Урок " Основная мысль текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи в 5 классе ( ФГОС ООО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka_dlya_pechati.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС ООО)
5 «А» класс
«Основная мысль текста»
Цель деятельности учителя | Формировать знания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста, углубить знания обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Компьютер, мультмедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия | Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Формируемые умения (УУД) Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли. | ||
Приветственное слово учителя: -Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение «+» (Слайд 3). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. -Давайте наши улыбки покажем друг другу. -Как вы думаете, ребята, для чего люди улыбаются друг другу? Сегодня на уроке мы узнаем новые понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями. -Запишем число. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Запись учащимися числа. | Фронтальная | |
2.Актуализация знаний (путем постановки проблемы) | Формируемые умения (УУД) Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы | ||
-За окном ненастная погода, пасмурное небо. А я предлагаю перенестись в лето. Посмотрите на экран. Прочитаем предложения. (Слайд 4). Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка. -Записанные на доске предложения образуют текст? Почему? (Эти предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств). -Можно ли озаглавить данный текст? (Можно озаглавить «Тропинка»). (Слайд 5). -Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста). -Что такое тема? (То, о чем говорится в тексте). -Сформулируйте основную мысль данного текста? В чем затруднения? | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию. Работают с текстом. Отвечают на вопросы, приводят примеры Выявляют причины затруднения | Фронтальная, индивидуальная | |
3. Постановка учебной цели. | Формируемые умения (УУД) Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | ||
-Что сегодня предстоит нам выяснить? -Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? «Основная мысль текста» (Слайд 6). -Запишите в тетрадь. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Записывают тему урока. | Индивидуальная | |
4. Творческая практическая деятельность по реализации выявленных причин затруднения. | Формируемые умения (УУД) Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | ||
1.Работа с текстом. -А теперь вернемся к тексту и понаблюдаем за тем, какие слова автор использует при описании тропинки. -Какое у него отношение к ней? -Что хотел сказать автор? -Правильно, мы можем сказать, что лесная тропинка интересна, любима. (Это и есть основная мысль текста) (Слайд 7). Найдите предложение, которое отражает основную мысль. 2. Работа с учебником. Самостоятельно изучите материал на стр.34 и ответьте на вопрос, что такое текст. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о структуре текста Работают с учебником. Читают правило | Фронтальная | |
5.Первичное закрепление знаний. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | ||
- Применяя полученные знания, выполняем упр. 116 (стр. 53). - О чём говорится в тексте, какова его тема? - Какова основная мысль текста? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль. | Выполняют упражнения, участвуют в обсуждении новой темы | Индивидуальная | |
Физ. минутка (пауза релаксации) Слайд 8 | Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. | Физкультминутка для глаз и рук | |
6. Работа в паре. | Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | ||
-А сейчас мы поработаем в парах. (Слайд 9) -На ваших столах тексты. Прочитайте их. Докажите, что прочитанное нельзя назвать текстом (нет смысловой связи). -Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. -Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны? (Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (К толковому). Аркан – длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильём и имуществом. -Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (О чём говорится? Что именно?) 1 текст – Моя лошадка, 2 – Заарканил. 3 – Кочевник | Работа в паре | Групповая | |
7. Включение в систему знаний. | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
-Какие компоненты составляют понятие «текст»? -Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме. (Текст должен обладать тематическим и смысловым единством; предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически; должно быть стилистическое единство) -А где это нам пригодится? -А теперь мы обратимся к поэтическому тексту. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль. Я с утра брожу босой, Где-то дома у метро – Весь обрызганный росой, Пепси-кола и ситро, С птицей возле тополька Карусели, зоосад, Воду пью из родника. Всюду вывески висят. Если деньги накопить, Но нельзя купить росу, Можно многое купить Птичье пение в лесу, Дом, одежду и завод, И не спрятать в кошелек Самолет и пароход. Родничок и тополек. (Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете) -Что самое ценное у человека? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. | Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель работы, осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
(Слайд 10) Прочитайте текст и выполните задания. (1)…(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение- хлопчатник. 1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика. Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке. В) Хлопок – богатство Узбекистана. Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям. 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако 3. Докажите, что перед вами текст. (Слайд 11) Проверка по эталону. Эталон: (1) Хлопок – богатство Узбекистана. (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник. Данные предложения составляют текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой. Текст можно озаглавить. (Слайд 12) «Поставь себе оценку» (после проверки по эталону). | Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Самостоятельно выполняют задания, подобранные учителем | Индивидуальная, групповая | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
(Слайд 13). Закончите предложения…
Оцените наш урок, покажите смайлик, который соответствует вашему настроению. | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении итогов урока | Фронтальная, индивидуальная | |
10. Домашнее задание: по выбору учащихся | (Слайд 14) П.23, 1) Составить таблицу «Признаки теста». 2) Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?» (Слайд 15) Молодцы, ребята! Сегодня все работали хорошо. Я благодарю вас за работу! | Запись домашнего задания |
Литература
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
- Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др./ Автор-составитель Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2016.
- Русский язык. Русская речь. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. И. Никитина. – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьёзно/ Т.А. Ладыженская, О. П. Штыркина, Н. В. Ладыженская. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема текста. Основная мысль текста.
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...
Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...
5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...
Текст. Основная мысль текста.
Текст. Основная мысль текста....
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...
Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.
Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Основная мысль текста"
Русский язык. 5 класс/. Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль...