Урок " Основная мысль текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Власова Диана Николаевна

Урок развития речи в 5 классе ( ФГОС ООО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka_dlya_pechati.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС ООО)

5 «А» класс

«Основная мысль текста»

Цель деятельности учителя

Формировать знания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста, углубить знания обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультмедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

1. Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности

Формируемые умения (УУД)

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли.

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение «+» (Слайд 3).

Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

-Давайте наши улыбки покажем друг другу.

-Как вы думаете, ребята, для чего люди улыбаются друг другу?

Сегодня на уроке мы узнаем  новые понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями.

 -Запишем число.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Запись учащимися числа.

 Фронтальная

2.Актуализация

знаний (путем постановки проблемы)

Формируемые умения (УУД)

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы

-За окном ненастная погода, пасмурное небо. А я предлагаю перенестись в лето. Посмотрите на экран.  Прочитаем предложения.  

(Слайд 4). 

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

-Записанные на доске  предложения образуют  текст? Почему?

(Эти предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств).

-Можно ли озаглавить данный текст? (Можно озаглавить «Тропинка»). (Слайд 5).

-Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста).

 -Что такое тема? (То, о чем говорится в тексте).

-Сформулируйте  основную  мысль данного текста?

В чем затруднения?

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию.

Работают с текстом. Отвечают на вопросы, приводят примеры

Выявляют причины затруднения

Фронтальная, индивидуальная

3. Постановка учебной цели.

Формируемые умения (УУД)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

-Что сегодня предстоит нам выяснить?  

-Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?  «Основная мысль текста»

 (Слайд 6).

-Запишите в тетрадь.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Записывают тему урока.

Индивидуальная

4. Творческая практическая деятельность по реализации выявленных причин затруднения.

Формируемые умения (УУД)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

1.Работа с текстом.  

-А теперь вернемся к тексту и понаблюдаем за тем, какие слова  автор использует при описании тропинки.

-Какое у него отношение к ней?

-Что хотел сказать автор?

 -Правильно, мы можем сказать, что лесная тропинка интересна, любима. (Это и есть основная мысль текста) (Слайд 7).

Найдите предложение, которое отражает основную мысль.

2. Работа с учебником.

Самостоятельно изучите материал на стр.34 и ответьте на вопрос, что такое текст.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о структуре текста

Работают с учебником.

Читают правило

Фронтальная

5.Первичное закрепление знаний.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

- Применяя полученные знания, выполняем

 упр. 116 (стр. 53).

- О чём говорится в тексте, какова его тема?

- Какова основная мысль текста? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.

Выполняют упражнения, участвуют в обсуждении новой темы

Индивидуальная

Физ. минутка

(пауза релаксации)

Слайд 8

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел – 

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Физкультминутка для глаз и рук

6. Работа в паре.

Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

-А сейчас мы поработаем в парах. (Слайд 9)

-На ваших столах тексты. Прочитайте их. Докажите, что прочитанное нельзя назвать текстом (нет смысловой связи).

-Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

-Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

(Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (К толковому).

Аркан – длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильём и имуществом.

-Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (О чём говорится? Что именно?)

1 текст – Моя лошадка, 2 – Заарканил.  3 – Кочевник

Работа в паре

Групповая

7. Включение  в систему знаний.

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 -Какие компоненты составляют понятие «текст»?

-Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме.

(Текст должен обладать тематическим и смысловым единством; предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически; должно быть стилистическое единство)

-А где это нам пригодится?

-А теперь мы обратимся к поэтическому тексту.

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,                      Где-то дома у метро –

Весь обрызганный росой,                Пепси-кола и ситро,

С птицей возле тополька                 Карусели, зоосад,

Воду пью из родника.                      Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,                     Но нельзя купить росу,

Можно многое купить                     Птичье пение в лесу,

Дом, одежду и завод,                       И не спрятать в кошелек

Самолет и пароход.                          Родничок и тополек.

 (Не все на свете можно купить.  И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете)

-Что самое ценное у человека?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель работы, осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

(Слайд 10) Прочитайте текст и выполните задания.

(1)…(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

3. Докажите, что перед вами текст. (Слайд 11)

Проверка по эталону.  Эталон:

 (1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.(5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.

Данные предложения составляют текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой. Текст можно озаглавить.

(Слайд 12) «Поставь себе оценку» (после проверки по эталону).

Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Самостоятельно выполняют задания, подобранные учителем

Индивидуальная, групповая

9.  Рефлексия учебной деятельности.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают  и обосновывают  свою точку зрения.

(Слайд 13).  Закончите предложения…

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили…
  2. Сегодня на уроке мы говорили о …
  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок, покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Отвечают на вопросы,

участвуют в обсуждении итогов урока

Фронтальная, индивидуальная

10. Домашнее задание:

по выбору учащихся

(Слайд 14) П.23, 1) Составить таблицу «Признаки теста».

         2) Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

(Слайд 15) Молодцы, ребята! Сегодня все работали хорошо. Я благодарю вас за работу!

Запись домашнего задания

Литература

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др./ Автор-составитель Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Русский язык. Русская речь. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. И. Никитина. – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьёзно/ Т.А. Ладыженская, О. П. Штыркина, Н. В. Ладыженская. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема текста. Основная мысль текста.

В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...

Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"

Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...

5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...

Текст. Основная мысль текста.

Текст. Основная мысль текста....

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Основная мысль текста"

Русский язык. 5 класс/. Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль...