Тема урока: «Причастие и деепричастие ».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_prichastiyu_i_deeprichastiyu.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Причастие и  деепричастие ».

Тип урока: обобщающее повторение и закрепление.

Цели урока:

– обобщить изученный по причастию и  деепричастию материал;
– закрепить знание теоретического материала;
– повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастиями и деепричастиями;
– развивать умение правильно употреблять причастия и  деепричастия в речи.

--поразмышлять о предстоящих в жизни испытаниях, о смысле жизни, о душе.

Ход урока

1. Выведение,формулировка  темы урока. Запись на доске.

2. Философское вступление

Начинаем с притчи (у каждого на столе) .Обсуждение смысла притчи                                                

Притча.

Человек, и(з,с)готавливавший к..рандаши, делал свою работу с любовью. Прежде чем пол..жить очередной к..рандаш.. в коро..ку, мастер говорил ему:

-- Есть мудрость, которую ты должен узнать  до того, как я отправлю тебя в большой мир. Ты смож..шь (з,с)делать много великих дел, только научившись переж..вать время от времени болезне..ное обтачивание.

Вывод: жизненные испытания —необходимая часть жизни. Самое главное в жизни  — сохранить душу.

 Рассмотрим притчу и как замечательный текст, достойный анализа на уроках русского языка.

Найдите предложения с причастными и деепричастными оборотами. (Ученик, нашедший такое предложение, вызывается к доске для выполнения схемы рассматриваемого предложения и объяснения постановки знаков препинания.)

3. Блицопрос

—Уже в самом начале нашего повторения вы сделали самое трудное—нашли обороты, подчеркнули, смогли объяснить знаки препинания. Но мы должны вспомнить все с самого начала. Итак, расскажите все, что вы усвоили о деепричастии, затем о причастии.

 (Учитель задает вопросы, на один вопрос отвечает один из учеников класса).

  • Что такое причастие, деепричастие?
  • Каково общее значение причастия, деепричастия?
  • Назовите морфологические признаки причастия, деепричастия.
  • Чем причастие отличается от прилагательного?
  • Какова синтаксическая роль причастия, деепричастия?
  • Что такое причастный оборот, деепричастный оборот?
  • Как ставятся знаки препинания при причастном обороте, деепричастном обороте?
  • Приведите примеры, когда причастный оборот будет выделяться запятыми.
  • Приведите примеры, когда причастный оборот не будет выделяться запятыми.
  • Какие окончания мы пишем у причастий в косвенных падежах?
  • На какие группы делятся причастия, деепричастия?
  • Какие причастия называются действительными? Приведите примеры.
  • Какие причастия называются страдательными? Приведите примеры.

4. Практическая часть

А). Теперь мы смело переходим к практической части. На раздаточных листах –цитаты, принадлежащие известным людям, пословица. Найдите в них предложения, соответствующие данным схемам.

1) …сущ.,/прич. об./,…

2) /Дееприч. об.,/=…

3) О и О,/прич.об/,…

Сначала начертите схему в тетрадь, а затем перепишите соответствующее предложение, подчеркните в нем оборот.

1. Дела и  занятия не требующие напряжения ума и воли не заслуживают больших похвал.                                                                                                                        Л. Н. Толстой

2. Стремление к лучшему необходимо каждому человеку  обладающему благородством души.                                                                                            Шиллер                                                                                                                                                                                                                                                                              

3. Не трудясь не найдешь счастья.                                                                                                                              Пословица

Б). Выпишите из этих предложений причастия и деепричастия и разберите их по составу. Какое правило вы можете рассказать о суффиксах причастий ущ,ющ?

Что можете сказать о  правописании частицы не с деепричастиями?

В). В следующем задании я хотела бы сделать акцент на деепричастии и предложить вам выполнить задание из ЕГЭ. На обратной стороне доски и на раздаточных листах приготовлен тест.

Испытывая временные трудности,

1) они меня не пугают.

2) воспитывается моя сила воли.

3) становится грустно на душе.

4) я особенно ценю внимание близких.

8. Творческое задание

—Как бы больно ни обтачивала  жизнь, самое важное, самое ценное всегда должно оставаться внутри нас целым. Что это? Душа, сердце, умение сочувствовать, любить. Сочините, пожалуйста, пожелание своим одноклассникам с использованием этих слов. Обязательное условие – включить в ваши предложения причастные и деепричастные обороты.

9. Рефлексия.

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

  1. Я все понимаю, могу этот материал объяснить другому.
  2. Я все понимаю, но объяснить другому не берусь.
  3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.
  4. Я многое в теме не понимаю

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""

Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....

Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)

Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...