Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА (ОГЭ) 2016 г.
Программа курса предусматривает обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения на заданную тему и рассчитана на 18 часов. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется внимание, но вариативность задания 15 предусматривает необходимость систематизации знаний, умений и навыков по данному виду работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_spetskura_rya_9.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО учителей Заместитель директора Директор МБОУСОШ
филологии по учебной работе п.Коммунистический
пр.№1от 31.08.2016г. ________________ ________________
_________________
О.П.Кокшарова С.А.Фалина
Н.С.Агафонова
« » 2016 г. « » 2016 г. « » 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по русскому языку
9 класс
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ»
Составитель:
Меркушева Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п.Коммунистический
2016 г.
1. Пояснительная записка
Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА (ОГЭ) 2016 г.
Программа курса предусматривает обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения на заданную тему и рассчитана на 18 часов. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется внимание, но вариативность задания 15 предусматривает необходимость систематизации знаний, умений и навыков по данному виду работы.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя рабочие тетради под редакцией И.П. Цыбулько и ресурсы сети Интернет.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания 15 КИМов государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи:
- способствовать овладению формами обработки информации исходного текста;
- развивать умение правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
- формирование умения определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
- повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена, через систему практических заданий и тренингов.
Занятияпредусматривают как теоретическую часть, так и практическую часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции).
Программа курса рассчитана на 18 часов из расчета 1 час через неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- алгоритм работы над заданием 15,
- требования к выполнению задания,
- содержание используемых в задании понятий и терминов.
Учащиеся должны уметь:
- осознанно выбирать вариант задания 15,
- создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста,
- аргументировать положения своей работы,
- последовательно излагать материал,
- оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания работы.
II. Учебно-тематический план.
Раздел | Количество часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | ||
1. Введение. Задание 15. Структура сочинения-рассуждения | 1 | ||
2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 3 | 1 | 1 |
3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | 13 | 7 | 1 |
4. Подведение итогов | 1 | 1 | |
ИТОГО | 18 | 8 | 3 |
ІІІ. Содержание программы.
1. Введение. (1ч.)
Структура экзаменационной работы ОГЭ. Количество и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016г. Задание 15. Варианты задания 15. Структура сочинения-рассуждения.
2. Сочинение на лингвистическую тему. (3ч.)
Умения, проверяемые заданием 15.1. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения. Лексические, грамматические, синтаксические явления для аргументации. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.
3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. (13ч.)
Умения, проверяемые заданием 15.2. Вступление-тезис. Основная часть – доказательства (аргументы). Заключение – вывод. Критерии оценивания сочинения. Анализ сочинений с точки зрения понимания смысла фрагмента текста; наличия примеров-аргументов; смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения; композиционной стройности.
Умения, проверяемые заданием 15.3. Определение понятия. Подбор аргументов. Формулирование вывода.
4. Подведение итогов. (1ч.)
Выполнение задания 15 (выбор варианта задания, написание работы).
Раздел | № заня-тия | Дата проведения | Тема | Тип, форма занятия | Планируемые результаты | Выпол- нениепракти-ческой части | Форма контроля | ||
плани-руемая | факти-ческая | Знания, умения, навыки | УУД | ||||||
1.Введение | 7.09 | 7.09 | Требования к заданию 15. Структура сочинения-рассуждения | Презентация | |||||
2.Сочине-ние-рассуждение на лингвистическую тему | 21.09 | 21.09 | Умения, проверяемые заданием 15.1. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Лексические, грамматические, синтаксические явления для аргументации. | Комбинированное занятие | Знать алгоритм написания сочинения, уметь отбирать лексические, грамматиче-ские, синтаксические явления для аргументации | Извлечение информации из текста; определение способа анализа; решение учебной задачи на основе заданного алгоритма; выделение причинно-следственных связей; анализ, выбор последователь-ности действий; самостоятель-ное построение высказывания; аудирование; отбор материала | |||
5.10 | 5.10 | Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. | Практикум | Уметь находить и исправлять ошибки в построении сочинения | Анализ текстов | ||||
19.05 | 19.05 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Самостоятель-ная творческая работа | Уметь писать сочинение на лингвистиче-скую тему | Сочине-ние | ||||
3.Сочине-ние-рассужде-ние на морально-этическую тему | 9.11 | 9.11 | Умения, проверяемые заданием 15.2. Алгоритм написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему | Беседа | Знать алгоритм написания сочинения | ||||
23.11 | 23.11 | Вступление - тезис | Комбинированное занятие | Уметь формулировать тезис | |||||
7.12 | 7.12 | Основная часть – доказательства (аргументы) | Комбинированное занятие | Уметь выбирать аргументы из текста | |||||
21.12 | 21.12 | Заключение - вывод | Комбинированное занятие | Уметь формулировать вывод | |||||
11.01 | 11.01 | Анализ сочинений с точки зрения понимания смысла фрагмента | Практикум | Уметь определять тему, идею, авторскую позицию | Анализ текста | ||||
25.01 | 25.01 | Анализ сочинений с точки зрения наличия примеров-аргументов | Практикум | Уметь оценивать аргументированность суждения | Анализ текста | ||||
8.02 | 8.02 | Анализ сочинений с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения | Практикум | Уметь находить и исправлять речевые ошибки | Анализ текста | ||||
22.02 | 22.02 | Анализ сочинений с точки зрения композиционной стройности | Практикум | Уметь выстраивать композицию сочинения | Анализ текста | ||||
15.03 | 15.03 | Написание сочинения-рассуждения (задание 15.2) | Самостоятель-ная работа | Уметь писать сочинение по заданному тексту | Сочине-ние | ||||
22.03 | 22.03 | Умения, проверяемые заданием 15.3. Отличие от заданий 15.1. и 15.2 | Беседа | ||||||
5.04 | 5.04 | Определение понятия | Практикум | Уметь формулировать морально-этические понятия | Работа с текстом | ||||
19.04 | 19.04 | Подбор аргументов | Практикум | Уметь подбирать аргументы из текста и из жизненного опыта | Работа с текстом | ||||
3.05 | 3.05 | Формулирование вывода | Практикум | Уметь формулировать вывод | Работа с текстом | ||||
4.Подведение итогов | 17.05 | 17.05 | Написание сочинения – рассуждения 15.3 | Самостоятель-ная работа | Уметь выполнять задание 15 | Сочине-ние |
V. Список литературы.
- Русский язык, 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Учебно-методическое пособие под редакцией Н.А. Сениной. Ростов -на-Дону: «Легион», 2014 г.
- ОГЭ 2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П. Москва, 2017г.
Дополнительные источники:
1. Сайт ФИПИ:
- открытый банк заданий ОГЭ;
- демоверсия;
- кодификатор, спецификация.
2. Сайт reshuege.ru (тренировочные упражнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...
Программа спецкурса по русскому языку
Для учащихся 10 -х классов предлагается спецкурс «Словесность». Программа рассчитана на 52 часа (2 часа в неделю). Основная цель словесности - научить правильно «пользоваться словом...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...