КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ "Наречие как часть речи" с использованием ЭОР
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Теxнологическaя кaрта урокa «Haречие кaк чaсть речи»» | |||
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 7 | ||
Тема | Наречие как часть речи | ||
УМК | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык. 7 класс» - М.: Просвещение, 2019г. | ||
Aвтор урока (ФИО, должность) | Грига Ирина Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы | ||
Образовательное учреждение | MБOУ « Уринская СОШ» | ||
Цели деятельности педагога | Повторение и закрепление темы «Hаречие»; отработка орфографических и пунктуационных умений и навыков; систематизация знаний учащихся о значении наречий, формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, развитие и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие логического мышления; воспитание интереса к родному языку. Здоровьесберегающие – планировать объем материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, производить смену деятельности обучающихся, следить за правильной осанкой детей, соблюдать режим охраны зрения, способствовать созданию благоприятного психологического климата | ||
Задачи |
Формирование устойчивого представления о наречии и его соотнесенности с другими частями речи; Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; Обогащать словарный запас учащихся; Совершенствовать орфографические умения.
Осуществление системно-деятельностного подхода; Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; Развитие умений применять новые знания; Развитие творческих, речевых способностей учащихся; Формирование логических умений; Развитие умений формулировать проблему; Развитие умения работать в парах, индивидуально и в группе.
воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парах: развитие уважения друг к другу. | ||
Тип урока | Урок повторительно-обобщающий (по дидактическим целям) Урок -практикум (по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности) Исследовательский урок (по используемому методу обучения) Медиаурок (по типу межпредметных связей) | ||
Планируемые | Предметные: знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями, вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий; уметь распознавать наречия, правильно писать и произносить наречия, употреблять их в своей речи, определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении, употреблять наречия для связи предложений в тексте, находить и исправлять ошибки в употреблении наречий Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладение приемами отбора и систематизации материала по теме «Наречие»; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или проектной деятельности. Работать индивидуально, в парах и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. | ||
Методы и формы | Проблемный метод; системно-деятельностный, исследовательско-поисковый метод, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, метод проекта; индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах. | ||
Oбразовательные | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://www.fcior.edu.ru) Сетевой сервис Web 2.0 learningapps.org (http://www.learningapps.org) Сайт «Школьный помощник» (интерактивный учебник по русскому языку 7 класс) (http://www.school-assistant.ru) Портал «Культура письменной речи» (http://www. gramma.ru) Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (http://www. gramota.ru) Этимологический словарь М.Р. Фасмера (http://www. vasmer.narod.ru) Этимологический онлайн-словарь Шанского Н.М. (http://www .shansky.lexicography.online) http://www.uroki.net | ||
Oборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. | ||
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся, интерактивное задание, выполненное учащимися, проектные карты. | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Здравствуйте! Сегодня у нас с вами урок необычный, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей. Попробуем определить, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок. Сейчас наступает весна. А это время года ассоциируется, как вы думаете, с чем? Правильно, с цветами. Перед вами на парте лежат цветочки, выберите тот цветок, который отражает ваше настроение: оранжевый – «я готов активно работать на уроке», зеленое – «я не готов к активной работе, нет настроения», голубой цветок – «средняя степень готовности, нейтральное настроение». Покажите, пожалуйста, тот цветок, который соответствует вашему настроению сейчас. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные УУД Уметь слушать собеседника; формулировать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: внимание, уважение к окружающим. |
II. Aктуализация знаний (5 мин.) Цель:
Требования к этапу: 1. воспроизведение в памяти знаний, необходимых для восприятия нового материала. 2. создание затруднения. III. Проверка домашнего задания (5 мин.) Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. IV. Oрфографическая разминка. (3 мин.) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. V.Физминутка (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. 3. Закрепление (10 мин.) Творческая практическая деятельность по реализации проектов. Цель: Повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.
| - Сегодня мы будем не просто мастерами своего дела, а исследователями и проведем урок - исследование. Скажите, что значит провести исследование? (Тему, цель, предмет исследования, наблюдение над языковым явлением, сделать выводы по теме) Чтение стихотворения: Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь – солнышко взошло. Если скажешь ты: «Темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты: « Красиво », Пред тобою сразу вся Россия! Какова основная мысль этого стихотворения? (стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!) На каком приеме построено это стихотворение? (прием ассоциаций) Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? (наречие) Назовите наречия, которые встретились в стихотворении (высоко, светло, ароматно, красиво) Назовите тему нашего урока? Правильно. (Наречие как часть речи) Тогда, кто догадался, что мы сегодня будем делать на уроке? Oтветы учащихся. Итак, цель нашего урока - закрепить все, что знаем о наречии, повторить орфограммы, изученные в этой теме. И предметом нашего исследования сегодня будет являться … наречие. Перед тем, как приступить к нашей работе, мы проверим домашнее задание. Вы должны были создать с использованием Сетевого сервиса Web 2.0 learningapps.org интерактивные задания по теме «Орфограммы, изученные по теме «Наречие». Давайте, посмотрим, что у вас получилось. Проекция на экран интерактивной доски. Открытие флипчарта. Выполните задания, вставляя пропущенные буквы. Повторим изученные орфограммы по теме «Наречие». (Текст) Все живое в природе (не)удержимо стремится к об…единению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче перен…сить трудности дальнего пути, проще согре(т, ть)ся в (не)нас…ную погоду. (Со)обща веселее ж…ве(т, ть)ся на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)жданно-(не)гаданно превр…щае(т, ть)ся в трагедию. (Чуть) чуть присмотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей. Мы с вами хорошо поработали, а теперь проведем небольшую физкультминутку. - Выполните задание в точности. Сколько наречий вы услышите в моей речи? (12 наречий) Медленно встаньте, поверните голову налево, направо; посмотрите вверх, вниз; слегка закройте глаза, посмотрите вверх; резко поднимите руки, плавно их опустите; чуть подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту. Наречие – теперь знакомая для вас часть речи. Мы с вами, как самые настоящие исследователи, попробуем поработать над этой темой, составим проекты. Вы разбиты на 5 групп, у каждой группы будет своё задание. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 10-15 минут. Если вы справились с работой раньше, для вас на карточках дополнительное задание. Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:
После работы руководитель группы должен заполнить оценочный лист. Работа в группах. Контролирует правильность приемов работы с Интернет-ресурсами. Организует и сопровождает деятельность детей. Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. - А сейчас я вам предлагаю проверить полученные знания в форме тестирования. Работать будем в парах. С помощью этого теста вы проверите, как усвоили пройденный материал. | Ученики слушают текст, делают анализ прослушанного текста, отвечают на вопросы учителя. Демонстрация интерактивного задания с проекцией на экран доски. Учащиеся выполняют это задание. https://learningapps.org/display?v=pcwmavvt518 Учащиеся выходят к доске и выполняют задания, вставляя пропущенные буквы. Дети выполняют задания из физкультминутки Ученики выполняют задания по группам, формулируют свои задачи, решают их, используя Интернет-ресурсы. Самостоятельно оформляют свои проекты. 1 группа – Историки составляют проект на тему «Этимология слова «Наречие» в виде презентации, пользуясь Интернет-ресурсами. 2 группа – Лингвисты составляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?» Карточка-задание 2 группы: Пользуясь ресурсами Интернета, составьте опорный конспект, рассказав в нём о том, что такое наречие, какие слова являются наречиями. Пользуйтесь вопросами проектной карты. 3 группа – Поисковики составляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму» Карточка-задание 3 группы: Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок. К одному из фразеологизмов нарисуйте рисунок, используя программы Paint, MyPaint и др. 4 группа -Писатели создают художественное произведение на тему «Наречие» 5 группа мобильная. Выполняют задания, используя такие интернет-ресурсы, как Федеральный центр (работа с модулями в разделе «Наречие») Решение теста на сайте Банк.тестов.ру по теме «Наречие». Learningapps.org, решение интерактивных заданий. Учащиеся выполняют электронные тесты по теме и оценивают свою деятельность. | Коммуникативные УУД Уметь определять тему урока-исследования, ставить цель учебной деятельности, определять предмет исследования, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Познавательные: Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (интерактивные тесты, викторины, ребусы, кроссворды и т.д.), используя интернет-технологии. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы, заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Производить взаимоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения. Технология оценки учебных умений. Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь отвечать на вопросы, делать правильный выбор, уметь работать в парах. Регулятивные УУД. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки. Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. Познавательные УУД: Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно осуществлять ее поиск, используя образовательные ресурсы. Приобретают умения использовать полученные знания и умения. Регулятивные УУД: Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, уметь задавать вопросы для уточнения последовательности работы Технология оценки учебных умений |
VII. Защита проектов Цель: Подведение итогов решения проблемных задач. | Время исследовательской работы подошло к концу. Прошу представителя первой группы озвучить вывод. Выступления групп, озвучивающих итоги решения проблемных задач, систематизация выводов на слайдах в виде презентаций, проектных карт и др. | Учащиеся выступают, делают презентацию своих проектов. | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, умение доказывать; Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
6.Рефлексия. (3 мин.) Цель:
Подведение итогов, проведение самооценки | Интерес – Что интересно было на уроке? Творчество – Какие творческие работы вы выполняли? Обучение – Чему вы научились? Главное – Что принёс мне сегодняшний урок? Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали Работать В это время две пары выполняют задание. Составьте пожелание гостям с использованием наречий. 1.___________________ не болеть. Заключительное слово учителя. Спасибо всем, кто принимал участие. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык. | Учащиеся дают ответы, анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников, сами оценивают свою работу и конечный результат. | Личностные УУД Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности |
7. Домашнее задание (1 мин.) | Домашнее задание: составить ребус или кроссворд по теме «Наречие как часть речи», используя сетевой сервис learningapps.org. | Познавательные УУД Уметь выбирать решение, обосновывать выбор. . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" ( обобщение)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-343826-1385740886.jpg)
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-378906-1415906988.jpg)
конспект урока по русскому языку "Подготовка к ГИА (часть В)"
Цели:- закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса;- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;- развивать навыки работы в групп...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Служебные части речи\'\' (6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Служебные части речи'' (6 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664055-1441735880.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...