманитарное направление) по теме:

 «Правописание суффиксов причастий»

 

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание суффиксов причастий»

 

разработан в соответствии с программой по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой, рассчитанной на 136 часа (4 часа в неделю), на основе учебника «Русский язык. 7 класс» издательства «Русское слово», 2014г., раздел «Причастие» и  проводился с целью систематизации знаний и умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку русского языка, 7 класс (гуманитарное направление) по теме:

 «Правописание суффиксов причастий»

 

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание суффиксов причастий»

разработан в соответствии с программой по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой, рассчитанной на 136 часа (4 часа в неделю), на основе учебника «Русский язык. 7 класс» издательства «Русское слово», 2014г., раздел «Причастие» и  проводился с целью систематизации знаний и умений учащихся.

Структура урока отвечает следующей схеме:

  1. Определение уровня знаний учащихся по изучаемой теме, формулировка задач занятия, определение вопросов для работы.
  2. Систематизация материала в ходе групповой работы  и самостоятельная дифференцированная  работа с дидактическим материалом
  3. Формулировка выводов.
  4. Контроль усвоенных знаний с помощью диктанта «Проверяю себя».
  5. Подведение итогов.

                При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

  1. групповая;
  2. работа в малых группах;
  3. индивидуальная работа;
  4. самостоятельная работа.

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя следующие разделы:

  • Словарный диктант
  • Теоретическая разминка
  • Обобщение и систематизация изученного:
  • Конструирование
  • Решение тестов
  • Диктант «Проверяю себя»
  • Графический диктант
  • Самопроверка
  • Рефлексия

Тестовые задания были сформулированы по типу заданий ЕГЭ.

На уроке использовалось мультимедийное оборудование, звуковые файлы, учебник, тесты;

применялась педагогика сотрудничества, личностно ориентированные, здоровьесберегающие, групповые, информационно-коммуникативные технологии.

Урок  русского языка  в  7 классе

Тема: Правописание суффиксов причастий.

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы « Образование причастий».

Задачи:

  1. Повторить и закрепить орфографические правила, изученные в теме «Образование причастий».
  2. Формировать умение правильного употребления причастий в речи.
  3. Развивать речь учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

пользоваться приёмами аудирования, изучающим чтением, перерабатывать и преобразовывать информацию (в схему).

строить связное монологическое высказывание в виде описания, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Начнем работу со словарного диктанта.

II. Словарный диктант.

(5 учащихся работают с олимпиадными заданиями, 1 ученик у доски, остальные в тетради)

-Объясните графически правописание суффиксов.

Видевший, строящий, дующий, зыбившийся, зиждившийся, сделанный, реющий, видимый, стелющий, засеянный.

(Кто работал по карточкам, закончили).

-На основе данных слов сформулируйте тему урока, запишите (1 слайд)

-Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке?

-На парте перед вами лежит маршрутный лист , там записаны задачи  нашего урока. Выберите для себя задачу, отметьте ее. Ниже даны этапы урока и графа « оцени себя». Если при написании словарного диктанта у вас не было вопросов, поставьте на данном этапе +, если сомневались,-?, если было много ошибок, -.Оцените себя.

Познавательные УУД

 1. Осуществлять самоконтроль в процессе письма, производить самокоррекцию.

III.  Теоретическая разминка.

1-2 ряд работают устно  в паре ( в маршрутных листах даны вопросы), у 3 ряда- творческое задание: подготовить и защитить проект об образовании  причастий (действительных настоящего времени, прошедшего времени, страдательных настоящего , прошедшего времени).

Вопросы.  1.Расскажите об образовании и правописании суффиксов

действительных  и страдательных причастий настоящего времени.

2. Расскажите об образовании и правописании суффиксов

действительных  и страдательных причастий прошедшего времени.

-Оцените себя…

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, обобщать.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её и представлять в других формах (в виде схемы).

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Владеть разными видами монолога и диалога.

IV. Обобщение и систематизация изученного.

  1. Конструирование.

Образуйте возможные формы причастий настоящего и прошедшего времени.

1 группа- читать,  прочитать (самопроверка на   2  слайде)

(читающий, читаемый, читавший; прочитавший, прочитанный)

1 группа-Работа по сборнику «Подготовка к региональному экзамену»

Вариант 10 (задание 4,7) (проверка вслух) 4-прибавивший, 7-1,3

2 группа (на доске) колебать

Колеблющий, колеблемый, колебавший.

-Составьте словосочетание со словом   колеблемый, запишите.

Колеблемый ветром, колеблемые верхушки.

-Составьте предложение с причастным оборотом.

Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

-Перестройте предложение, чтобы не было знаков препинания.

Колеблемые утренним ветерком верхушки березок  приветствовали нарождавшийся день.

-Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

-Оцените себя…

5.Диктант.

О причастии ещё М.В.Ломоносов говорил: « Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».  3 слайд

- Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова?

 Употребление причастий – экономный способ выражения мысли.

-Хотелось бы вам напомнить, что 19 ноября — 305 лет со дня рождения гениального ученого, историка и литератора Михаила Васильевича Ломоносова. Его называют первым отечественным ученым с мировым именем. Он был не только выдающимся физиком и химиком, но и поэтом, который заложил фундамент современного русского литературного языка. (Сообщение «Вклад М.В.Ломоносова  в развитие русского литературного языка»).

- Вы должны помнить: любой урок-ступенька к вершине знаний.

   Запишем диктант «Проверяю себя»

  • Именем М.В. Ломоносова названы месторождения магнитных руд, расположенных в Казахстане, подводный вулкан и экваториальное течение, находящиеся в Атлантическом океане.
  •  Есть горный хребет, возвышающийся на побережье Новой Земли.
  • На карте страны можно найти поселки, увековечившие имя этого гения.

6.Графический диктант

1 группа- тест (Экзаменационные ловушки) Проверка по ключу:1,3,5-

4 слайд

2 группа- работают со мной.

Задание: Составьте график.

Инструктаж: напротив цифр поставьте точки, соответствующие правильному выбору букв Е или И.

1. лелеемый

2. строимый

3. мучимый

4. зависимый

5. обидевший

6. увидевший

7. зависевший

8. клеивший

7.Рефлексия.

-Решили поставленные в начале урока задачи?  Давайте вернемся к маршрутному листу, кто справился со всеми заданиями, поднимите руку .  У кого были вопросы, поднимите руку.

Коммуникативные УУД

1. Взаимодействовать в паре.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Строить связное монологическое высказывание в виде описания, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.

V. Итог урока.

7.Рефлексия.

-Решили поставленные в начале урока задачи?  Давайте вернемся к маршрутному листу, кто справился со всеми заданиями, поднимите руку .  У кого были вопросы, поднимите руку.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные результаты

Радоваться достижениям  одноклассника, своим успехам

VI. Домашнее задание.

5 слайд

На дом: повторить  п.14-17;      

Творческое задание (по выбору): составить текст из 10-12 предложений с причастными оборотами, объяснить графически знаки препинания (  или составить карточку из 20 причастий  на тему «Правописание суффиксов причастий», выполнить в тетради и графически объяснить орфограммы).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...