Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
методическая разработка по русскому языку по теме
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход)» (СПб., 1994) и «Инновационные технологии в обучении» (СПб., 1995).
Особенностью спецкурса является то, что он может применяться на любом этапе изучения русского языка с 1 по 9 класс. Стоит отметить, что особенно эффективно данный курс работает при систематическом применении в течение нескольких лет работы с классом, например, с 5 по 9 кл. Однако опытным путем установлено, что применение данного курса (и в этом его особенность) является эффективным на каждом этапе изучения русского языка, включение в систему курса возможно в любом классе с 1 по 9 класс с незначительной корректировкой структуры программы (не в ущерб содержанию).
В основе данного курса лежит принцип наглядности и игровой принцип, способствующие переводу вербально-теоретического знания в творческую сферу, что ведет к лучшему освоению материала, его творческому осмыслению и переосмыслению.
В качестве иллюстрации к данной программе можно привести слова О.В. Канарской: «Поиски привели автора данной книги к рождению идеи многолетнего «космического путешествия» по «вселенной» русского языка. В результате были созданы своеобразные карты лингвистических просторов, названные Лингвистическим атласом, включающие самостоятельные планеты: Лексиконию (лексика), Фо-Гра (фонетика и графика), планету Морфемики и Словообразования; Морфологическую и Синтаксическую галактики; Орфографическую и Пунктуационную туманности; Млечный путь стилистики; Интонационные облака. Все эти объекты обрамляются Короной культуры речи.
Связь и соединение, встречи и общение жителей «вселенной» русского языка и речи осуществляются с помощью межпланетной станции Логос-текстум.
Карты атласа лингвистических просторов и карта станции Логос-текстум позволяют в течение всего курса изучения русского языка проводить отдельные уроки в форме дидактической игры». (Канарская, с. 12).
Разработчики данной программы в течение 5 лет проводили апробацию системы на 5 – 9-х классах и прошли к положительным результатам. Было решено создать подобный курс для 5 — 7 классов с целью повторения и обобщения знаний о русском языке. Кроме того, одним из методов, применяемых в курсе, является метод опережающего обучения (касается синтаксиса). Раннее закрепление элементарных основ синтаксиса и пунктуации повышает грамотность, позволяет уже на этапе 5 — 7 класса формировать у учащихся целостное представление о системе русского языка и с легкостью осваивать основной курс синтаксиса в 8 — 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_speckurs.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Введение.
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход)» (СПб., 1994) и «Инновационные технологии в обучении» (СПб., 1995).
Особенностью спецкурса является то, что он может применяться на любом этапе изучения русского языка с 1 по 9 класс. Стоит отметить, что особенно эффективно данный курс работает при систематическом применении в течение нескольких лет работы с классом, например, с 5 по 9 кл. Однако опытным путем установлено, что применение данного курса (и в этом его особенность) является эффективным на каждом этапе изучения русского языка, включение в систему курса возможно в любом классе с 1 по 9 класс с незначительной корректировкой структуры программы (не в ущерб содержанию).
В основе данного курса лежит принцип наглядности и игровой принцип, способствующие переводу вербально-теоретического знания в творческую сферу, что ведет к лучшему освоению материала, его творческому осмыслению и переосмыслению.
В качестве иллюстрации к данной программе можно привести слова О.В. Канарской: «Поиски привели автора данной книги к рождению идеи многолетнего «космического путешествия» по «вселенной» русского языка. В результате были созданы своеобразные карты лингвистических просторов, названные Лингвистическим атласом, включающие самостоятельные планеты: Лексиконию (лексика), Фо-Гра (фонетика и графика), планету Морфемики и Словообразования; Морфологическую и Синтаксическую галактики; Орфографическую и Пунктуационную туманности; Млечный путь стилистики; Интонационные облака. Все эти объекты обрамляются Короной культуры речи.
Связь и соединение, встречи и общение жителей «вселенной» русского языка и речи осуществляются с помощью межпланетной станции Логос-текстум.
Карты атласа лингвистических просторов и карта станции Логос-текстум позволяют в течение всего курса изучения русского языка проводить отдельные уроки в форме дидактической игры». (Канарская, с. 12).
Разработчики данной программы в течение 5 лет проводили апробацию системы на 5 – 9-х классах и прошли к положительным результатам. Было решено создать подобный курс для 5 — 7 классов с целью повторения и обобщения знаний о русском языке. Кроме того, одним из методов, применяемых в курсе, является метод опережающего обучения (касается синтаксиса). Раннее закрепление элементарных основ синтаксиса и пунктуации повышает грамотность, позволяет уже на этапе 5 — 7 класса формировать у учащихся целостное представление о системе русского языка и с легкостью осваивать основной курс синтаксиса в 8 — 9 классе.
учебно-тематический план
(34 часа)
5 класс
№ п.п | Название разделов и тем | Всего часов | Теоретических часов | Практических часов |
1. | Модуль Логос-Текстум отправляется в путь: обустройство на космической станции Фонетика и графика - «Вселенная русского языка и речи». Урок-лекция с элементами практикума - В столице планеты ФоГра - картография ФоГры - в столице букв - в столице звуков - Звуки против Букв (Урок-диспут) - В гостях у королевы Орфоэпии - Отправка зонда к Короне Речи | 1 8 | 3 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 |
2. | Лексика и фразеология - Жильцы типового дома Лексиконии (Урок повторения изученного материала) - «Районы… кварталы…» (Урок картографии) - Экскурсия в словариум - Встреча зонда с Короны Речи, обработка данных в лаборатории космического модуля - Лексиконии грозит беда!!! С планеты на модуль поступает сигнал SOS (торсионные сдвиги). - Спасательная операция на планете - Творческий зачет | 13 | 3 2 1 | 10 2 1 2 2 2 1 |
3. | Словообразование (морфемика) - Формирование железнодорожного состава для путешествия на планете Словообразования - Станции пути следования состава (Уроки картографии) - Паровозик заблудился: стычка в лесу Словообразовательных ошибок - Депо Образования слов - С космического модуля осуществлен запуск второго Зонда к Короне речи - Турнир на космическом модуле (урок-зачет по теме) | 12 | 3 1 1 1 | 9 1 2 2 1 1 2 |
всего | 34 | 10 | 24 |
6 класс
(34 часа)
4. Всего: | Морфология - Космический модуль достиг предела Морфологической галактики Имя существительное. - Посещение учебного домика существительных - Новостройки на планете имен существительных - Раскопки на планете - Внимание! Обнаружен древний артефакт! - Исследование артефакта научной комиссией на космической станции Имя прилагательное - Путешествие по Прилагандии - На Прилагандии идет жестокая война. Экипаж космического модуля берет на себя миротворческую миссию Имя числительное - Рубка Модуля. Совещание капитанов корабля о месте высадки на планету Числительных - Города из цифр (Урок картографии) - Опасности планеты Числительных: команда Альфа попала в беду - Спасательная миссия: команде Бета предстоит устранить ошибки и спасти первую группу - Речевой зачет в модуле «Логос-текстум») Местоимение - Затмение на планете Местоимений -Заполнение контурной карты местоименных провинций (лабораторная работа) - Путешествие по местоименным провинциям - Зонд-2 передал на модуль информацию о Короне речи Глагол -Научная экспедиция на Глаголию - Что нужно знать, отправляясь в научную лингвистическую экспедицию? - Сенсационные открытия экспедиции | 1 8 5 9 7 4 34 | 1 2 1 1 2 1 1 3 1 2 2 1 1 2 1 1 12 | 6 1 2 1 1 1 3 1 2 6 1 1 1 1 2 5 1 1 2 1 2 2 22 |
7 класс
(34 часа)
Номер п.п | Название разделов и тем | Всего часов | Теоретических часов | Практических часов |
5. 6. 7. Всего | Морфология Причастие - Космический модуль попал в зону пояса астероидов - Экспедиция на астероид П. - Внимание! Пойман срочный сигнал с планеты Словообразования. Идет расшифровка Деепричастие - Экспедиция на астероид Д. - Один из астероидов пробил обшивку Модуля. Чиним Модуль Наречие - К тетушке Настежь на признаковую орбиту - Составление карты планеты Наречий - Внимание! Получен сигнал из Орфографической туманности! Ученые расшифровывают сообщение Предлог - С планеты Предлогов получен сигнал бедствия. Срочно высылаем спасательную экспедицию - Спасательная экспедиция в СЛуЧР за Соней Лентяевой Союз - На корабле «Союз» к союзам в гости - Планета встретила первопроходцев враждебно. Чтобы оттуда выбраться, предстоит решить, какие союзы заключают союзы? Частица - Театральная премьера «Новоселье на планете Частиц» Театральная премьера «Новоселье на планете Частиц - Турнир на площади Слова межпланетного модуля Логос-текстум (Урок обобщающего повторения раздела.) Синтаксис и пунктуация - «Их разыскивает… грамматика…» (Урок обобщающего повторения темы). - Составление лингвистического каталога (Урок картографии). - Война и мир: Синтаксис объявляет войну Пунктуации (Урок-диспут) Орфография - Лингвистическая разминка в Орфографической туманности (Урок картографии) - Пикник на планете Морфемики и Словообразования Модуль возвращается | 6 6 6 5 4 2 3 2 34 | 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 0 0 0 9 | 4 2 2 4 2 2 4 1 2 1 3 1 2 3 1 2 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
План проведения предметной Недели "Адыгейский язык наш родной язык, а русский - второй родной"
Данный план предназначен для учителей родного языка и для учителей русского языка. Разработан руководителем ШМО учителей филологического цикла Емиж С.Дж.В мероприятиях могут участвовать учащиеся 5-9(1...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...
Внеурочное мероприятие по русскому языку "Вселенная в алфавитном порядке" (с приложением в отдельной публикации)
Данное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов, проводится в игровой форме после изучения темы "Лексикология"...