Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 21 - 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 21 (7 класс)

Тема: Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий  (§ 11).

Цели: а) ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий;

б) научить определять гласные в окончаниях причастий;

в) повторить признаки прилагательных у причастий;

г) продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков;

д) р/р. Составить предложения с причастиями.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания 

 (дети зачитывают газетные статьи, которые они подобрали, находят признаки, характерные для публицистического стиля).

3. Запись словарных слов: 

гирлянда, отразить, калитка, искриться, колонна.

Придумайте с этими словами предложения.

Преобразуйте глаголы:  отражать   и   искриться    в причастия, согласуйте

     их с существительными; подберите причастия к существительным:

    калитка, колонна, гирлянда.

Запишите составленные словосочетания в тетрадь.

 Определите у причастий признаки прилагательных.

Просклоняйте два словосочетания.

—  Что вы заметили?

4.  Новая тема.     § 11

Знакомство с материалом на стр. 29 учебника.

—   Как склоняются причастия?

        Урок 21

        (7 класс)

Просклоняйте данные слова во множественном числе, как они

—  Какой вывод мы можем сделать?

Чтение правила на стр. 30.

Запись в тетради с объяснением учителя.

                                                                                     какими? тв. п.

5.   Закрепление.

Задание 1.    Упр. 64 (письменно).

Задание 2.   

Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.

Обозначьте изучаемые орфограммы.

Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.

Задание 3.    Упр. 65 (письменно).

Два человека работают по карточкам.

        Урок 21

        (7 класс)

Карточка № 1.

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.

Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.

…………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 2.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;

за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.

……………………………………………………………………………………………………

6.  Повторение материала предыдущих уроков.

Задание 4.

Подберите прилагательные и причастия к данным существительным:

 рыба, собака яблоко. 

Определите их общие признаки.

Задание 5. 

Образуйте от данных глаголов причастия, определите общие признаки причастий и глаголов:

                          увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.

Задание 6.    Упр. 68.

7. Выводы.

Расскажите о правописании гласных в падежных окончаниях причастий.

………………………………………………………………………………………………….

8. Домашнее задание.             § 11, стр. 30 (правило); упр. 67, *упр. 66.

Урок 21

(7 класс)

Карточка № 1.

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.

Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.

…………………………………………………………………………………………………..

Урок 21

                        (7 класс)

Карточка № 2.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;

за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.

……………………………………………………………………………………………………

Урок 21

(7 класс)

Карточка № 1.

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.

Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.

…………………………………………………………………………………………………..

Урок 21

                        (7 класс)

Карточка № 2.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;

за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи: какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окон...

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....