Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка для 5 класса,в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_pravopisanie_pristavok.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».
Учитель:Михайлова Е.Л.
Цели: дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи: Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся;закрепить навык осознанного письма; научить применять данное правило в устной и письменной речи.
Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речи; развивать орфографическую зоркость;
Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; подбирать к указанным словам однокоренные с беглым гласным в приставках.
Метапредметные: Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Личностные:Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Образовательные ресурсы
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2013)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Назовите слова из домашнего упражнения 432, которые в составе имеют:
- ∩^□: трактористы, синеватая, сарафанчике, шерстяным
- ¬∩□: привозим, вносишь, уходит
- ¬∩^□: сварщик, безлунная
- ∩^^□: парашютистка
- ∩□ : тихая
- Самостоятельная работа.
Морфемный анализ слова:
Радость, перевозчик, вносишь, подбежать, синеватый, пришкольный.
(дети сверяют с эталоном – запись на доске)
- Самоопределение к деятельности.
Игра «Змейка»
(Играют три команды по рядам: 1- приставка, 2 – корень, 3 суффикс)
- Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.
Образец.
- Сбежать
- Сосновый
- Лучок.
Образуйте слова.
- ¬ход^□ (походный)
- ¬снеж^□ (подснежник)
Обозначьте в словах приставки.
Ситуация: что мы знаем о правописании данных приставок?
(Данные приставки неизменяемые)
Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.
- Работа по теме урока.
- Беседа.
Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:
Надколоть – надорвать, надрубить;
Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;
Промахнуться пр`омах и т.д.
- Чтение теоретического материала учебника (п. 82, стр.28)
Комментарий.
Обратим внимание на приставку с-. Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим - [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.
Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, сорвать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).
- Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).
приставка | примеры |
Над- (надо-) | Надкусить, надорвать |
Под- (подо-) | Подбежать, подобраться |
С- (со-) | Сверить, собрать |
В- (во-) | Втереть, вогнать |
Об- (обо-) | Обзор, обозрение |
Пред- (предо-) | Предложение, предоставить |
От- (ото-) | Отбор, отозвать |
Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. (Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных)
- Закрепление изученного материала.
- Упр.433 – комментированное письмо. (выполняют по цепочке)
- Упр.435 – выполнение заданий (самостоятельная работа, взаимопроверка)
- Выполнение тренировочных упражнений.
- Словарный диктант
Сделать, сгноить, спросить, здание, надписать, отдохнуть, сбить, отбить, подслушать, содействовать, перетянуть, вперед, сохранить, пожнет, согнуть.
- Как называют явление, когда согласный звук уподобляется последующему, меняясь на звонкий? (озвончение)
- Приведите примеры слов из словарного диктанта, где в приставке произошло озвончение. (слова с озвончением выделены жирным шрифтом)
- В каких словах в приставке произошло оглушение? (в подчеркнутых словах)
- Выборочный диктант
- Рифмограмма.
Запомни: З приставки не бывает.
Сбить, сбор, сберечь пиши с приставкой С.
З пишем в тех словах, что корень начинают:
Ни зги, здоровье, здание и здесь!
(О. Кургузова)
«Этимологические загадки»
Ни зги – ничего не видно. О происхождении этого выражения и конкретно слова зга спорят до сих пор. Одни ученые считают, что оно произошло от слова стезя, то есть дорога: так темно, что и дороги не видно. Другие, что зга произошло от згра – искра, то есть на видно искры, света – зги Божьей на видно. Третьи предполагают, что зга образовалось от стега (стегать) – прут, хлыст. То есть на видно даже хлыста в руке, который нужно поднести к глазам. Четвертые утверждают, что зга – это мелкая деталь на колокольчике лошади в упряжи.
Кто из них прав, мы не рассудим, однако точно должны знать, что это слово пишут через букву З.
(По материалам Интернета и этимологических словарей)
- Выпишите слова с неизменяемыми приставками.
Берестяная трубочка.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высыхает.
Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех. Я с трудом вытолкнул его. Вокруг березы не было орешника.
«Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои припасы», подумал я.
(по Д. Мамину-Сибиряку)
- Распределительный диктант.
Записать слова в два столбика:
- приставки, не изменяющимися на письме;
- без приставок.
Наслаждение, роскошный, заменить, работа, отблеск, вьюга, портфель, покрывало, подберезовик, подушка, доставить, доска, облака, обжарить, доклад, кормить, мудрость, мокрый, вымокнуть.
- Рефлексия
- Как можно проверить гласные и согласные в приставках?
(Надколоть – надорвать, надрубить);
(Промахнуться - пр`омах)
- Домашнее задание.
- П.82
Упр. 436 (доп. - В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)
Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных и согласных в приставках"...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"
конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова...
Урок по русскому языку в 10 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы , работающих в 10 классе по программе Н.Гольцовой, и соответствуе ФГОС...
План - конспект урока: Тема: "Правописание гласных и согласных в приставках»
Цели урока: Образовательные: Обучение правильному написанию безударных гласных в приставках; Повышение уровня общей образованности учащихся; ...
Разработка урока русского языка в 11 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"
Разработка урока поможет в подготовке к ЕГЭ по русскому языку...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...