спецкурс по русскому языку для 8класса "Учимся писать сочинение".
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Нялина Елена Валентиновна

спецкурс по русскому языку для 8класса "Учимся писать сочинение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_8_kl.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  спецкурса  «Учимся писать сочинение» для обучающихся  8 «в» класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. программы курса по выбору «Практический курс речеведения», автор-составитель

Л.А. Кобзарёва. –Волгоград: Учитель, 2008г.; 

  1. основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса,

дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА

Обучающиеся  должны знать:

-знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные  элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

Обучающиеся  должны уметь:

- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);

- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.

             2.   СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА.

Значение элективного предмета и его задачи.

 Значение предмета и его задачи. Тема и основная мысль.

Сочинения разных жанров.

Сочинение-аннотация. Отзыв о книге. Рецензия. Особенности построения рецензии. Сочинение-этюд. Сочинение-ассоциация. Дневник. Путевые заметки. Портретный очерк. Сравнительная характеристика.

Стили и типы речи.

Типы речи. Особенности их лексики и синтаксиса. Разговорный стиль и его применение  в сочинениях. Книжные стили. Публицистический стиль. Художественный стиль.

Сочинение-рассуждение.

Тема и основной тезис сочинения. Объем и содержание темы. Главная часть сочинения-рассуждения. Вступительная часть сочинения. Заключительная часть сочинения. Эпиграф. Его роль в раскрытии темы.

Анализ, редактирование с и совершенствование написанного.

Редактирование текста. Работа с черновиком. План анализа сочинения-рассуждения.

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(35 часов, 1час в неделю)

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текста-рассуждения.

04.09

04.09

2

Логика построения текста-рассуждения.

11.09

11.09

3

Анализ структуры текста-рассуждения.

18.09

18.09

4

Тезис. Варианты формулировки тезиса.

25.09

25.09

5

Определение тезиса в тексте.

02.10

02.10

6

Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов)

09.10

09.10

7

Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.

16.10

16.10

8

Иллюстрация доводов примерами.  

23.10

23.10

9

Практическая работа. Подбираем примеры к доводам из прочитанного текста.

11.11

11.11

10

Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения.

13.11

13.11

11

Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения)

20.11

20.11

12

Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения)

27.11

27.11

13

Практическая работа. Построение логических схем к тексту.

04.12

04.12

14

Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении.

15

Практическая работа. Сохранение логики текста.

16

Композиция сочинения-рассуждения.

17

Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения.

18

Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения.

19

Средства связи микротем в сочинении-рассуждении.

20

Средства межфразовых связей в сочинении-рассуждении.

21

Вступление в сочинении-рассуждении.

22

Практическая работа. Написание вступления к сочинению.

23

Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения.

24

Практическая работа. Написание основной части сочинения-рассуждения.

25

Заключение в сочинении.

26

Обобщения различного уровня в тексте-рассуждении.

27

Практическая работа. Пишем заключительную часть сочинения-рассуждения.

    28

Речевое оформление сочинения.

    29

Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения.

30

Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения.

    31

Предупреждение речевых ошибок в сочинении.

    32

Предупреждение грамматических ошибок в сочинении.

    33

Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок.

    34

Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала.

    35

Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать.



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".

Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет програ...

Спецкурс по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии»

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии» для 7 класса составлена на основании  Федерального компонента государственного стандарта средне...